Головоломный путь к нестандартному мышлению. Гарет Мур: Латеральная логика

26.05.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сегодня мы поговорим о том, кто такие этики и логики . Все люди по типу мышления делятся на две группы. Предрасположенность к этическому или логическому мышлению дается человеку от рождения, и формируется в первые годы жизни. Логика и этика — это два разных вида интеллекта, которые совершенно по-разному видят этот мир. Рассмотрим, чем же они отличаются друг от друга.

Этики

Этики хорошо разбираются в чувствах и эмоциях . От их взгляда не ускользают подробности и нюансы настроения окружающих людей. И даже если человек пытается скрыть свои чувства, этик все равно заметит это по мельчайшим нюансам мимики, голоса, взгляда. Он увидит печаль за напускной веселостью, доброту за показной строгостью.

Этики способны и сами эмоционально воздействовать на людей, менять настроение окружающих, создавать нужную в данной конкретной ситуации атмосферу. Успокоят, развеселят, посочувствуют. Однако делают они это естественно и непринужденно, не прилагая каких-то специальных усилий.

Так же успешно этики разбираются в вопросах отношений между людьми . Они знают, кто кого любит, кто кого ненавидит, кто от кого в восторге, а кто кого избегает. Этики хорошо чувствуют, как к ним относятся другие люди и умеют влиять на это отношение. В целом они творчески подходят к выстраиванию отношений и создают их такими, какими сами пожелают.

Этики могут уступить в споре только потому, что не хотят обидеть. Или сделать комплимент внешности, чтобы порадовать человека, даже если тот сегодня выглядит не лучшим образом. Хвалят, чтобы вдохновить и поддержать, если видят, что человек старается.

В целом этики воспринимают мир через людей и чувства. Они живут тем, что ссорятся, мирятся, любят и ненавидят, радуются и страдают. Для них не существует раз и навсегда определенных моральных правил, тем более «подсмотренных» у кого-то. Часто они создают эти правила сами. Вопросы морали для них важны, однако и к ним они подходят творчески. Видят сложную этическую ситуацию с разных сторон и учитывают субъективные, личные обстоятельства.

Логики

Логики прекрасно разбираются в фактах и причинно-следственных связях . Для них важно, чтобы действия имели цель, иначе эти действия бессмысленны. Логики хорошо разбираются в вопросах организации труда, они могут организовать людей на продуктивную деятельность.

Обращают внимание на деловые качества людей, им легко понять, хороший ли человек профессионал. Оценивают других по интеллекту и способности эффективно работать. Могут неплохо разбираться в вопросах бизнеса, знают, как заработать деньги. Пользуются правилами, структурами, системами, графиками и таблицами. Считают это удобным способом оформления информации.

В споре не склонны уступать, если оппонент, по их мнению, не прав. Оперируют фактами, статистикой, чтобы убедить собеседника. Считают, что существует объективная истина и стараются донести ее до людей. Хвалят и говорят комплименты тогда, когда люди этого действительно заслуживают.

В целом логики воспринимают мир через логические соотношения. Они доказывают, убеждают, анализируют, просчитывают. Для логиков важны законы и их исполнение. Считают, что в мире должна быть справедливость, и готовы за нее бороться.

Резюме

Этики:

Хорошо разбираются в чувствах и отношениях.
Умеют эмоционально воздействовать на людей.
Воспринимают мир через людей, отношения.
Успешно разрешают конфликты.
Уговаривают, просят, вдохновляют.
Творчески, всестороннее подходят к вопросам морали, оценивают поступки с точки зрения «хорошо-плохо».
Оценивают душевные качества людей.
Не очень сильны в решении логических задач и вопросах, связанных с зарабатыванием денег.

Логики:

Хорошо оперируют фактами и причинно-следственными связями.
Умеют управляться с техникой, разбираются в ее устройстве.
Воспринимают мир через логические соотношения.
Знают, как заработать деньги.
Доказывают, убеждают, анализируют.
Не очень гибкие в вопросах морали, оценивают поступки с точки зрения «правильно-неправильно».
Оценивают профессионализм, интеллект и деловые качества людей.
Не очень сильны в разрешении конфликтов и эмоциональном воздействии на людей.

Я привела здесь обзорное, сжатое описание этики и логики для того, чтобы вы смогли увидеть общую картину. Разобраться с тем, этик вы или логик, вам поможет вот .

Прикинул я, коллеги, хер к носу, и решил, что слишком уж часто последнее время я думаю про науку логику. И слишком уж много уважаемых мною людей считает логику важнейшей из наук. И, следовательно, не грех и мне потратить несколько дней на штудирование учебника логики.

Однако прожил я сам с собой уже не один десяток лет, и неплохо изучил свои привычки. Чтобы как следует изучить какую-нибудь книжку, хотя бы и учебник логики, мне недостаточно его прочесть. Чтобы понять суть прочитанного, мне нужно этот учебник пересказать кому-нибудь ещё. И этим-то я сейчас и займусь.

Возьму широко известный учебник логики профессора Челпанова, и попытаюсь его красиво пересказать, перемежая примерами из жизни и своими воспоминаниями. Возможно, господа, это займёт у меня значительное время. Не исключено, что мне придётся даже потратить на это целую неделю. Но я искренне убеждён, что неделя -- разумная цена за моё понимание этого архиважного предмета.

Глава 1. Определение и задачи логики.

Для меня, как и для Челпанова, логика -- это инструмент. Причём инструмент не для победы в спорах, хотя и это немаловажно, а инструмент для поиска истины. Определение Георгия Ивановича следующее:

Логика -- это наука о законах правильного мышления.

Правильно мыслить нам нужно, чтобы приходить к правильным выводам относительно неочевидных фактов на основе очевидных фактов. Чем эти факты различаются?

Очевидные факты -- это то, что мы непосредственно ощущаем. Например, если мы выльем горячий кофе себе на джинсы, мы обожжёмся. И тут нам не нужна логика -- мы непосредственно ощутим, как по нашей коже расползается кипяток.

Если же кофе стоит на столе, мы не чувствуем его тепла. Нам неочевидно, что кофе -- горяч. Но мы видим пар, который поднимается от кружки, и можем сделать вывод, что в кружке налит именно горячий кофе. Это -- неочевидный факт.

Снова дам слово Челпанову:

Доказательство заключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам очевидным.

То есть, в моём примере положение неочевидное (горячий кофе) мы свели к очевидному (от кружки идёт пар).

Кстати, на этом месте в сетевых дискуссиях обычно кто-нибудь вставляет: "А если в чашку налит жидкий азот, и пар исходит от него?". Или: "А если в кружку хитро подведена трубочка, через которую злоумышленники подпускают пар?". Или даже: "А если ты хорошенько выпил и пар тебе мерещится?".

На мой взгляд, эти "доводы" не имеют права на жизнь. Если мы не хотим утонуть в софистике, нам не следует выдумывать инопланетян и заговорщиков, пока мы не увидим веских причин их существования.

И именно здесь, имхо, кроется причина, по которой в школах хорошо преподаётся математика, но отвратительно преподаётся философия. Математика -- наука точная и понятная. Теоремы выводятся из аксиом, стройные ряды формул складываются в стремительные доказательства. Сомнениям в математике нет места.

А вот философия требует от нас значительной смелости ума. Грубо говоря, продвигаясь вперёд в философии, мы постоянно должны говорить себе: "Да, здесь налито именно кофе, а не жидкий азот". Даже в тех случаях, когда мы не знаем, что за вещество находится в чашке. И, одновременно, мы должны отличать очевидное от неочевидного, чтобы не начать рассуждать про число ангелов, которые могут поместиться на острие иглы.

Ладно. Тем ценнее логика для философов. И, пожалуй, самое место для очередной цитаты из учебника:

Логика ставит своей целью не поиск истины. Логика ставит своей целью доказательство уже открытых истин.

Как я давно хотел написать, сильный мозг стоит на двух ногах. Одна нога -- интуиция -- ищет новое. Часто новое приходит даже во сне, как пришла к Менделееву его таблица. Вторая нога -- логика -- отделяет гениальные идеи от бреда. Логика не выводит сложные идеи из простых, а, наоборот, членит сложные идеи на элементарные кирпичики.

Помните дедуктивный метод Шерлока Холмса? Однажды мой учитель математики, ехидно улыбаясь, указал на "ошибку" Конан Дойля. Дескать, метод "от частного (сигаретного пепла) к общему (картине убийства)" должен называться не дедуктивным, а индуктивным. Но сейчас я вижу, что прав был всё-таки Конан Дойль. Шерлок Холмс сначала представлял себе картину убийства, и только потом проверял её, посредством мелких улик, вроде царапин на паркете, и логических умозаключений. Поэтому его метод является именно дедуктивным, а не индуктивным.

Окей. Вернёмся к логике. Родителем логики, утверждает Челпанов, следует считать Аристотеля. Далее Декарт, Бэкон, Милль и прочие талантливые логисты всячески развивали и растили эту науку. В итоге, в логике появилось два направления -- формальное и индуктивное . Обсудим их отличия на примере формально истинного и материально истинного высказывания.

Все негры курят анашу.
Большой Джон -- негр.
=
Большой Джон курит анашу .

"Большой Джон курит анашу" -- формально истинное высказывание, так как оно логически следует из двух предыдущих. Но вот материально высказывание вполне может быть и ложным. Например, Большой Джон может быть шестилетним ребёнком, у которого пока нет денег на наркотики.

Все птицы имеют перья.
Некоторые летучие твари -- не птицы.
=
Некоторые летучие твари не имеют перьев.

Высказывание "Некоторые летучие твари не имеют перьев" -- формально ложно, так как не вытекает из данных положений. Однако материально оно истино. Например, мы отлично знаем, что мухи не имеют перьев. Кстати, Вы заметили, где спряталась логическая ошибка? Приведу пример такого же рассуждения:

Все зоофилы -- люди.
Некоторые сотрудники милиции -- не зоофилы.
=
Некоторые сотрудники милиции -- не люди .

Утверждение "Некоторые сотрудники милиции -- не люди" ложно как фомально, так и материально.

Если я правильно понял Челпанова, формальная логика считает, что логика -- это некий совершенный инструмент, с помощью которого единственно и возможно мыслить. Ну а материальная логика, если я, опять-таки, правильно понял о чём идёт речь в учебнике, полагает, что логика -- это не что-то априори истинное, а всего лишь одно из орудий в руках мыслителя.

Например, если фанатичный приверженец формальной логики придёт к выводу, что ему надлежит повеситься, он намылит верёвку и повесится. А если к такому же выводу придёт фанатичный приверженец материальной логики, он решит, что где-то ошибся в рассуждениях.

Впрочем, возможно, Георгий Иванович говорил совсем не об этом. Однако, если это так, я полагаю, что среди моих читателей есть знатоки логики, которые меня поправят.

Издано с разрешения MICHAEL O’MARA BOOKS LIMITED


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© Michael O’Mara Books Limited, 2016

© Puzzles and solutions. Gareth Moore, 2016

© Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Введение

Добро пожаловать на страницы «Латеральной логики»! Эта книга бросает вам 90 разных вызовов, и каждый из них должен побудить ваш мозг искать нестандартные решения и включать воображение. Пройдя весь путь до конца, можете смело считать себя мастером креативного мышления и абстрактной логики!

Задания в книге разбиты по трем уровням: новичок, специалист и эксперт . Даже если вы уже знакомы с головоломками на латеральное мышление, все равно лучше начните с самого начала и продвигайтесь дальше постепенно, поскольку многие из вопросов, предлагаемых на первом уровне, – ступени к задачам последующих. К тому же, сразу перепрыгнув в конец книги, вы рискуете лишить себя радости решения предыдущих головоломок.

Итак, эта книга содержит 90 различных задач – по 30 на каждый из трех уровней сложности, и в каждой задаче – в среднем по две загадки. Как правило, загадки под одним номером либо связаны между собой тематически, либо формируют ряд последовательно усложняющихся смысловых заданий. Так же как мы с первого уровня начинаем осваивать книгу в целом, так и в каждой задаче лучше начинать с первой головоломки, а потом уже переходить ко второй, чтобы не «подсматривать» ответ на предыдущую.

Некоторые из заданий составлены так, чтобы, тщательно дозируя мотивацию к креативности, помочь вам нарабатывать навыки латерального мышления. Это помогает высвобождать присущие всем людям творческие способности, о наличии которых в себе вы, возможно, до сих пор и не подозревали!

Подсказки и решения

После каждой задачи вы найдете ссылки на разделы «Подсказки» и «Решения». Не стесняйтесь – смело заглядывайте в «Подсказки», если при решении головоломки зашли в тупик. Когда подсказок несколько, то, прочитав первую, возвращайтесь к заданию, прежде чем прочесть вторую, и по тому же принципу обращайтесь к каждой последующей подсказке. Они расположены по степени раскрывания ответа – от меньшей к большей, так что чем больше подсказок вы прочтете, тем легче станет задача.

К каждой головоломке дается полное корректное решение, но, прежде чем сверять с ним собственное (особенно когда вы в нем не уверены), советую сначала прочесть подсказки, даже если, по вашему мнению, вы в них не нуждаетесь, и таким образом проверить, совпадает ли ход ваших рассуждений с предлагаемым. Поступая так, вы не рискуете получить спойлер верного решения, если у вас оно другое.

Для некоторых головоломок на латеральное мышление могут найтись иные, нежели в книге, варианты разумных решений, однако стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев ваша цель – найти самое простое и рациональное.

Решения часто оказываются причудливыми и невероятными, вы же должны отработать навык получения в каждом случае максимально ясного и реалистичного ответа. Предоставляю...

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Гарет Мур
Латеральная логика. Головоломный путь к нестандартному мышлению

Издано с разрешения MICHAEL O’MARA BOOKS LIMITED


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


© Michael O’Mara Books Limited, 2016

© Puzzles and solutions. Gareth Moore, 2016

© Перевод, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

Введение

Добро пожаловать на страницы «Латеральной логики»! Эта книга бросает вам 90 разных вызовов, и каждый из них должен побудить ваш мозг искать нестандартные решения и включать воображение. Пройдя весь путь до конца, можете смело считать себя мастером креативного мышления и абстрактной логики!

Задания в книге разбиты по трем уровням: новичок, специалист и эксперт . Даже если вы уже знакомы с головоломками на латеральное мышление, все равно лучше начните с самого начала и продвигайтесь дальше постепенно, поскольку многие из вопросов, предлагаемых на первом уровне, – ступени к задачам последующих. К тому же, сразу перепрыгнув в конец книги, вы рискуете лишить себя радости решения предыдущих головоломок.

Итак, эта книга содержит 90 различных задач – по 30 на каждый из трех уровней сложности, и в каждой задаче – в среднем по две загадки. Как правило, загадки под одним номером либо связаны между собой тематически, либо формируют ряд последовательно усложняющихся смысловых заданий. Так же как мы с первого уровня начинаем осваивать книгу в целом, так и в каждой задаче лучше начинать с первой головоломки, а потом уже переходить ко второй, чтобы не «подсматривать» ответ на предыдущую.

Некоторые из заданий составлены так, чтобы, тщательно дозируя мотивацию к креативности, помочь вам нарабатывать навыки латерального мышления. Это помогает высвобождать присущие всем людям творческие способности, о наличии которых в себе вы, возможно, до сих пор и не подозревали!

Подсказки и решения

После каждой задачи вы найдете ссылки на разделы «Подсказки» и «Решения». Не стесняйтесь – смело заглядывайте в «Подсказки», если при решении головоломки зашли в тупик. Когда подсказок несколько, то, прочитав первую, возвращайтесь к заданию, прежде чем прочесть вторую, и по тому же принципу обращайтесь к каждой последующей подсказке. Они расположены по степени раскрывания ответа – от меньшей к большей, так что чем больше подсказок вы прочтете, тем легче станет задача.

К каждой головоломке дается полное корректное решение, но, прежде чем сверять с ним собственное (особенно когда вы в нем не уверены), советую сначала прочесть подсказки, даже если, по вашему мнению, вы в них не нуждаетесь, и таким образом проверить, совпадает ли ход ваших рассуждений с предлагаемым. Поступая так, вы не рискуете получить спойлер верного решения, если у вас оно другое.

Для некоторых головоломок на латеральное мышление могут найтись иные, нежели в книге, варианты разумных решений, однако стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев ваша цель – найти самое простое и рациональное. Решения часто оказываются причудливыми и невероятными, вы же должны отработать навык получения в каждом случае максимально ясного и реалистичного ответа. Предоставляю вам самим определять, соответствуют ли этим критериям альтернативные решения, к которым вам удастся прийти.

Вы найдете в этой книге и загадки с особыми, уникальными ответами. Из текста вам сразу будет ясно, что вы имеете дело именно с таким случаем, поскольку для подобных задач есть только одно корректное решение.

Как решать задачи на латеральное мышление

Как правило, в задачах на латеральное мышление требуется представить себе варианты ответа, напрямую не следующего из заданного вопроса. Классический пример – гипотетическая ситуация, когда в одной комнате есть три лампочки, а в другой – три выключателя. Вы знаете, что каждый выключатель управляет одной из трех лампочек, но неизвестно, какой именно. Все лампочки выключены. Вы не имеете возможности видеть комнату с лампочками из комнаты с выключателями. Задача в том, чтобы выяснить, какой выключатель какой лампочкой управляет, не входя ни в одну из комнат более одного раза. В комнатах вы один, поэтому нет возможности попросить кого-то посмотреть, какой выключатель какую лампочку включает.

Если бы можно было войти и выйти из каждой комнаты дважды, задача решалась бы просто. Вы вошли бы в комнату с выключателями, повернули один из них, а затем, пойдя в комнату с лампочками, отметили, какая лампочка загорелась. Затем вернулись бы в комнату с выключателями, повернули второй и снова, вернувшись в комнату с лампочками, посмотрели, какая загорелась на этот раз. Ясно, что третий выключатель активирует третью лампочку – проблема решена.

Но вам-то разрешено только одно посещение комнаты с выключателями, так что придется иным путем определять, какую из лампочек зажигает каждый из трех выключателей. Для решения загадки лучше всего начать с обдумывания всех имеющихся возможностей, а именно:


1) не поворачивать ни один из выключателей

2) повернуть один выключатель

3) повернуть два выключателя

4) повернуть все три выключателя


Вариант 1 не поможет, ибо очевидно, что вы ничего не выясните. С помощью варианта 2 вы определите одну пару «выключатель – лампочка», но шансы угадать две другие окажутся 50 на 50. Аналогично вариант 3 поможет определить, какому выключателю соответствует незагоревшаяся лампочка, однако шансы найти соответствие двух других тоже будут 50 на 50. Вариант 4 ничем не лучше варианта 1.

В загадке обычного типа ответом был бы один из вышеприведенных вариантов, так как в задачах, не предполагающих латерального мышления, в предлагаемом вопросе уже заключены все возможные параметры ответа. В нашем же случае вам нужно размышлять над вариантами, которые НЕ даны явным образом. Как только вы с этим справитесь, может оказаться – и так бывает довольно часто, – что задача имеет множество разнообразных потенциальных ответов (о чем уже говорилось), однако вы всегда должны искать самый простой и разумный.

Вернемся к нашим лампочкам. Если бы в поставленных условиях не упоминалось, что вы один, то самым простым решением было бы отправить в комнату с лампочками помощника и спрашивать его, что происходит, когда вы поворачиваете выключатели. Да, никакой помощник не был упомянут в вопросе, но, применив латеральное мышление, неизбежно следовало бы подумать, как решить задачку, используя нечто большее, чем информация и идеи, предоставленные текстом вопроса.

Вы могли бы найти и более сложный путь решения задачи – например, установить в комнате с лампочками видеокамеру, затем поворачивать выключатели по очереди и после этого на видеозаписи увидеть, в каком порядке загорались лампочки. Это исключительно рациональное решение, но более сложное, чем то, что будет представлено ниже, так что с субъективной точки зрения его нельзя назвать таким уж гениальным. Еще одно рациональное, но тоже сложное решение – установить зеркала так, чтобы иметь возможность из одной комнаты наблюдать, что происходит в другой… Если не добавлять к каждому вопросу на латеральное мышление огромного количества оговорок, то практически невозможно исключить множество потенциальных ответов помимо искомого.

Учитывая большое число вариаций с выключателями, все, что требуется от вас при решении этой головоломки, – поразмышлять не о выключателях, а о лампочках. Даю подсказку: если вам уточнят, что решение не подразумевает использования добавочного оборудования, но требует возможности дотянуться до лампочек, это поможет?

Вам уже недвусмысленно сообщили, что в комнате электрические лампочки, а не какие-то неопределенные источники света. Это важно, поскольку решение, к которому вас подталкивают, оказалось бы невозможным, если бы речь шла о каких-то более современных видах освещения. Поэтому вопрос сводится к следующему: есть ли у электрических лампочек некое свойство – помимо того, что они излучают (или не излучают) свет, – которым вы можете воспользоваться для решения задачи?

Решение – если вы еще не догадались – основывается на том, что включенные лампочки нагреваются. Вы поворачиваете два выключателя и ждете, чтобы дать включившимся лампочкам нагреться. Потом нейтрализуете один из выключателей и отправляетесь в комнату с лампочками. На этом этапе в вашем распоряжении три лампочки в трех разных состояниях: включена; выключена, но теплая; выключена, но холодная. Воспользовавшись этой информацией, вы можете соотнести лампочки с соответствующими выключателями. Готово!

Теперь, когда вы поняли, как работает латеральное мышление, давайте решим еще одну головоломку.

На столе лежит около дюжины одинаковых монет, с помощью которых вы хотите показать фокус подруге. Вы предлагаете ей написать маркером на одной стороне любой монетки ее имя, а потом крепко сжать денежку в кулаке, «чтобы надпись надежно впечаталась». После этого, проговорив традиционные в таких случаях «магические» заклинания, просите подругу положить монетку на стол надписью вниз и перемешать все монеты, пока вы отвернулись. Фокус в том, что, не переворачивая ни одной из монет, вы безошибочно выбираете среди них подписанную. Как это возможно?

Решение во многом сходно с предыдущей головоломкой – от вас требуется использовать свойство монетки, не очевидное напрямую. Вы можете попробовать с двух попыток просто угадать, где лежит монетка с именем подруги, или воспользоваться неким сложным механическим или электронным устройством отслеживания искомой монеты… Однако решение на самом деле очаровательно просто.

Просто коснитесь каждой монетки по очереди, пока не найдете ту, что окажется теплее других, – ведь девушка крепко сжимала ее в кулаке, пока вы произносили «заклинания». Это ее монета! Кстати, когда вы действительно соберетесь проделать такой трюк, он будет намного проще, если вы заранее подержите монетки в холоде. В качестве же загадки на латеральное мышление этот фокус снова потребовал от вас подумать о чем-то, явным образом не упомянутом в условиях, и использовать это для поиска идеально рационального и разумного решения.

Теперь, после знакомства с двумя примерами головоломок, можно считать, что вы уже достаточно подготовлены к началу работы с задачами из этой книги. Если найдете решения, которые, на ваш взгляд, превосходят предложенные нами (или по крайней мере не хуже), пришлите их мне на адрес [email protected] Те из ваших оригинальных решений, которые окажутся достаточно хороши, мы, возможно, представим в качестве альтернативных вариантов в будущем издании книги.

Доктор Гарет Мур

Новичок

Латеральная разминка
ЗАГАДКА 1. НОВИЧОК

Латеральное1
Латеральный – буквально «боковой» (от лат . lаtus – «бок»). – Прим. ред.

Мышление, как следует из самого термина, означает умение мыслить о вещах под углом зрения, отличающимся от традиционного, принятого в повседневной жизни, – другими словами, это умение мыслить вбок, со стороны, нешаблонно , то есть латерально .


Вот вам первая вводная задачка:


законно ли для мужчины жениться на сестре своей вдовы?

Подсказки

После каждой задачи в этой книге вы найдете ссылку, ведущую в раздел «Подсказки». Подсказки разбиты на несколько этапов, каждый из которых предполагает более высокую степень конкретизации. Если, решая задачку, вы зашли в тупик, просто прочтите первую подсказку из списка, а потом вернитесь к решению. Следующие подсказки читайте только в случае необходимости и по тому же принципу – каждый раз возвращаясь к решению.

Решения

Вместе с ссылкой на подсказки вы также найдете ссылку, ведущую в раздел «Решения». В некоторых случаях имеется только одно корректное решение, в других – предлагаемый ответ является самым рациональным, ведь для некоторых задач на латеральное мышление может быть несколько ответов, как разумных, так и весьма диковинных!


Подсказки и решения к загадке 1.

Вникнуть в суть
ЗАГАДКА 2. НОВИЧОК

В обеих загадках этой задачи от вас потребуется собрать воедино, казалось бы, разнородные куски информации, чтобы прийти к недвусмысленному заключению.

Медведь

Путешественница строит дом в определенной местности. Со всех сторон из дома открываются волшебные южные пейзажи. Из одного окна хозяйка дома видит медведя.

Какого цвета медведь?


А теперь еще одна загадка.

Мойщик окон

Мойщик окон стоит на выступе здания и моет окна на 20-м этаже небоскреба. Внезапно сильный порыв ветра заставляет мойщика, находящегося высоко над землей, потерять равновесие. Он падает с выступа.

Страховочный ремень не был закреплен к выступу, поэтому мойщик падает свободно, однако остается жив, не получив ни единой травмы.

Как такое возможно? Особенно если учесть, что здание не имеет балконов или других выносных конструкций.


Подсказки и решения к загадке 2.

Рождение детей
ЗАГАДКА 3. НОВИЧОК

В странах определенной культуры женщины обязаны следовать правилу:


можно иметь сколько угодно детей, пока не родится мальчик. После этого рожать детей не разрешается.


Как данное правило влияет на общий баланс детей мужского и женского пола в данном обществе?

Вы должны исходить из предположения, что дети мужского и женского пола имеют равные шансы родиться в каждом конкретном случае.

Также следует иметь в виду, что никакие прочие внешние факторы на ответ никоим образом не влияют.


Подсказки и решения к загадке 3.

Именная детерминация
ЗАГАДКА 4. НОВИЧОК

Решите две следующие головоломки.

1

У матери Дэвида трое детей. Имя первого ребенка – Мэй, второго – Джун. Как зовут третьего ребенка?

2

Можете ли вы назвать три следующих друг за другом дня, не упоминая субботу, воскресенье или среду?


Подсказки и решения к загадке 4.

Вычеркните слова в отрывке из романа Джейн Остин
ЗАГАДКА 5. НОВИЧОК

Вычеркните некоторые слова в предлагаемом отрывке из «Гордости и предубеждения», чтобы оставшиеся составили короткий рассказ уже вашего авторства. Это отличная задача на креативное мышление, которое подходит даже тем, кто считает, что творчество – не их конек!

См. пример.


Как ни старались миссис Беннет и ее пять дочерей, им все же не удалось добиться от главы семьи такого описания мистера Бингли, которое могло бы удовлетворить их любопытство. Они атаковали мистера Беннета самыми различными способами: вопросами напрямик, хитроумными догадками, отдаленными намеками. Но он не поддавался ни на какие уловки. И в конце концов им пришлось удовольствоваться сведениями из вторых рук, полученными от их соседки, леди Лукас. Сообщения последней были весьма многообещающими. Сэр Уильям был в восторге от мистера Бингли. Он еще очень молод, хорош собой, чрезвычайно любезен и, в довершение всего, выражает намерение непременно присутствовать на ближайшем балу, куда собирается прибыть с целой компанией своих друзей. Ничего лучшего нельзя было и желать. Кто интересуется танцами, тому ничего не стоит влюбиться. Все питали самые радужные надежды на скорейшее завоевание сердца мистера Бингли.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Последние материалы сайта