Юридическая психология. Краткий учебный курс

07.03.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

§ 11. Психология допроса свидетелей

Предметом допроса свидетелей является установление достоверных сведений о сущности расследуемого события, об обстоятельствах, находящихся в причинных связях с этим событием, получение сведений, позволяющих проверить и оценить имеющиеся доказательства и обнаружить источники новых доказательств.

В уголовном процессе России свидетелем может быть каждый гражданин, если ему известны обстоятельства расследуемого дела или данные, характеризующие личность обвиняемого. Следственным иммунитетом обладают только ближайшие родственники обвиняемого.

Наиболее психологизированные аспекты допроса свидетелей - оценка истинности их показаний, диагностика ложности показаний, преодоление лжесвидетельства, оказание мнемической помощи.

Свидетельствование часто бывает связано с остроконфликтными жизненными ситуациями, различными позициями свидетелей в отношении правоохраняемых ценностей, различными нравственными и гражданскими качествами личности.

"Свидетели несут случайную повинность, всегда более или менее тягостную, большинство из них теряется в необычной обстановке. Одни свидетели раздражаются и, чувствуя, что их ловят на словах, становятся грубы и принимают вызывающий тон, большинство же теряется и нравственно страдает. Нужно зорко следить за настроением свидетелей; нужно мысленно становиться на их место, умея вернуть спокойствие и самообладание одним, поддержать бодрость в других" .

Все свидетели так или иначе относятся к криминальному событию, личностным качествам обвиняемого и лица, ведущего расследование. Находясь в определенной социальной микросреде, они обычно разделяют установки этой среды. Не исключено и прямое давление на них со стороны заинтересованных лиц. У каждого свидетеля возникает та или иная модель расследуемого события.

Закон обязывает свидетеля давать правдивые показания. Однако предупреждение следователя об уголовной ответственности свидетеля за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний не должно восприниматься свидетелем как необходимость дачи им угодных следователю показаний. Это предупреждение должно звучать как призыв к обязательному исполнению свидетелем своего гражданского долга - сознательно, добросовестно и добровольно содействовать объективному и полному раскрытию и расследованию преступления.

Показания свидетелей могут быть прямыми, основанными на непосредственном восприятии существенных для дела обстоятельств (эта категория свидетелей называется очевидцами) и производными (косвенными), основанными на сообщениях других лиц (с обязательным сообщением источника информации).

Содержанием свидетельских показаний могут быть как сведения о фактических данных, так и оценочные суждения. Оценочные суждения неизбежно возникают при характеристике свидетелем отдельных психических качеств личности обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего. При этом нередко проявляются личностно-установочная позиция свидетеля, его социально-перцептивные стереотипы (преступник выглядел "интеллигентным человеком - он был в очках и в шляпе").

Доказательственную силу имеют лишь сообщения свидетеля о фактах. Однако факты воспроизводятся в форме суждений и умозаключений. Представление очевидцев о воспринятом событии всегда уже подлинных обстоятельств, которые имеют существенное значение для расследования.

Подлинная обстановка событий происшествия воссоздается следователем на основе анализа ряда показаний, снятия с них возможных субъективных наслоений. Только знание следователем психологической природы образных представлений, факторов, влияющих на их личностную реконструкцию, позволяет ему дать свидетельским показаниям адекватную оценку.

Первоочередному допросу подлежат свидетели, способные дать наиболее достоверные сведения. Это определяется уровнем психического развития свидетелей, их позицией в отношении правосудия, а также психическим состоянием при восприятии соответствующих обстоятельств: содержанием деятельности в момент происшествия, избирательной направленностью восприятия, уровнем личностной и профессиональной чувствительности, степенью адаптированности к физическим условиям восприятия.

Нецелесообразно извещать свидетеля о допросе задолго до его осуществления. Ожидание допроса создает соответствующие установки и вызывает интенсивную реконструкцию образных представлений. Не исключены и попытки пополнить свой "свидетельский запас" из дополнительных источников.

Не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые в силу физических и психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Наряду с обязанностями свидетель имеет ряд существенных прав. Совокупность обязанностей и прав определяет его социально-ролевой статус. Пользуясь своими правами, свидетель имеет возможность активно участвовать в процессе установления истины по делу. Он имеет право на свободный рассказ, прочтение соответствующих документов, давать показания на родном языке.

Обязанность свидетеля - дача правдивых показаний. Что же такое правдивые показания? В юридической литературе нередко встречаются утверждения, что "правдивые показания - это такое сообщение лица об обстоятельствах преступления, которое соответствует объективной реальности..." .

Между тем показания могут быть правдивыми, но не соответствовать действительности, не быть истинными. Люди в отражении событий могут заблуждаться, их отражение действительности в силу ряда причин может быть ошибочным. И это так называемое добросовестное заблуждение не может караться законом. Свидетель не обязан доказывать правдивость, а тем более истинность своих показаний. Следователь же должен, используя проверочные действия, удостовериться в истинности полученных показаний.

Свидетельские показания несут на себе субъективный отпечаток. Они могут быть неполными, неточными и даже не адекватными действительности. Оценка показаний - одна из основных профессиональных обязанностей следователя.

Отдельные показания могут быть неожиданными, выходящими за рамки здравого смысла, но и они должны быть приняты во внимание. В ряде случаев для оценки показаний свидетеля возникает необходимость проведения следственного эксперимента.

Свидетельница 3. показала, что в ночь убийства завмага Г. в его дом около 12 часов ночи вошли двое узнанных ею односельчан, которых она наблюдала с крыльца своего дома. Следователь усомнился в этом. Однако в ходе следственного эксперимента было установлено, что 3. хорошо видит ночью.

Особенно важно, чтобы в показаниях свидетеля были охарактеризованы конкретные действия обвиняемого и подозреваемого. Недостаточны такие общиехарактеристики, как "хулиганил", "дебоширил" и т. п.

В психологическом отношении свидетельские показания (воспроизведение ранее сформированных впечатлений) - психические образы прошедших событий. Здесь существенны правильность, адекватность процесса восприятия, особенности сохранения и реконструкции сформировавшихся образов в памяти данного лица. Также велико значение мнемических и интеллектуальных особенностей данного индивида.

Не прибегая к изложению всех закономерностей памяти, напомним, что наиболее прочно в памяти удерживается то, что вызывает повышенную ориентационную реакцию, - сильные физические раздражители (крик, вспышка света, громкий неожиданный голос и т. п.), начало или конец каких-либо процессов, действий, а также все, что охватывается активными действиями, имеет значимость для субъекта, вызывает его эмоциональные реакции. Следует также иметь в виду, что одни люди лучше запоминают приятные, а другие - неприятные события.

Воспринятые события могут быть непроизвольно реконструированы под влиянием последующих воздействий. Так, значительные деформации в показаниях могут произойти под влиянием последующего обсуждения событий, под воздействием общественного мнения, слухов, уголовных сенсаций, сообщений по каналам массовой информации.

Вовлечение свидетеля в процесс уголовного судопроизводства вызывает у него особое психическое состояние, обусловленное повышенной ответственностью за свои действия. Свидетель чутко, часто на фоне повышенной тревожности, реагирует на характер вопросов следователя. Его психические процессы приобретают остро избирательную направленность.

Свидетель не извлекает заранее готовую информацию, а формирует ее. Осознав вопрос следователя, свидетель сначала дифференцирует материал, подлежащий воспроизведению, оценивает его. Здесь возможны трудности припоминания, перевода первосигнальной (непосредственно чувственной) информации во второсигнальную (речевую) сферу.

Процесс вербализации 1 информации в свою очередь проходит два этапа: сначала осуществляется свернутая, внутренняя речь, проговаривание про себя и лишь затем - развернутая звукоречевая коммуникативная вербализация. Свидетель использует свои слова, термины, которые могут быть неадекватно интерпретированы следователем.

Непосредственно-чувственный образ, трансформируясь во второсигнальный (словесный) образ, неизбежно сопровождается концептуальной личностной реконструкцией. Одни и те же явления люди описывают по-разному, обращая внимание на различные их стороны.

Итак, реальное, объективное событие субъективизируется в процессе его восприятия, сохранения и воспроизведения, в ходе его вербального оформления (рис. 7).

"Запас слов и словарных формул у обычного человека невелик, и это не может не отразиться на его показании... Многое из области психических переживаний вообще с трудом вербализуется... часто даже простые и обыденные процессы оказываются совершенно недоступными для речевого оформления..."

В случае если допрос очевидцев был отложен, следователь должен учесть основные закономерности запоминания и забывания. Следует иметь в виду, что процесс забывания особенно интенсивен на протяжении первых 3-5 суток после восприятия события. Особенно быстро забываются временные интервалы событий, их динамические и количественные характеристики, речевые формулировки общающихся лиц. В памяти свидетеля может произойти рекомбинация - к действительным событиям может быть отнесено то, что было до него или после него, и даже то, о чем свидетель услышал затем от других лиц (внушенное представление). Значительное информационное преимущество имеет допрос очевидцев непосредственно на месте происшествия.

Неизвестный, встретив незнакомого ему гражданина А., попытался отнять у него часы. Оказав сопротивление, А. побежал от преступника, но на расстоянии около 20 м преступник выстрелил в него несколько раз из револьвера и скрылся в воротах одного из домов. При осмотре места происшествия очевидцы показали, что преступник стрелял в бегущего А., некоторые из них даже запомнили место, где от падающих на землю пуль поднималась пыль. По этим показаниям все револьверные пули были изъяты в качестве вещественных доказательств.

Оценивая показания очевидцев, следователь должен принимать во внимание не только индивидуальные, но и возрастные, половые, этнические и профессиональные различия восприятия и запоминания, социально-психологические закономерности восприятия человека человеком, психические состояния индивида и особенности его речевой деятельности.

В стадии свободного рассказа следователь внимательно и терпеливо слушает свидетеля, не прерывая его. И только при полной уверенности в том, что свидетель отклоняется от сути дела, может попросить его придерживаться существа дела.

В вопросно-ответной стадии допроса следователь выясняет существенные для дела обстоятельства, не затронутые свидетелем в свободном рассказе, отдельные неточности и противоречия; напоминает свидетелю о тех или иных сторонах расследуемого события.

Каждое событие при воспроизведении имеет свою модификацию. Это своеобразие зависит от того, в связи с чем оно вспоминается, под влиянием какого вопроса актуализируется.

При допросе некоторые свидетели стремятся предугадать желаемый для следователя ответ и соответствующим образом сформулировать показание. Эта конформность усугубляется в условиях рефлексивного управления поведением допрашиваемого лица со стороны тенденциозно настроенных следователей. (Так, положительная эмоциональная реакция следователя на показания обвинительного содержания непроизвольно формирует у свидетеля определенную линию в даче показаний.)

Уголовно-процессуальным законом запрещены наводящие вопросы, то есть вопросы, предопределяющие возможные ответы. Вопросы следователя не только не должны содержать прямую подсказку ответа - в них не должны упоминаться те образы, которые могут быть включены в содержание ответа.

Так, вопрос следователя: "Находился ли Петров в данном помещении?" неизбежно активизирует первосигнальную деятельность, в сознании человека возникает образ Петрова и образ указанного помещения. До их соединения остается один шаг, который может быть подсознательно сделан. И этот шаг будет сделан быстрее, если допрашиваемый чувствует, что положительный ответ обрадует следователя. Как отметил немецкий психолог В. Гитерн, при допросе свидетель оказывается в той пограничной полосе, где в один узел могут быть сплетены ошибки памяти, игра фантазии, действие внушения и подобострастная ложь.

При допросе лиц с признаками повышенной внушаемости нужно разъяснить им полную свободу их волеизъявления, отметить заинтересованность следователя только в истинности, а не в подтверждении каких-либо версий.

Свидетель может сказать правду. Но ему бывает трудно сказать всю правду - многосторонне, объективно охватить событие. Если то, что видел свидетель, - луч света во мраке прошлого, то вопросы следователя - механизм управления этим лучом.

Мимо внимания следователя не должен пройти обвинительный или оправдательный уклон свидетельских показаний. Гамму сильных чувств испытывает свидетель как при восприятии событий, так и при допросе. Эти чувства в значительной мере влияют на "оформление" показаний при допросе.

Иногда ложные показания даются с целью скрыть свое неблаговидное поведение, из опасения раскрыть причастность к расследуемому событию. Наиболее часто ложные показания даются по делам об изнасиловании, о телесных повреждениях, хулиганстве на бытовой почве, должностных преступлениях. (Это объясняется тем, что указанные виды преступлений, как правило, исключают случайную осведомленность.) В основе многих лжесвидетельств лежат ложно понимаемый гуманизм, родственные и служебные связи, "ореол лидера" и т. д.

Во многих случаях ложные показания даются свидетелями, связанными с обвиняемыми и потерпевшими, так или иначе причастными к расследуемому делу, родственниками и знакомыми обвиняемого. Скрыть истину пытаются двояким образом: исказить ее или умолчать о ней (активная и пассивная ложь).

Обвинительно направленные ложные показания обычно выступают в виде активной лжи, оправдательные - в виде умалчивания, пассивной лжи.

Сложные жизненные коллизии, нравственные дефекты личности могут порождать различные мотивы лжесвидетельства: устранить соперника, отомстить обидчику, выгородить родственника, знакомого и т. п.

Первоначальные показания более правдивы, повторные чаще связаны с давлением на свидетеля. Однако первоначально данные ложные показания редко затем изменяются, так как, с одной стороны, трудно признаться во лжи, а с другой - признание ложности показаний грозит уголовной ответственностью.

Лжесвидетельство - проявление личной заинтересованности в остроконфликтных ситуациях. Пассивное лжесвидетельство в большинстве случаев связано с нежеланием контактировать с правоохранительными органами, "быть впутанным в дело". Этому могут содействовать и недостатки в организации следственного процесса - многократные необоснованные вызовы, некорректное обращение, недостаточное разъяснение значимости гражданской позиции свидетеля.

Пассивная ложь (умолчание) иногда бывает связана с нежеланием свидетеля говорить об интимных взаимоотношениях, описывать неприличные сцены и т. п. В этих случаях свидетелю следует напомнить о его праве дать показания в письменном виде.

От ложных показаний следует отличать непроизвольную ошибочность. Диагностика ошибочности в показаниях свидетелей и ее преодоление - центральная психологическая проблема допроса свидетелей. Необходимо детально выяснять условия восприятия событий свидетелем, его сенсорные и ориентационно-оценочные возможности.

Так, при расследовании дела о столкновении двух теплоходов в ночное время в качестве свидетеля был допрошен пассажир, находившийся во время столкновения на верхней палубе одного из теплоходов. На вопрос, с какой стороны приближалось судно, он ответил: "Встречное судно шло прямо на нас". Это противоречило фактам, выявленным при осмотре судна, его повреждений.

Для выяснения и устранения возникшего противоречия был поставлен контрольный вопрос: какие огни видел свидетель на встречном судне? Последовал ответ - зеленые. Этот ответ еще раз был перепроверен вопросом: не видел ли свидетель на встречном судне красного огня. Ответ был отрицательным. Итак, свидетель видел только зеленый свет - огонь правого борта и не видел красного, то есть огня левого борта. Это и позволило сделать вывод о том, что судно, с которым произошло столкновение, пересекало курс другого судна под некоторым углом.

При допросе свидетеля важно выяснить его оценочные возможности ("почему он так думает?"), его способности к анализу, сопоставлениям, правильным выводам и обобщениям. В некоторых случаях возможно назначение судебно-психологической экспертизы.

В ряде случаев ошибочность показаний выявляется и устраняется предъявлением вещественных доказательств или наглядного материала: графических изображений, схем, планов, чертежей, натуральных объектов, макетов, фотоснимков, а также посредством других следственных действий.

1 От лат. verbalis - устный, словесный.

Предисловие

Учебник «Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии» известного специалиста в области общей и юридической психологии, доктора психологических наук, профессора М. И. Еникеева полностью соответствует учебной программе курса «Юридическая психология». Он широко апробирован в многолетней практике преподавания как в Московской государственной юридической академии (МГЮА), так и в других юридических учебных заведениях.

Данный учебник отличается глубоким современным научным содержанием, систематичностью, доступностью и тщательной дидактической проработанностью. В нем последовательно раскрываются основные проблемы правовой, криминальной и судебной психологии. Книга вооружает студентов необходимыми профессиональными знаниями по правовой социализации личности, психологическим особенностям преступников различных категорий, психологии познавательно-поисковой деятельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях.

Автор всесторонне рассматривает проблемы установления психологического контакта с участниками уголовного и гражданского судопроизводства, систематизирует приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, исследует предмет и поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Особенно актуальны рассмотренные в учебнике темы «Психология терроризма и массовых беспорядков», «Социально-психологические аспекты преступности», «Социально-психологические аспекты деятельности адвокатских объединений» и др.

В отличие от других подобных изданий настоящий учебник содержит подробное изложение общепсихологических основ юридической психологии. В нем рассматривается психология не только уголовного судопроизводства, но и гражданско-правовой регуляции.

Представляемая книга в значительной мере является результатом продолжительных научных исследований автора, которые воплотились в его докторской диссертации «Система категорий юридической психологии» и в ряде других кардинальных научных работ.

Профессор М. И. Еникеев разработал ряд фундаментальных научных проблем, существенных для криминологии и криминалистики, - факторы детерминации преступного поведения, психология личности преступника, психологические основы общей теории расследования и криминалистической диагностики, психология отдельных следственных действий, вопросы судебно-психологической экспертизы и др.

М. И. Еникеев стоял у истоков формирования юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Первая его работа «Судебная психология» была издана в 1975 году. Минвузом СССР была утверждена составленная им первая учебная программа по курсу «Общая и юридическая психология», а издательство «Юридическая литература» опубликовало первый систематический учебник «Общая и юридическая психология», утвержденный Министерством общего и профессионального образования. Последующие учебники М. И. Еникеева непрерывно совершенствовались в научном и методическом аспектах.

Предлагаемый читателю учебник может быть с полным основанием признан базовым для юридических вузов. Он будет полезен и интересен не только для студентов и преподавателей, но и для работников правоохранительных органов.

В. Е. Эминов,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии

Введение

В наше время изучение человека переросло в общую проблему всей системы научного познания. Вне психологических знаний не может развиваться ни одна отрасль гуманитарной науки. По словам лауреата Нобелевской премии И. Р. Пригожина, все современные науки должны иметь своей мерой человека. И уж вполне очевидно, что правоведение невозможно без человековедения.

Изучение юридической психологии возможно только на основе знаний по общей и социальной психологии. Нельзя понять мыслительную деятельность следователя без раскрытия сущности, структуры и закономерностей процесса мышления, а допрос свидетелей и других участников уголовного процесса будет малоэффективным без знания закономерностей ощущения, восприятия и памяти.

Между тем существующие учебные издания по юридической психологии не дают систематизированных знаний по психологии, а ограничиваются лишь эмпирическими психолого-образными рекомендациями по организации в основном уголовного судопроизводства. Не исследуются психологические основы гражданского правового регулирования и других отраслей права. Автор данного учебника стремился преодолеть указанные недостатки.

Среди значительной части юристов распространено мнение, что юридическая психология является лишь факультативным предметом в юридическом образовании. Психология не осмысливается еще как концептуальный источник права, как основной инструмент реализации права. Но вся исторически сложившаяся парадигма естественного права есть не что иное, как признание необходимости основывать право на естественных закономерностях человеческого поведения.

Однако в трактовке роли психологии в правовой регуляции нельзя допускать и неоправданного психологизма (свойственного отечественной психологической школе права Л. Петражицкого). Право в своей сущности - социально детерминированное явление. Оно призвано посредством обязательных норм реализовывать базовые социальные ценности данного общества. В механизме же правовой регуляции психологические проблемы выходят на передний план. Наряду с этим психологию нельзя рассматривать и как служанку правоисполнения. Сама теория права и правоприменения немыслима без учета психологии человека. Вне психологии невозможно составить представление о правосубъектной сущности современного права.

Знание юридической психологии - один из показателей профессиональной компетентности юриста.

Курс «Юридическая психология» раскрывает психологию правоисполнительного и правонарушающего поведения, существенные стороны правосознания, детерминацию и психологические механизмы преступного поведения, психологические основы эффективной познавательно-поисковой деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, психологию коммуникативной деятельности следователя, систему приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, психологию отдельных следственных действий, проблему справедливости и эффективности уголовного наказания, психологические основы ресоциализации осужденных и др.

Изучая общепсихологические основы юридической психологии, необходимо экстраполировать каждый комплекс психологических проблем на определенную сферу юридической деятельности. Так, например, необходимо понимать, что закономерности ощущений и восприятия имеют первостепенное значение для оценочной деятельности следователя при производстве допроса, а без знания закономерностей памяти нельзя диагностировать ложность показаний, оказать мнемическую помощь допрашиваемому лицу.

Изучая структуру мышления человека в нестандартных ситуациях, читатель, по существу, уже знакомится с основами эвристического мышления следователя, а знакомясь с психологией организации социальной группы - подготавливается к усвоению, психологии групповых преступлений.

Весь курс юридической психологии следует понимать как раскрытие психологической стороны сущности права, правового регулирования.

Само законотворчество не может быть эффективным без учета психологии его адресатов, а понять и правильно оценить виновность нарушителя закона невозможно без выявления его мотивационных особенностей. При расследовании преступлений в условиях противодействия заинтересованных" лиц следователь должен быть вооружен научно обоснованной системой приемов правомерного психического воздействия, а для назначения судебно-психологической экспертизы необходимо знать предмет этой экспертизы, поводы обязательного и факультативного ее назначения. Уже из самого краткого анализа некоторых проблем юридической психологии становится очевидным, что психология для юриста - не второстепенный, факультативный предмет, а базовая основа его профессиональной компетентности.

Юридическая психология - прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.

Интенсивное развитие юридической психологии началось в конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии. Первоначально основное внимание было направлено на психологию криминального поведения, особенности формирования свидетельских показаний, способы диагностики причастности к преступлению, ложности показаний, на приемы допроса, нацеленные на преодоление противодействия допрашиваемых лиц. В такого рода исследования включились известные юристы и психологи - Г. Гросс, А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгаймер. Возникла и стала расширяться проблема психологии юридической деятельности. Осознавались специфические юридические проблемы, требующие судебно-психологической экспертизы.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии . - М.: Юрист, 1996. - 631 с.

Скачать

Предисловие 3
Введение 4

Часть I. Основы общей и социальной психологии
Раздел I. Методологические вопросы психологии 9
Глава 1. Исторический очерк развития психологии 9
§1. Психология в Древнем мире и в эпоху средневековья 9
§2. Формирование психологических концепций в XVII—XVIII вв 12
§3. Развитие психологии и нейрофизиологии в XIX веке 16
§4. Психологические школы первой половины XX века 21
§5. Развитие нейрофизиологии и психологии в России 32
§6. Современные направления зарубежной психологии 41
Глава 2. Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений 44
§1. Предмет и методы психологии 44
§2. Общее понятие о психике 45
§3. Классификация психических явлений 46
Глава 3. Возникновение и развитие психики 48
§1. Развитие психики в процессе эволюции 48
§2. Психика человека. Сознание как высшая форма психики 49
Глава 4. Нейрофизиологические основы психики 53
§1. Строение и функции нервной системы 53
§2. Принципы и законы высшей нервной деятельности 58
§3. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека и высших животных 61
§4. Особенности высшей нервной деятельности человека 62
Раздел II. Мотивация и регуляция поведения. Психические процессы и состояния 65
Глава 1. Мотивация деятельности и поведения 65
§1. Понятие деятельности и поведения 65
§2. Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности 66
§3. Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения 68
Глава 2. Организованность сознания — внимание 73
§1. Понятие о внимании 73
§2. Нейрофизиологические основы внимания 73
§3. Свойства внимания 74
§4. Индивидуальные особенности направленности сознания 76
§5. Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания 77
Глава 3. Ощущения 79
§1. Общее понятие об ощущениях 79
§2. Нейрофизиологические основы ощущений 80
§3. Классификация ощущений 81
§4. Общие психофизиологические закономерности ощущений 81
§5. Особенности отдельных видов ощущений 85
§6. Использование знаний о закономерностях ощущений в следственной практике 92
Глава 4. Восприятие 94
§1. Общее понятие о восприятии 94
§2. Нейрофизиологические основы восприятия 94
§3. Классификация восприятий 95
§4. Общие закономерности восприятия 96
§5. Особенности восприятия пространства и времени 100
§6. Учет закономерностей восприятия в следственной практике 104
§7. Наблюдательность следователя 106
Глава 5. Мышление 108
§1. Понятие мышления 108
§2. Классификация явлений мышления 110
§3. Общие закономерности мышления 111
§4. Мыслительные операции 113
§5. Формы мышления 115
§6. Виды мышления и индивидуальные качества ума 117
§7. Мыслительная деятельность как процесс решения нестандартной задачи 119
Глава 6. Воображение 124
§1. Понятие воображения 124
§2. Нейрофизиологическая основа воображения 125
§3. Виды воображения. Роль воображения в деятельности следователя 125
Глава 7. Память 129
§1. Понятие памяти 129
§2. Нейрофизиологические основы памяти 129
§3. Классификация явлений памяти и их краткая характеристика 130
§4. Закономерности процессов памяти, условия успешного запоминания и воспроизведения 133
§5. Использование знаний о закономерностях памяти в следственной практике 138
Глава 8. Волевая регуляция деятельности 143
§1. Понятие воли 143
§2. Нейрофизиологические основы воли 146
§3. Деятельность, ее структура и волевая регуляция 146
§4. Волевые состояния 157
Глава 9. Эмоциональная регуляция деятельности 161
§1. Понятие эмоций 161
§2. Физиологические основы эмоций и чувств 164
§3. Свойства и виды эмоций и чувств 167
§4. Общие закономерности эмоций и чувств 182
§5. Эмоции и чувства в следственной практике 185
Раздел III. Психические свойства личности и межличностные отношения 188
Глава 1. Личность и структура ее психических свойств 188
§1. Понятие личности и ее свойств. Личность и общество 188
§2. Структура психических свойств личности 190
Глава 2. Совокупности свойств личности — темперамент, способности, характер 192
§1. Темперамент 192
§2. Способности 198
§3. Характер 203

Часть II. Основы юридической психологии
Раздел I. Предмет, система, методы и историческое развитие юридической психологии 215
Глава 1. Предмет, задачи, структура и методы юридической психологии 215
Глава 2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии 217
§1. Развитие юридической психологии в западных странах 217
§2. Развитие отечественной юридической психологии 220
Раздел II. Правовая психология 226
Глава 1. Основные проблемы правовой психологии 226
§1. Социализация личности — основа социально адаптированного поведения 226
§2. Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение 229
§3. Право как фактор социальной регуляции. Проблемы правовой переориентации в переходный период развития общества 234
Раздел III. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования и гражданского судопроизводства 239
Глава 1. Психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правовой регуляции 239
§1. Гражданское правовое регулирование как фактор организации социальных отношений 239
§2. Гражданское право и формирование рыночной психологии 244
§3. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования 252
Глава 2. Психологические аспекты гражданского процесса 255
§1. Позиции сторон в гражданском процессе и их коммуникативная активность 255
§2. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству 259
§3. Психологические аспекты организации судебного заседания и судебного ритуала 263
§4. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе 265
§5. Психологические аспекты деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве 270
§6. Психология деятельности прокурора в гражданском процессе 272
§7. Психология судебной речи в гражданском судопроизводстве 274
§8. Когнитивная деятельность гражданского суда — познание судом обстоятельств дела 275
§9. Проблема справедливости судебных решений 279
Глава 3. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве 283
§1. Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве 283
§2. Этапы, методы и процедуры судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве 285
§3.Заключение эксперта-психолога. Формулировка вопросов эксперту 287
Глава 4. Психологические аспекты деятельности арбитражного суда 295
Раздел IV. Криминальная психология Психология личности преступника, преступной группы и преступного деяния 301
Глава 1. Психологические особенности личности преступника и преступной группы 301
§1. Понятие личности и типологии преступников 301
§2. Ориентационно-поведенческая схема личности преступника 305
§3. Насильственные, корыстные и корыстно-насильственные типы преступников 311
§4. Психологические особенности несовершеннолетних преступников 314
§5. Психология преступной группы 318
Глава 2. Психологические факторы формирования преступного поведения личности 323
§1. Проблема психологических причин преступного поведения 323
§2. Единство социально-биологических факторов преступного поведения 328
Глава 3. Психология преступного деяния 339
§1. Понятие о психологической структуре преступного деяния 339
§2. Мотивы и цели преступного деяния 340
§3. Поводы преступления. Принятие решений о совершении преступного деяния 345
§4. Способ совершения преступного деяния 348
§5. Результат преступного деяния 351
§6. Психология вины 352
§7. Социально-психологические аспекты юридической ответственности 354
Раздел V. Психология уголовного судопроизводства. Психология предварительного следствия 355
Глава 1. Психология следователя и следственной деятельности 355
§1. Профессионально-психологические особенности личности следователя 355
§2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя 359
§3. Психология коммуникативной деятельности следователя 364
§4. Проблема достоверности в доказательственной деятельности следователя 378
Глава 2. Психология следственно-поисковой деятельности 383
§1. Моделирование преступной деятельности и личности преступника 383
§2. Структура поисковой деятельности следователя 392
Раздел VI. Психология следственных действий 412
Глава 1. Психология осмотра места происшествия 412
Глава 2. Психология обыска 429
Глава 3. Психологические аспекты выемки 440
Глава 4. Психология допроса 444
§1. Из истории психологии допроса 444
§2. Психология формирования показаний 446
§3. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу 455
§4. Психология взаимодействия следователя с допрашиваемым на различных стадиях допроса 459
§5. Психология допроса потерпевшего 469
§6. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого 471
§7. Психология допроса свидетеля 486
§8. Психология допроса несовершеннолетних 496
§9. Психология очной ставки 506
Глава 5. Предъявление для опознания. Психологические особенности опознания 510
Глава 6. Психология проверки показаний на месте 517
Глава 7. Психология следственного эксперимента 518
Глава 8. Психологические особенности следственной деятельности при расследовании отдельных видов преступлений (на примере расследования убийств) 521
Глава 9. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе 530
§1. Предмет, компетенция, методы и организация судебно-психологической экспертизы 530
§2. Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ 532
§3. Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ 535
§4. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании некоторых дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 543
§5. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза 545
§6. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза 547
Раздел VII. Психология судебной деятельности (по уголовным делам) 550
Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности 550
§1. Цели и задачи судебной деятельности 550
§2. Психологическая характеристика судебной деятельности. Психология судьи 552
§3. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства 553
§4. Судебная речь 561
§5. Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора 571
§6. Психология деятельности адвоката. Речь адвоката 575
§7. Психология деятельности адвоката, как представителя потерпевшего 583
§8. Последнее слово подсудимого 584
§9. Психология постановления приговора 586
§10. Психологические аспекты оценки преступного поведения и назначения уголовно-правового наказания 589
Раздел VIII. Пенитенциарная (исправительная) психология 597
Глава 1. Психологические основы ресоциализации осужденных 597
§1. Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии 597
§2. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников 597
§3. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных 603
§4. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации 613
§5. Социальная реадаптация освобожденного 618
Литература 621

Еникеев М. И. Юридическая психология. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 256 с. - (Краткие учебные курсы юридических наук).

ISВN 5-89123-550-1 (НОРМА)

В издании рассматриваются предмет, методы и структура юридической психологии, проблемы правовой психологии: социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, психологические аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения. В разделе "Криминальная психология" особое внимание уделяется, в частности, психологическим аспектам организованной преступности. Центральные разделы книги посвящены проблемам, возникающим в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, психологии гражданского судопроизводства.

Для студентов юридических вузов и факультетов, судей, работников правоохранительных органов.

© М. И. Еникеев, 2001 ISBN 5-89123-550-1 (НОРМА)

© Издательство НОРМА, 2001

Правовая психология 16

Глава 1. Право как фактор социальной регуляции поведения личности 16 § 1. Социально-регулятивная сущность права 16

§ 2. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества 18

Глава 2. Правосознание и правоисполнительное поведение 19

Раздел III

Криминальная психология 23

Глава 1. Система психологических, генетических и социальных

Глава 3. Психологические особенности отдельных категорий преступников 41

§ 1. Насильственный тип преступника 41

§ 2. Корыстный тип личности преступника 48

§ 3. Психологические особенности преступников-профессионалов 49

§ 4. Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления 52

Глава 4. Механизм (психологическая структура) преступного деяния 59

Глава 5. Психологические аспекты юридической ответственности и вины 73

Психология предварительного следствия 77

Глава 1. Психология следователя и следственно-поисковой деятельности 77

§ 1. Психологические особенности личности следователя 77

§ 2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя 79

§ 3. Информационное моделирование в следственной деятельности. Типология следственных ситуаций 88

Глава 2. Психология коммуникативной деятельности следователя. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого 104

§ 2. Взаимодействие следователя спотерпевшим. Психология потерпевшего 108

§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология

свидетелей 110

§ 4. Психологический контакт в следственной деятельности111

§ 5. Система приемов правомерного психического воздействия на лиц,

Глава 3. Судебно-психологическая экспертиза и психология отдельных следственных действий 120

§ 3. Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической экспертизой 123

§ 4. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебнопсихологической экспертизы 127

Глава 4. Психология допроса и очной ставки 131 § 1. Допрос как получение и закрепление личных доказательств 131

§ 7. Диагностика и изобличение ложности показаний 152

§ 8. Приемы правомерного психического воздействия на личность

допрашиваемого, противодействующего следствию 155

§ 9. Психология допроса свидетелей 163

§ 10. Психология очной ставки 164

Глава 5. Психология осмотра места происшествия, трупа и свидетельствования 166

Глава 6. Психология обыска 175 Глава 7. Психология предъявления объектов для опознания 183

Раздел V Психология судебной деятельности (по уголовным делам) 192

Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности 192

Глава 2. Исследование материалов предварительного следствия и планирование судебного разбирательства 195

Глава 3. Психология судебного следствия 196

§ 1. Психологические аспекты организации судебного следствия 196

§ 2. Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии 198

Раздел VI Психология гражданского судопроизводства 222

Глава 1. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству 222

Глава 2 . Психологические аспекты организации судебного заседания225

Глава 3. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе 228

Заключение 250

Литература 251

Предмет, методы и структура юридической психологии

Глава 1. Предмет юридической психологии и ее задачи

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности. Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Задачи юридической психологии:

1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей

4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые эмпирические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалифицированного анализа дефектов пра-

Юридическая психология

восознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения. В гражданско-правовой регуляции необходимы познания в области психологии договорных отношений.

Психологические знания необходимы юристу и для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, мотив, цель, личность преступника, и-др.), и для решения отдельных юридических вопросов - назначение судебно-психологической экспертизы, квалификация состава преступления по ст. 107 и 113 УК, реализация ст. 61 УК, требующих выявления состояния сильного душевного волнения как обстоятельства, смягчающего ответственность виновного.

Реализация многих норм уголовно-процессуального закона (учет умственной отсталости несовершеннолетних, способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать и излагать события) требует также соответствующих психологических знаний, назначения судебно-психологической экспертизы.

В следственно-поисковой деятельности в условиях малоинформативных исходных ситуаций ориентация на поведенческие особенности разыскиваемого преступника имеет решающее значение. (Известно, что только 5 процентов неочевидных преступлений раскрывается по материальным следам. Основная же масса этих преступлений раскрывается по поведенческим проявлениям.) В теории и практике расследования, стратегии и тактике следственных действий знание психических закономерностей имеет существенное значение.

Не менее значимы психологические познания в судебном рассмотрении гражданских дел, при ресоциализации (исправлении) осужденных.

Как пограничная между психологией и правоведением наука юридическая психология остается психологической, а не правоведческой дисциплиной - она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии. Структура же юридической психологии, круг исследуемых ею проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юри-

Учебник «Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии» известного специалиста в области общей и юридической психологии, доктора психологических наук, профессора М. И. Еникеева полностью соответствует учебной программе курса «Юридическая психология». Он широко апробирован в многолетней практике преподавания как в Московской государственной юридической академии (МГЮА), так и в других юридических учебных заведениях.

Данный учебник отличается глубоким современным научным содержанием, систематичностью, доступностью и тщательной дидактической проработанностью. В нем последовательно раскрываются основные проблемы правовой, криминальной и судебной психологии. Книга вооружает студентов необходимыми профессиональными знаниями по правовой социализации личности, психологическим особенностям преступников различных категорий, психологии познавательно-поисковой деятельности в информационно-дефицитных исходных ситуациях.

Автор всесторонне рассматривает проблемы установления психологического контакта с участниками уголовного и гражданского судопроизводства, систематизирует приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, исследует предмет и поводы назначения судебно-психологической экспертизы. Особенно актуальны рассмотренные в учебнике темы «Психология терроризма и массовых беспорядков», «Социально-психологические аспекты преступности», «Социально-психологические аспекты деятельности адвокатских объединений» и др.

В отличие от других подобных изданий настоящий учебник содержит подробное изложение общепсихологических основ юридической психологии. В нем рассматривается психология не только уголовного судопроизводства, но и гражданско-правовой регуляции.

Представляемая книга в значительной мере является результатом продолжительных научных исследований автора, которые воплотились в его докторской диссертации «Система категорий юридической психологии» и в ряде других кардинальных научных работ.

Профессор М. И. Еникеев разработал ряд фундаментальных научных проблем, существенных для криминологии и криминалистики, - факторы детерминации преступного поведения, психология личности преступника, психологические основы общей теории расследования и криминалистической диагностики, психология отдельных следственных действий, вопросы судебно-психологической экспертизы и др.

М. И. Еникеев стоял у истоков формирования юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Первая его работа «Судебная психология» была издана в 1975 году. Минвузом СССР была утверждена составленная им первая учебная программа по курсу «Общая и юридическая психология», а издательство «Юридическая литература» опубликовало первый систематический учебник «Общая и юридическая психология», утвержденный Министерством общего и профессионального образования. Последующие учебники М. И. Еникеева непрерывно совершенствовались в научном и методическом аспектах.

Предлагаемый читателю учебник может быть с полным основанием признан базовым для юридических вузов. Он будет полезен и интересен не только для студентов и преподавателей, но и для работников правоохранительных органов.

В. Е. Эминов,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии

Введение

В наше время изучение человека переросло в общую проблему всей системы научного познания. Вне психологических знаний не может развиваться ни одна отрасль гуманитарной науки. По словам лауреата Нобелевской премии И. Р. Пригожина, все современные науки должны иметь своей мерой человека. И уж вполне очевидно, что правоведение невозможно без человековедения.

Изучение юридической психологии возможно только на основе знаний по общей и социальной психологии. Нельзя понять мыслительную деятельность следователя без раскрытия сущности, структуры и закономерностей процесса мышления, а допрос свидетелей и других участников уголовного процесса будет малоэффективным без знания закономерностей ощущения, восприятия и памяти.

Между тем существующие учебные издания по юридической психологии не дают систематизированных знаний по психологии, а ограничиваются лишь эмпирическими психолого-образными рекомендациями по организации в основном уголовного судопроизводства. Не исследуются психологические основы гражданского правового регулирования и других отраслей права. Автор данного учебника стремился преодолеть указанные недостатки.

Среди значительной части юристов распространено мнение, что юридическая психология является лишь факультативным предметом в юридическом образовании. Психология не осмысливается еще как концептуальный источник права, как основной инструмент реализации права. Но вся исторически сложившаяся парадигма естественного права есть не что иное, как признание необходимости основывать право на естественных закономерностях человеческого поведения.

Однако в трактовке роли психологии в правовой регуляции нельзя допускать и неоправданного психологизма (свойственного отечественной психологической школе права Л. Петражицкого). Право в своей сущности - социально детерминированное явление. Оно призвано посредством обязательных норм реализовывать базовые социальные ценности данного общества. В механизме же правовой регуляции психологические проблемы выходят на передний план. Наряду с этим психологию нельзя рассматривать и как служанку правоисполнения. Сама теория права и правоприменения немыслима без учета психологии человека. Вне психологии невозможно составить представление о правосубъектной сущности современного права.

Знание юридической психологии - один из показателей профессиональной компетентности юриста.

Курс «Юридическая психология» раскрывает психологию правоисполнительного и правонарушающего поведения, существенные стороны правосознания, детерминацию и психологические механизмы преступного поведения, психологические основы эффективной познавательно-поисковой деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, психологию коммуникативной деятельности следователя, систему приемов правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию преступлений, психологию отдельных следственных действий, проблему справедливости и эффективности уголовного наказания, психологические основы ресоциализации осужденных и др.

Изучая общепсихологические основы юридической психологии, необходимо экстраполировать каждый комплекс психологических проблем на определенную сферу юридической деятельности. Так, например, необходимо понимать, что закономерности ощущений и восприятия имеют первостепенное значение для оценочной деятельности следователя при производстве допроса, а без знания закономерностей памяти нельзя диагностировать ложность показаний, оказать мнемическую помощь допрашиваемому лицу.

Изучая структуру мышления человека в нестандартных ситуациях, читатель, по существу, уже знакомится с основами эвристического мышления следователя, а знакомясь с психологией организации социальной группы - подготавливается к усвоению, психологии групповых преступлений.

Весь курс юридической психологии следует понимать как раскрытие психологической стороны сущности права, правового регулирования.

Само законотворчество не может быть эффективным без учета психологии его адресатов, а понять и правильно оценить виновность нарушителя закона невозможно без выявления его мотивационных особенностей. При расследовании преступлений в условиях противодействия заинтересованных" лиц следователь должен быть вооружен научно обоснованной системой приемов правомерного психического воздействия, а для назначения судебно-психологической экспертизы необходимо знать предмет этой экспертизы, поводы обязательного и факультативного ее назначения. Уже из самого краткого анализа некоторых проблем юридической психологии становится очевидным, что психология для юриста - не второстепенный, факультативный предмет, а базовая основа его профессиональной компетентности.

Последние материалы сайта