Но теперь работе угрожала скрытая опасность. Сатана уже приготовил очередной маневр, на этот раз изнутри. Рабочими овладело пессимистическое настроение. Из племени Иуды к Неемии пришли посланцы и заявили: - Ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену» (Неем. 4:10).
Просто поразительно, как часто мужи Божьи, одерживающие великие победы против врага ради Царствия Божьего, могут поддаться депрессии. Сатана знает, что, если ему не удается отвлечь наше внимание от важных дел при помощи внешней угрозы, он может сразить нас плохим настроением, даже если мы уже стоим на пороге полной победы.
То же случилось с Илией. В восемнадцатой главе Первой книги Царств рассказывается о том, как он одержал великую победу над пророками Ваала. Он один выступил против четырехсот пятидесяти лжепророков и предложил им вызвать с неба огонь на жертвоприношения. Его жизнь была в опасности, так как его искал царь Ахав, потому что по молитве Илии в Израиле вот уже несколько лет была сильная засуха. И вот теперь он дерзновенно противостал лицом к лицу лжепророкам и нанес им поражение. В тот день, после того как Бог чудесным образом дал Илии победу, все лжепророки погибли от меча.
Но уже в следующей главе мы видим удивительную картину. Вот Илия сидит, съежившись, пол деревом и взывает к Богу, умоляя забрать его жизнь, потому что боится умереть от руки злобной женщины. Неужели это тот же человек? Да, он пал жертвой отчаяния и депрессии. Испуганный, голодный, измученный долгим путешествием, он стал жертвой внутренней атаки сатаны.
С нашей, человеческой, точки зрения может показаться, что самую большую угрозу для трудов Неемии представляла собой армия, готовившаяся к нападению. Но на самом деле наибольшей угрозой для него стало пораженческое настроение, постепенно овладевшее его работниками. Легче защищаться от врага, которого видишь, чем противостоять невидимой опасности, притаившейся в твоих рядах.
В Книге Неемии (5:1-5) рассказывается о дальнейших усилиях сатаны, направленных на духовное поражение израильтян:
И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб, и кормиться, и жить. Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и ломы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.
Неемия, похоже, впервые услышал об этом. Он не подозревал, что людям приходилось брать деньги под такие высокие проценты, что они поневоле оказывались у своих кредиторов в порабощении. Ростовщичество в Израиле называлось usury и было категорически запрещено иудейскими законами (см. Исх. 22:25).
Неемия воззвал к чувству справедливости заимодавцев и к их патриотизму. Угнетая своих соотечественников, они фактически угнетали собственных братьев. «Оставим им долг сей. Возвратите им ныне же ноля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра, и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их» (Неем. 5:10,11. - Курсив автора).
Достаточно серьезная просьба, не так ли? Но обратите внимание на воззвание Неемии - оставил, Неемия старательно воспитывал в жителях Иерусалима чувство национальной общности, чувство единения. Именно в этом заключалась главная цель восстановления стен города. Пока стены лежали в руинах, города как такового, собственно, и не было. Но вместе с появлением стен у жителей зарождалось ощущение гражданской гордости. Однако это было бы невозможно, если бы жители Иерусалима продолжали господствовать один над другим.
Итак, Неемия сказал заимодавцам: «Послушайте, то, что хорошо для этих людей, хорошо для всей общины. И что хорошо для общины, хорошо для вас».
И не только это. Он также стал взывать к их совести. Они прекрасно понимали, что их действия полностью противоречили существующим законам. Давая собственному народу деньги в рост, они тем самым вели себя, как Санаваллат и Товия. Они не имели права угнетать своих братьев и знали это.
Тогда они сказали: «Возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь» (Неем. 5:12). Обратите внимание, как Неемия в стихах двенадцатом и тринадцатом узаконил принятое этими людьми решение:
И позвал я священников, и велел им дать клятву, что они так сделают. И вытряхнул я одежду мою, и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякою человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения ею, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие.
Здесь мы опять видим, как действует мудрый руководитель. Он столкнулся с проблемой депрессии. И разрешил эту проблему трояким образом: во-первых, заставил людей повиноваться Божьему Слову. Во-вторых, вдохнул в них чувство единения и братства. И, наконец, побудил их подтвердить свое решение при всем народе.
Намного труднее отчаяться или впасть в депрессию, когда ты представляешь собой часть целого. Если ты понимаешь, что ты не одинок, то никогда не придешь к выводу, что против тебя ополчилось множество. Когда Илией овладело отчаяние, что он сказал? «Остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её» (3 Цар. 19:10). И какой ответ дал ему Бот при виде такого пораженческого настроения? «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). Ты не одинок!
Вот почему Церковь играет такую важную роль в деле выполнения Божьих трудов здесь, на земле. Христиане суть одно тело, и мы не должны чувствовать себя одинокими. Если вам угрожает чувство отчаяния или депрессии, помните: вы - член огромного тела, и если боль испытывает один член, то больно всем остальным (см. 1 Кор. 12:26). Если вы по Христе, вы не одиноки.
Неемия был удивительным человеком, наделенным великой мудростью. Многие лидеры падают духом перед лицом жесткой оппозиции со стороны внешних врагов и угрозы изнутри. Но Неемия не относился к числу таких лидеров. Он продолжал молиться и не прекращал строительные работы.
В этом и заключается правильная реакция на оппозицию, не правда ли? Никогда не нужно отвечать на противление. Никогда не нужно отвечать злом на зло. Если мы сдадимся, то победу в битве одержит враг. Если мы допустим чувство горечи, мы окажемся в стане противника.
Всегда нужно искать спасения в Господе. Его обетования непреложны: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54:17).
И, кроме того, всегда нужно продолжать трудиться. Ни насмешки, ни клевета, ни нападки врага не должны остановить или разрушить то здание, которое мы возводим вместе с Богом.
Мы не всегда можем знать, когда и какое испытание выпадет нам на долю, но в одном мы можем быть абсолютно уверены: и испытания, и нападки будут. Павел писал об этом Тимофею: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). И это не просто альтернатива. Это факт. Когда мы посвящаем себя на служение Господу, сатана посвящает себя на противостояние нам. Мы можем услышать насмешки, нам могут угрожать физической расправой, или нас охватит отчаяние, и все это может происходить одновременно. Сатана будет яростно обрушиваться на нас. Но не падайте духом в такие моменты. Просто продолжайте молиться и продолжайте строить.
Бескомпромиссное
повиновение - секрет
настоящего успеха.
Еще одна точка зрения на особенности депрессии у нарциссических пациентов представлена в работе Д.М.Швракича (Svrakic D . M . , 19876). Им используется понятие «пессимистического настроения при нарциссичеекой декомпенсации» с тем, чтобы отличить такое специфически-нарциссическое нарушение настроения от широкого спектра негативных эмоций, в особенности от классической депрессии и от атипических форм депрессий. Автор описывает стереотипный жизненный цикл нарциссических пациентов, в котором периоды успешной нарциссической активности, или нарциссичеекой «здоровой компенсации», по Р.Джиовачини, альтернируют с периодами нарциссических «провалов», нарциссической «слабости», во время которых нарциссическая личность не может сохранять ощущения грандиозности.
Швракич выделяет три клинические формы нарциссической «слабости», каждая из которых сопровождается определенными негативными эмоциями. При фрустрации нарциссических целей и нужд (первая форма) возникают нарциссический гнев, обесценивание, уход в «прекрасную Изоляцию». После периода интенсификации грандиозных фантазий нарциссическая личность находит новые объекты и способы активности, на которые проецируется грандиозность.
Второй клинической формой нарциссической «слабости» является «пустой интервал» в процессе «питания» Грандиозного Я, сопровождающийся чувствами пустоты и скуки. Эти чувства исчезают с появлением нового объекта нарциссической эксплуатации.
Наконец, третьей, наиболее тяжелой, клинической формой нарциссической «слабости» является нарциссическая декомпенсация, т.е. полное прекращение обычного нарциссического способа функционирования. Типичный нарциссический «порочный круг» (по сути, он был описан О.Кернбергом) имеет следующие стадии: проекция Грандиозного Я на внешний объект, или идеализация объекта; слияние (идентификация) с идеализируемым объектом; эксплуатация нарциссического обеспечения; зависть; обесценивание и отвержение объекта; поиск «разочарованным» пациентом нового объекта; проекция Грандиозного Я на новый объект и т.д. Не используя термина «нарциссическая декомпенсация», Кернберг пишет о «крахе иллюзии грандиозности», Джиовачини - о «психическом коллапсе». Перефразируя Джиовачини, Швракич пишет о «коллапсе Грандиозного Я». Клинически нарциссическая декомпенсация манифестирует следующим образом: 1) прекращение обычного нарциссического функционирования; 2) пассивность и заторможенность; 3) преобладание негативных эмоций. Первые два аспекта нарциссической декомпенсации описывались многими авторами. Негативное эмоциональное состояние не было в достаточной степени прояснено, и большинством авторов описывалось как «депрессия» (Grunberger В., 1979), «агония беспомощности» (Kohut H ., 1977), «дисфорический аффект» (Modell А., 1980). Нарциссические пациенты ищут помощи часто именно в период декомпенсации, при этом постановка диагноза «нарциссическое расстройство личности» затруднена, и во многих случаях ошибочно диагностируется как «депрессия». Швракич настаивает на понимании негативного эмоционального состояния пациентов в этот период как пессимистического настроения. Нарциссические пациенты не демонстрируют специфически депрессивных чувств - грусти, печали, вины - и не испытывают чувства собственной «никчемности» (worthlessness). На первый план выступают чувства «пустоты» (futility). Депрессивный пациент никчемен и несчастлив, его мир черен, трагичен и полон боли; нарциссический пациент пессимистичен, чувствует разочарование, его мир мрачен, фиктивен и полон провалов. Нарциссического пациента не мучает дилемма «плохой-хороший»; он видит себя «потенциально хорошим», но неспособным проявить свои возможности. Ответственность за «провалы» лежит на судьбе и сущности мира, чувства вины нарциссический пациент не испытывает.
Пессимизм нарциссических пациентов сопровождается высокомерием от понимания всей «мирской тщеты». Их взгляды на мир характеризуются насмешкой и презрением. Пессимистически настроенным нарциссическим пациентам свойственны большая активность в навязывании пессимистического видения мира и стремление убедить других, что в таком мире реально ничего не может быть достигнуто. Дисфорические «выплески» сменяются короткими периодами релаксации с субъективным чувством облегчения. Швракич проводит структурно- динамический анализ нарциссической декомпенсации. Он подчеркивает, что у большинства нарциссических пациентов сохраняются нормальные Эго-функции. После ряда нарциссических циклов нормальные Эго-функции тестируют внутреннюю реальность и определяют внутренний источник постоянного недовольства, напряжения и низкого самоуважения, что подрывает нарциссическую грандиозность. В период декомпенсации нормальные Эго-функции направляют агрессию на ядро грандиозности - на «особость» Я. Без ядерной «особости» Грандиозное Я коллапсирует, «опустошается».
По мнению Швракича, пессимистическое настроение есть компромиссный выход из конфликта между нереалистической грандиозностью и сохраняющейся способностью к тестированию реальности благодаря нормальным Эго- функциям. Навязывание своего мнения пессимистическими пациентами отражает базовую активность защитных механизмов проективной идентификации и всемогущества. Дисфория с интервалами расслабления свидетельствует о ведущей роли проекции. Парадоксальная выраженность чувств превосходства и высокомерия отражает тот факт, что пессимизм становится новой «особостью», новым «ядром» грандиозности. Хотя сам Швракич этого не эксплицирует, но его представления о пессимизме как новом «ядре» Грандиозного Я перекликаются с представлениями А.Адлера, что даже переживание страдания может служить цели богоподобия.
Само понятие «пессимизм» подразумевает негативное отношение к окружающему миру и самому себе. А это неизменно притягивает в жизнь пессимиста тот же негатив. Другими словами - он сам программирует себя на неудачу и неприятности. Примечательно, что жизнь такого человека равноценно наполнена и плохими, и хорошими событиями. Вот только замечает он исключительно плохие.
Нацеленность подсознания на отрицательную оценку происходящего со временем делает эту оценку действительностью. То есть все то плохое, что видит пессимистически настроенный человек, материализуется. Мало того, каждая такая материализация неудачи только укрепляет его в правоте своего мышления. Таким образом круг замыкается. Вся жизнь превращается в постоянное ожидание чего-то плохого: предательств, неудачи, неприятностей.
С психологической точки зрения такой режим постоянного ожидания «чуда» с отрицательным значением сам по себе является мощным стрессом. То есть пессимист видит только отрицательное, ждет только отрицательного и этим сам себя вгоняет в стрессовое напряжение. Если на ситуацию не повлиять, то такая «гонка» за негативом закончится в лучшем случае депрессией.
Человек, который впускает в свою жизнь недовольство и грусть, имеет все шансы стать неудачником. Безынициативность или неуверенность в результате мешает ему достичь высот в работе. Жалобы и обвинения других в своих неудачах разрушают личные отношения и отталкивают окружающих. Таких людей называют нытиками, неудачниками, ходячими комплексами или несчастьями. Они сами формируют вокруг себя атмосферу уныния, пассивности и болезней.
Еще одна область, которая больше всего страдает от негативного мироощущения - здоровье. Если человек недоволен жизнью и ничего хорошего от нее не ждет, неудивительно, что заболеть ему намного легче, чем остальным. А учитывая, что болезнь - еще одно доказательство невезения и несправедливости, такие пациенты не стремятся выздоравливать.
Это подтвердили датские ученные: согласно их исследованиям, пессимисты имеют на 70% больше шансов получить инфаркт миокарда и на 60% больше шансов умереть от него. Проблемы с мотивацией и постоянная неудовлетворенность делают их уязвимыми перед вредными привычками, расстаться с которыми им чрезвычайно сложно.
Однако такое отношение к жизни не считается абсолютным «злом». У него есть и положительное качество - реальный взгляд на события. Ученые, проводившие целенаправленные исследования в этой области, отмечали, что пессимисты часто имеют более высокий уровень IQ, точнее оценивают ситуацию и свой контроль над ней. Их даже иногда называют печальными мудрецами.
Поэтому на сегодня существует множество теорий и критериев идеального соотношения пессимизма и оптимизма. К примеру, критерий пессимизма-оптимизма Гурвица, то есть некий компромисс между двумя полюсами: крайним пессимизмом и безудержным оптимизмом.
Важно! Неудовлетворенность жизнью может быть не особенностью характера или временной «передышкой». Это может быть проявлением болезни, названной дистимией. А это уже намного серьезнее.
Основные признаки пессимизма:
Важно! Пессимизм важно вовремя заметить, чтобы он не перерос в серьезную проблему и не проявился на внешности. Тогда его будет видно и без общения - сутулые, опущенные плечи, тусклый взгляд и неуверенная походка.
Способы привлечения в свою жизнь оптимизма:
Интересно! В человеке одновременно живут и оптимист, и пессимист. Поэтому найти абсолютного «нытика» или «живчика» невозможно. Золотой серединой психологического комфорта считается 62% оптимистического потенциала и 38% пессимистического. Сдвиг от 80% в сторону оптимизма характеризует оторванного от земли мечтателя, в сторону пессимизма - законченного неудачника.
Пессимизм – это способ мироощущения, пронизанный унынием, негативом, неверием личности в положительные изменения. Значение слова пессимизм походит от слова «pessimus», что с латыни значит – наихудший, следовательно, человек, которому свойственен пессимизм воспринимает мир в наихудшем виде. В философии значение слова пессимизм представляет воззрение, которое утверждает о доминировании зла, рассматривает бытиё индивида, как бессмысленную пытку над собой, что является противоположным оптимизму.
Понятие пессимизм чаще понимается людьми, как жизненный взгляд, пропитанный мрачностью и печалью. Зачастую понятие пессимизм ошибочно приписывают личностям, которые пытаются быть реалистичными в выводах касательно окружающих вещей.
Пессимизм – это способ мировосприятия, который выражает подозрительность, негатив, недоверчивость личности. Этот способ мироощущения характеризуется угнетенным расположением духа, склонностью подчеркивать отрицательные аспекты действительности, переживанием бесцельности бытия, ощущением безысходности, слишком выраженной печальной реакцией на неуспехи.
Пессимизм распространённое явление, он отмечается у личностей различных профессий или социальных категорий, однако воспринимается большинством, как негативное явление, поэтому в обществе доминирует оптимизм. Жизнерадостность действительно помогает пережить трудности легче, это многим известно. Каждый способен избавиться от угнетающего пессимизма, отравляющего его счастливую жизнь.
Пессимизм, как способ мира считают отклонением, потому что большинство являются , то есть верят в любовь, добро и доброжелательность людей. Но пессимизм это не мрачность взглядов, это возможность быть в некоторых вопросах.
Чтобы оставаться эффективной личностью надо постараться совмещать качества обоих типов – пессимизма и оптимизма. Обобщенно это звучит так: «иметь позитивный настрой, надеяться на наилучшее, не отрицать возможность худшего результата».
Необходимость делать пессимистические прогнозы возникает, когда нужно учитывать всевозможные неприятности и выходить из сложной ситуации. Но при рассмотрении возможных перспектив, особенно при формировании собственной , необходимо настраиваться на оптимизм, чтобы увидеть лучшие варианты.
Пессимизм каждого человека выражается неодинаково. У некоторых проявляется в быстропроходящей и недлительной , у других это длится дольше. При наличии крайне выраженного пессимизма у человека отмечается отрицательное отношение к внешнему миру, он не просматривает в нём ничего хорошего. Несмотря на пессимистическое мировоззрение, не означает, что надо оставаться таким всю жизнь, принимать это за норму, не стараться менять качество жизни к лучшему.
Пессимизм считается болезнью, хотя не каждый мыслит о нём так глобально. Если человек всегда унылый, ходит с плохим настроением, мрачными мыслями, это заметно отражается на здоровье. Спокойные, оптимистичные личности чаще становятся успешными. Они расслаблены, уверенны, поэтому более здоровы. Ведь мысли реально материализуются, поэтому от них очень зависит текущая жизнь. Всё, о чём человек думает, притягивается к нему, поэтому если он ходит хмурым, не стоит удивляться, что и жизнь такая же. Чтобы быть счастливым человеком необходимо ощущать себя таким.
Причины пессимизма бывают самыми разными. Генетические причины пессимизма являются очень весомыми. Хоть насколько бы дискуссионным ни был вопрос, является ли пессимизм врожденной характеристикой. Раз о нём говорят, значит, в этом есть смысл. Даже если приверженцы этой идеи очень серьезны в своих утверждениях, они должны согласиться, что на это вполне можно повлиять. То есть генетическую расположенность ребенка к пессимизму можно скорректировать правильным воспитанием и соответствующей средой общения.
Причины пессимизма могут скрываться в особенностях воспитания. Родители легко могут воспитать пессимистическую личность сами того не желая. Так, они любят сравнивать ребенка с другими, акцентируя, что он хуже, указывать на каждую оплошность, подавляя при этом индивидуальность, но удовлетворяя своё желание воспитать его по-своему.
Деструктивным образом на психику ребенка воздействует также критика, если еще при этом присутствуют другие. Убеждая его, что он глупый, безответственный, невменяемый, бестолковый и не способный, это не поможет ему стать успешным и позитивным человеком. Немалое значение имеет жизненный уклад родителей. Отношение к жизни значительно воздействует на процесс формирования мировоззрения. Ребенку тяжело быть оптимистом, если у его родителей пессимистический жизненный настрой.
Довольно часто встречается ситуация, когда пессимизм буквально «передаётся» поколениями. Родители живут по жизненному укладу своих родителей, обучая эму своих детей. Если воспитание было очень строгим, тогда эту цепочку будет сложно прервать. Они просто не знают, как им жить по-другому. Хотя очень часто встречаются случаи, когда родители из неблагополучных семей становятся для своих детей стимулом для положительных изменений. Такие дети очень смелые, ведь они бросают вызов установившемуся жизненному укладу и поступают очень правильно, воспитывая своих детей иначе, в любви и радости.
Депрессии и стрессы также причины пессимизма. Даже очень успешного человека способен сломить постоянный стресс, переживание горя, неудач, потерь. Человек, переживший несчастье, не способен искренне радоваться жизни, по крайней мере, первое время, поэтому для него пессимизм становится образом мышления. Зависимо от личности период пессимистического настроения будет проходить дольше или меньше.
Также способна спровоцировать появление пессимистического настроения у человека. Однообразность дней становится испытанием, которое человек может не выдержать. Его личность «ломается» и он перестаёт видеть просвет в будущем.
Возраст также является фактором риска для возникновения пессимистического настроя. Оптимизм чаще ассоциируют с молодостью. В молодости есть возможность более резко изменить жизнь, поскольку есть больше сил и времени.
При наступлении кризиса среднего возраста силы, и время, да и здоровье становится уже не то. Человек начинает больше думать о старости и смерти, что конечно, не внушает оптимизма. Не все могут в силу природного оптимизма противостоять подобным перспективам, поэтому старость является отдельной причиной пессимизма. Хотя нередко можно встретить позитивных людей пожилого возраста, которых пессимизм обходит стороной, они не прекращают радоваться жизни.
От пессимизма можно избавиться, но не за один день. Он становится образом жизни, образом человеческого мышления. Если человек понимает, что готов изменить жизнь, тогда должен научиться следовать рекомендациям.
Пессимисты в основном имеют . Поднять её можно обращаясь к простому способу: необходимо вспомнить достижения детства. Насколько сложным казалось когда-то научиться писать, пользоваться техникой, но всему ведь научились и школу окончили.
Перед сном необходимо анализировать каждый прошедший день, вспомнить все позитивные мгновения. Сначала покажется, что ничего подобного не происходило. Но, даже такие вещи, как вкусный обед, согревающий чай, тёплый ветер, сияющее солнце дарят положительные эмоции. Необходимо представлять себе, как в идеале должно было выглядеть будущее во всех деталях и между этим сфокусироваться над достижимыми вещами. Подумать, как замечательно провести время, что сделать такого, что могло бы принести душевное удовлетворение (рыбалка, пикник, спорт).
Стремление к переменам поможет бороться пессимистическому с его навязчивыми мрачными мыслями. Новые знакомства, непривычная обстановка поспособствуют вытеснению и негатива и вызовут любопытство. Периодически также необходимо заниматься новыми интересными занятиями.
Если пессимизм проявляется в основном при воспоминании о работе, видимо, пришло время, чтобы её сменить. Дать себе отдохнуть, выделить время, чтобы подумать, чем действительно можно заняться. Если накатывает волна плохого настроения, необходимо разобраться, почему так происходит, проследить связь изменения настроения и реальных обстоятельств, под воздействием которых оно изменяется.
Как избавиться от пессимизма? Необходимо отвлекаться от сильных переживаний о здоровье своём и близких. Если пессимистические мысли являются слишком изнуряющими и стали постоянными в жизни, тогда с ними тяжело справиться самому и следует обратиться к специалисту психологу.
Необходимо избегать негатива: не смотреть печальных и угнетающих фильмов, не читать политических новостей, избегать компании пессимистов. Следует делать всё точно наоборот – смотреть комедии, читать жизнеутверждающие истории, общаться с оптимистами. Главное, не терять надежды, выходить из того, что есть, развивать свои способности и заниматься любимым делом.
и Майнлендер. К ним можно теперь присоединить и Метерлинка, пессимиста в юности, сделавшегося оптимистом в зрелом возрасте, а также много других менее известных имен. Часто спрашивали себя, как объяснить, что Шопенгауэр, философия которого была, несомненно, искренней и проповедовала возвращение к нирване, в конце концов стал так дорожить жизнью, вместо того чтобы покончить с нею, как это сделал позднее Майнлендер. Это объясняется тем, что Шопенгауэр достиг возраста, когда развивается чувство жизни. Очень известный современный невропатолог Мёбиус , в высшей степени тщательно изучивший биографию и сочинения Шопенгауэра, выводит из них, что к старости образ мыслей его принял оптимистический оттенок. По случаю своего семидесятилетия он находил утешение в том, что, согласно индусским Упанишадам и по взглядам Флуранса, возможно дожить до ста лет. По выражению Мебиуса, Шопенгауэр «в старости жил с удовольствием и не был более пессимистом по чувству». Незадолго до смерти он думал, что сможет прожить ещё лет двадцать».
Мечников И.И., Этюды оптимизма, М., «Наука», 1988 г., с. 219.
«При попытке обосновать оптимистическую теорию человеческой природы невольно возникает вопрос: почему же столько выдающихся умов останавливалось на чисто пессимистическом мировоззрении? Пессимизм - очень давнего происхождения, хотя проповедовался он и распространился главным образом в современную нам эпоху.
Всем известен пессимистический возглас Екклезиаста за десять веков до нашей эры: «Все суета сует и всяческая суета!» Предполагаемый автор этого изречения Соломон провозглашает, что он «возненавидел жизнь, потому что противны стали ему дела, которые делаются под солнцем, ибо всё суета и томление духа» (Екклезиаст, II, 17).
Будда возвёл пессимизм на степень учения. По его мнению, жизнь есть сплошное страдание. «Рождение - страдание, старость - страдание, смерть - страдание, связь без любви - страдание, разлука с любимым - страдание, неудовлетворенное желание - страдание; кратко сказать: всякая усиленная привязанность ко всему земному - страдание». Этот пессимизм Будды послужил источником большинства современных пессимистических теорий. Будучи восточного происхождения, пессимизм очень сильно распространился в Индии, даже помимо буддизма.
В «Бхартрихари», стансах начала христианской эры, так изливается печаль о человеческом существовании: «Жизнь человека ограничивается 100 годами; ночь занимает половину этих лет; половина остальной половины поглощена детством и старостью; то, что остается, проходит среди болезней, разлук и сопровождающих их горестей, службы посторонним и тому подобных занятий. Где же найти счастье в жизни, сходной с пузырями, вызванными движением волн?» «Здоровье человека разрушается заботами и всякими болезнями. Ниспослано ли богатство, - вслед за ним, как в открытую дверь, следует и несчастье. Одно за другим захватывает смерть все живущее, и оно не в силах противиться своей участи. Что же прочно во всем, сотворенном всесильным Брамою?».
С азиатского востока пессимистические теории распространились в Египет и в Европу. Уже за три века до рождества Христова возникла философия Гегезия. Он проповедовал, что надежда большею частью влечет за собой разочарование и что наслаждение вскоре вызывает пресыщение и отвращение. По его мнению, сумма страданий превышает сумму наслаждений, так что счастье недостижимо и в действительности никогда не существует. Совершенно напрасно, следовательно, искать удовольствия и счастья, которые неосуществимы. Скорее следует вырабатывать в себе равнодушие, подавляя чувствительность и желания.
В конце концов, жизнь и смерть стоят друг друга, так что часто предпочтительно покончить с жизнью самоубийством. Гегезия прозвали Пейзитанатом, что значит советник смерти. «К нему стекались многочисленные последователи; учение его быстро распространялось, и убеждённые ученики лишали себя жизни. Царь Птоломей встревожился, боясь, как бы это отвращение к жизни не стало заразительным. Он закрыл школу Гегезия , а самого его изгнал».
Пессимистическая нота звучит иногда у различных греческих и латинских философов и поэтов. Сенека находит, что «в общем человеческая жизнь жалка». «Толпой сыплются новые беды, раньше, чем ты успел отдать дань прежним».
Но особенно распространился пессимизм в новейшие времена.
Помимо философских теорий прошлого века (каковы учения Шопенгауэра , Гартмана и Майнлендера, о которых было достаточно сказано в «Этюдах о природе человека»), пессимистическое мировоззрение главным образом было развито поэтами. Уже Вольтер пессимистически жаловался: «Каково течение и какова цель жизни? Пустяки и затем ничто. О Юпитер, нас создав, ты злобно пошутил».
Мы знаем, как выражал Байрон свои жалобы на жизнь человеческую. Вскоре после смерти знаменитого английского поэта раздались полные отчаяния вопли известного итальянского лирика Джакомо Леопарди. Вот слова, с которыми он обращается к собственному сердцу: «Успокойся навек, довольно трепетало ты, ничто не стоит этого трепета, и земля недостойна твоих вздохов. Жизнь - не что иное, как горечь и скука. Мир - один прах. Успокойся навек. Покинь надежду навсегда. Нашему роду суждена одна смерть. Презирай навсегда и самого себя, и природу, и постыдную скрытую силу, повелевающую всеобщее разрушение и бесконечную изменчивость всего».
Леопарди делает читателей свидетелями своих нравственных тревог и мучений. Он поверяет им свои намерения. В стихах, посвященных Карлу Пеполи, он говорит: «Я изучу слепую правду, я изучу слепую судьбу всего смертного и вечного: зачем было создано человечество и обречено на горе и страдания; к какой конечной цели направляют его судьба и природа; кому приятно или кому нужно наше великое страдание; какой порядок, какие законы управляют этим таинственным миром, восхваляемым мудрецами и которым я могу только любоваться». Возникла целая плеяда поэтов, воспевающих мировую скорбь. Weltschmerz немецких авторов; среди последних особенно выделялись Гейне и Николай Ленау.
Русская поэзия развилась отчасти под влиянием Байрона. Её лучшие представители, Пушкин и Лермонтов , часто задавались вопросом о цели человеческой жизни, и ответ их был глубоко безнадежным. Пушкин следующим образом формулирует свое пессимистическое мировоззрение:
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? И зачем судьбою тайной Ты на казнь обречена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал? Сердце мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал? Цели нет передо мною... Пусто сердце, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум...
Если, с одной стороны, пессимистические поэты и философы отражали мнения и чувства своих современников, то, с другой стороны, сами они имели несомненное влияние на читателей. Таким образом, укоренилось пессимистическое мировоззрение, сквозь которое на жизнь смотрели как на ряд страданий, не уравновешенных никакими благами».
Мечников И.И., Этюды оптимизма, М., «Наука», 1988 г., с. 204-206.
Сонник обувь. Любая обувь во сне означает дорогу, как в прямом, так и в переносном смысле. То есть, может указывать на символическую дорогу в отношениях с кем-либо, работе, деятельности. Например, снится новая обувь, если во сне она была красивой, добротн
К чему снится мяч женщине: Походите по чиновничьим кабинетам. 1 Мяч по Соннику целительницы Федоровской Видеть мяч во сне значит: Если вам приснилось, что вы бросаете мячик - вскоре вас обидит близкий друг.Если вам приснилось, что вы вспарывает
Ароматное, сытное итальянское блюдо – лазанью – можно сделать собственноручно дома. При этом можно замесить специальное тесто или поступить гораздо проще – заменить его лавашем. При правильных действиях лазанья из лаваша получается очень сочной, аппетитно
Рис с мясом в духовке, как и любое другое блюдо, имеет множество интерпретаций приготовления. В данном обзоре представлен самый простой вариант с минимальными трудозатратами. Пошаговый рецепт с фото. Видео-рецепт. Мясо с рисом - самое классическое со
г. Москва Компания "УПРАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ" зарегистрирована 29 мая 2014 года местным органом ФНС — Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве. Полное официальное наименование — ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТ
Практически все счастливые владельцы частных домов, коттеджей или дачных домиков хотели бы иметь на своем участке отдельно стоящую баню. Для ее возведения можно воспользоваться услугами профессиональных строителей или же соорудить баньку самостоятельно. О