Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на выражение мнения

06.10.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Комментарий к статье 57 Семейного Кодекса РФ

Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Мнение ребенка также учитывается в ходе любого судебного или административного разбирательства. Мнение ребенка должно по общему правилу быть выражено при непосредственном общении, однако возможно также использование технических средств.

Следует учитывать, что законодатель не абсолютизирует указанное право ребенка, поскольку учитываться оно будет только в том случае, когда его интересы совпадают с общественно признанными и нужными для него с интересами.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Закон не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12) закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в частности при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т.п. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося и затрагивающего его интересы.

По данному вопросу Верховный Суд в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" отметил следующее: если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде.

Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства.

Права несовершеннолетних детей в семье, как, впрочем, и мнение ребёнка в большинстве случаев является предметом разбирательства в суде. Как правило, родители задумываются над этими проблемами чаще всего перед разводом или после него. Интересы и права ребёнка играют определяющее значение при разделе имущества после развода. А мнение ребёнка может быть решающим аргументом при определение его места жительства.

В данной статье мы подробно поговорим о том:

– что такое мнение ребёнка;
– с какого возраста ребёнок вправе выражать своё мнение;
– при каких условиях и как учитывается мнение ребёнка при расторжение брака;
– в каких случаях мнение несовершеннолетнего учитывать обязательно.

Что такое мнение ребёнка?

Согласно “Толковому словарю” Ожегова С.И.: “Мнение, -я, ср. Суждение, выражающее оценку чего-н., отношение к кому-чему-н., взгляд на что-н.”. Статья 57 говорит о том, что «Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства».

Как видим, все не так просто как кажется вначале. То есть, мнение ребёнка это достаточно сложная субъективная психологическая конструкция, отражающая:

  • оценку несовершеннолетним какого-либо события, факта и обстоятельства;
  • отношение ребёнка к какому-либо событию, факту, обстоятельству или человеку;
  • оценку ребёнком себя и других людей;
  • отношение ребёнка к себе и другим людям.

И наиболее важно то, что по итогам этих сложнейших психологических процессов ребёнок должен сформировать собственное суждение или мнение.

Очевидно, что способность ребёнка к полноценному формированию полноценного мнения формируется не сразу. В связи с этим законодатель установил определённые возрастные ограничения по учёту мнения детей. А именно:

«Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». Статья 57 .


Несмотря на то, что законодательно закреплена необходимость «обязательного» учёта мнения несовершеннолетнего есть существенное условие. Это условие в противовес «мнения» во главу угла ставит «интересы» ребёнка Поэтому если в ходе судебного разбирательства не доказано, что мнение ребёнка совпадает с его интересами, никто это мнение не учтёт даже при наличии у ребёнка возраста свыше 10 лет.

Обобщая изложенное и требования законодательства Российской Федерации относительно мнения и интересов ребёнка очевидно, что:


1. Несовершеннолетний ребёнок вправе выражать своё мнение с любого возраста, при решение вопросов его касающихся.
2. Учёт мнения ребёнка в суде обязателен с 10-летнего возраста.
3. Мнение ребёнка учитывается, только если оно совпадает с интересами ребёнка
4. Заслушать ребёнка в судебном заседание законодатель разрешил с любого возраста.

И с этими положениями законодательства связан целый спектр проблем, требующих разрешения в ходе судебного разбирательства. Например, по делам о разводе и определении места жительства ребёнка. Также при определении порядка и частоты встреч ребёнка с отдельно проживающим родителем.

Суду для того чтобы определить с кем будет проживать ребёнок необходимо установить «интересы» и «мнение» ребёнка. Это всё справедливо и для детей, не достигших 10-летнего возраста. Поскольку интересы детей и их мнение также являются предметом разбирательства в суде.

Выяснение интересов ребёнка, если родители не договорились до суда.

Для того чтобы разобраться с «интересами» ребёнка судом привлекаются . Они выясняют имеющиеся у родителей условия для проживания ребёнка. Выясняется сумма материального дохода обоих родителей. Изучается образ жизни и график работы каждого родителя.

Если есть сомнения в том, что общение или проживание ребёнка с кем-либо из родителей противоречит интересам ребёнка, может быть проведено дополнительное судебное расследование.

Также могут быть проведены экспертизы родителей или опекунов. Такие экспертизы могут быть проведены для установления психологических особенностей родителей. Также в ходе экспертизы устанавливается способность родителей самостоятельно воспитывать ребёнка.


Для того, чтобы узнать мнение ребёнка не всегда достаточно только заслушать несовершеннолетнего в суде.

С помощью психологической экспертизы ребёнка определяют какими причинами обусловлено мнение ребёнка. Является ли мнение ребёнка навязанным кем-либо из родителей. Может ребёнок транслирует чужое мнение из-за страха или под давлением кого-нибудь. Способен ли ребёнок к самостоятельному формированию мнения или суждения?

Также бывают случаи, когда по каким-либо обстоятельствам у ребёнка обнаруживаются ограничения или противопоказания к участию в судебном заседании. Тогда психологические характеристики ребёнка и его мнение устанавливается в ходе .

Для того, чтобы выяснить и документально закрепить мнение ребенка относительно какого-либо факта или обстоятельства необходимо провести психолого-педагогическую экспертизу ребенка. Заключение указанной экспертизы является официальным документом, который можно предоставить в суд, в органы опеки и попечительства или в полицию.

Усыновление ребёнка или лишение родительских прав.

  • Основные начала (принципы) семейного права
    • Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации
  • Система и источники семейного права
    • Источники семейного права
  • Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права
    • Применение к семейным отношениям норм международного права
  • Осуществление и защита семейных прав
    • Защита семейных прав
    • Способы защиты семейных прав
  • Сроки исковой давности в семейном праве
  • Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака
    • Понятие брака по семейному праву
    • Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака
      • Препятствия к заключению брака
    • Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
    • Порядок заключения брака
    • Недействительность брака
      • Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
      • Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
      • Правовые последствия признания брака недействительным
  • Прекращение брака
    • Понятие и основания прекращения брака
    • Расторжение брака в органах загса
      • Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов
    • Расторжение брака в судебном порядке
      • Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
      • Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
      • Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
    • Момент прекращения брака при его расторжении
      • Правовые последствия расторжения брака
    • Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим
  • Права и обязанности супругов
    • Личные неимущественные правоотношения между супругами
    • Имущественные отношения между супругами
    • Законный режим имущества супругов
      • Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
      • Собственность каждого из супругов (раздельная собственность)
      • Раздел общего имущества супругов
    • Договорный режим имущества супругов
      • Изменение и расторжение брачного договора
      • Признание брачного договора недействительным
    • Ответственность супругов по обязательствам
  • Права и обязанности родителей и детей
    • Установление происхождения детей
      • Добровольное установление отцовства
      • Установление отцовства в судебном порядке
      • Правовые последствия добровольного или судебного установления отцовства
      • Запись родителей ребенка в книге записей рождений
      • Оспаривание отцовства (материнства)
    • Права несовершеннолетних детей
      • Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
        • Право ребенка выражать свое мнение
        • Право ребенка на имя, отчество и фамилию
      • Имущественные права несовершеннолетних детей
    • Права и обязанности родителей
      • Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями
      • Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
      • Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
      • Право родителей на защиту родительских прав
      • Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
    • Споры, связанные с воспитанием детей
      • Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
      • Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
    • Лишение родительских прав и их восстановление
      • Восстановление в родительских правах
    • Ограничение родительских прав и его отмена
      • Отмена ограничения родительских прав
      • Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей
  • Алиментные обязательства членов семьи
    • Общая характеристика алиментных обязательств
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в судебном порядке
      • Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей
      • Участие родителей в дополнительных расходах на детей
      • Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
      • Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей
    • Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
      • Алиментные обязанности бывших супругов
      • Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
    • Алиментные обязательства других членов семьи
      • Обязанность воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей
      • Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
      • Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер
    • Соглашения об уплате алиментов
      • Форма соглашения об уплате алиментов
      • Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов
      • Содержание алиментного соглашения
      • Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов
    • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Сроки обращения за алиментами
      • Взыскание алиментов до разрешения спора судом
      • Обязанность администрации организации по удержанию алиментов
      • Обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты
      • Определение задолженности по алиментам
      • Основания освобождения от уплаты задолженности по алиментам
      • Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов
      • Индексация алиментов
      • Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство
      • Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
    • Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
      • Органы опеки и попечительства
      • Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
      • Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей
    • Усыновление (удочерение) детей и его отмена
      • Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Условия усыновления
      • Порядок усыновления
      • Вопросы, разрешаемые судом при усыновлении ребенка
      • Правовые последствия усыновления ребенка
      • Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления
    • Опека и попечительство над детьми
      • Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
      • Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
    • Приемная семья
      • Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью
      • Права и обязанности приемных родителей
      • Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью
      • Материальное обеспечение приемной семьи
  • Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства
    • Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права
    • Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами
      • Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование - усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента
    • Установление содержания и ограничение применения норм иностранного семейного права
      • Ограничение применения норм иностранного семейного права
  • Право ребенка выражать свое мнение

    Статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

    С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка ст. 57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

    Закрепление в СК данного права ребенка свидетельствует о том, что законодатель признает его личностью, с которой необходимо считаться, особенно когда речь идет о решении вопросов, прямо касающихся интересов ребенка. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. В СК не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение.

    В Конвенции о правах ребенка право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды. Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, формы обучения, организация досуга и т.п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

    Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве, при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей, при рассмотрении иска родителей о возврате им детей, о восстановлении родителей в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав и т.д.

    Если по обстоятельствам дела, связанного с воспитанием детей, судом будет признано необходимым опросить ребенка, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос производится с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц.

    При опросе ребенка суду необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении своего мнения, как он его обосновывает и тому подобные обстоятельства.

    В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное правовое значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста десяти лет, является прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя бывает и способен сформулировать свое мнение.

    Учет мнения ребенка, не достигшего возраста десяти лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему, по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание. Однако после достижения ребенком десятилетнего возраста учет его мнения родителями является обязательным. Исключение здесь могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых прямо бы противоречила его интересам.

    Случаи, когда мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть не принято во внимание, невозможно полностью перечислить, они могут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных обстоятельств. Например, отказ ребенка от посещения школьных занятий в целях использования высвобождаемого времени на занятия спортом или от поездки совместно с другими членами семьи на лечение в санаторий (по рекомендации врачей) повлечет наступление негативных последствий для воспитания и состояния здоровья ребенка, а потому может быть не принят во внимание родителями, исходя именно из интересов ребенка.

    В то же время в некоторых случаях, прямо предусмотренных СК, решение может быть принято компетентным органом (орган опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Речь идет о ситуациях, когда определенными действиями затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени и (или) фамилии ребенка; восстановление родителей в родительских правах; усыновление; изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка; запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка; изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью. Данный перечень случаев, когда орган опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

    Александр Эрделевский, профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук.

    По сравнению с ранее действовавшим законодательством новый Семейный кодекс РФ (далее - СК) предоставляет ребенку значительно большие возможности в самостоятельном осуществлении и защите своих прав и интересов. Так, ст. 54 СК предусматривает права ребенка на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства; ст. 56 СК предоставляет ребенку право самостоятельно обращаться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд; в соответствии со ст. 57 СК ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

    Однако реализация этих прав, в особенности права ребенка выражать свое мнение в суде, вызывает значительные сложности в правоприменительной практике. Право ребенка на выражение мнения часто подвергается необоснованным стеснениям и ограничениям, либо само мнение получает неправильную оценку. Особенно часто это проявляется в спорах о передаче детей на воспитание. На наш взгляд, такая ситуация вызвана следующими основными причинами:

    1. традиционно отрицательное отношение российских судов к участию ребенка в судебном процессе;
    2. отсутствие устоявшейся судебной практики в этом вопросе;
    3. пассивная роль родителей или иных законных представителей, неоказание ими необходимого содействия ребенку в реализации своих прав.

    Нежелание судов допускать ребенка к участию в процессе во многом основано на действовавших ранее принципах судебной практики. Ввиду нежелательности отрицательного воздействия судебной обстановки на психику детей их допросы допускались в крайних случаях, когда невозможно было установить фактические обстоятельства по делу на основании исследования других доказательств. Так, в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. N 3 подчеркивалось, что в тех случаях, когда суд признает необходимым опросить ребенка, такой опрос следует проводить вне зала судебного заседания, в присутствии педагога либо классного руководителя, воспитателя детского сада и т.п. Применительно к спорам о детях отсюда делался вывод, что привязанность ребенка и его желание жить с тем или иным родителем должны выявляться органами опеки и попечительства при производстве обследования, а вызов ребенка в этих целях в суд недопустим.

    Понятно, что хотя присутствие ребенка в суде - действительно нежелательное явление, это не может более явиться основанием для воспрепятствования ребенку свободно выразить свое мнение в суде, что было бы грубым нарушением требований ст. 57 СК. Напротив, суд должен всемерно содействовать ребенку в реализации его прав. Например , чтобы обеспечить ребенку возможность действительно свободно выразить свое мнение, родители должны быть удалены из зала судебного заседания.

    Как отмечалось, применение ст. 57 СК вызывает сложности в судебной практике. Так, в этой норме не определен минимальный возраст ребенка, начиная с которого он вправе выражать свое мнение. Значит ли это, что трехлетний карапуз вправе предстать перед судом? С позиций здравого смысла - едва ли. Ответ на этот вопрос позволяет дать Конституция РФ и Конвенция о правах ребенка от 1989 г. (далее - Конвенция).

    В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Приоритет международных договоров перед нормами семейного законодательства предусмотрен и в ст. 6 СК. Конвенция - один из таких договоров. Пункт 1 ст. 12 Конвенции предусматривает обязанность каждого из государств - участников обеспечить ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка должно уделяться должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Статья 13 Конвенции, также направленная на обеспечение свободного выражения ребенком своего мнения, предусматривает исчерпывающий перечень оснований для ограничения этого права. Ограничение этого права допускается лишь в случае, когда такое ограничение предусмотрено законом и необходимо:

    а) для уважения прав и репутации других лиц;

    б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

    С учетом этих норм Конвенции и следует применять ст. 57 СК. Лишь неспособность ребенка сформулировать свое мнение может рассматриваться как основание для ограничения права выразить его. Собственно говоря, об ограничении права здесь приходится говорить весьма условно, поскольку выразить мнение в суде можно лишь посредством его устного или письменного изложения. Отсюда следует, что пока у ребенка отсутствует способность сформулировать свое мнение, не возникает и само право на выражение его в суде. Представляется также, что сознанием ребенка должна охватываться также и цель выражения им своего мнения - решение судом вопроса о том, с кем из родителей он будет проживать.

    Но как установить, способен ли ребенок сформулировать свое мнение? По нашему мнению, основной объективный критерий при решении этого вопроса - возраст ребенка. По достижении определенного возраста ребенок должен предполагаться способным сформулировать свое мнение по вопросу о месте своего проживания и воспитания. Учет этого критерия возможен путем применения по аналогии ст. 28 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК). Допустимость применения гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии предусмотрена в ст. 5 СК.

    Согласно ст. 28 ГК ребенок по достижении 6 лет вправе самостоятельно совершать отдельные виды сделок (например, мелкие бытовые сделки). Разумно предположить, что по крайней мере с того же возраста ребенок способен сформулировать и свое мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать, осознавая при этом, перед кем и для каких целей он такое мнение выражает. Обоснованность такого мнения и его соответствие интересам ребенка - это совершенно другой вопрос, который оценивается судом.

    Поэтому с шестилетнего возраста ребенок должен быть допущен в судебное заседание, если он в устной или письменной форме, самостоятельно или через кого-либо из участников процесса сообщил суду о своем желании выразить собственное мнение по касающемуся его вопросу. В случае возникновения обоснованного сомнения в способности конкретного ребенка в возрасте шести и более лет сформулировать и выразить свое мнение должна быть назначена соответствующая судебная экспертиза. Если в результате экспертизы будет установлено, что данный ребенок не в состоянии сформулировать свое мнение, это должно быть отражено в решении по делу. При заслушивании мнения ребенка должен присутствовать квалифицированный педагог, который может с разрешения председательствующего в судебном заседании задавать ребенку вопросы в порядке, предусмотренном ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РСФСР для допроса несовершеннолетнего свидетеля.

    Однако следует помнить, что допрос несовершеннолетнего свидетеля и выражение ребенком своего мнения - это совершенно разные правовые институты. Порядок выражения ребенком мнения в гражданском процессуальном законодательстве не определен, поэтому здесь часто допускаются ошибки. Приглашение ребенка для выражения мнения часто отражается в протоколах судебного заседания как вызов для допроса в качестве свидетеля. Такое нарушение может послужить основанием для отмены решения в связи с существенным нарушением норм процессуального права. Необходимость допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля определяется судом, в то время как выражение ребенком своего мнения - это его личное неимущественное право, реализацию которого суд обязан надлежащим образом обеспечить.

    Не исключено, что и в более раннем возрасте ребенок способен выразить свое мнение. Отказ в выражении мнения в этом случае был бы неправомерен. Обычно кто-либо из участвующих в деле лиц заявляет по этому поводу соответствующее ходатайство. Представляется, при решении вопроса об удовлетворении или отклонении такого ходатайства суду следует выяснить мнение участвующего в деле органа опеки и попечительства по этому вопросу. В затруднительных случаях суд, как и в случае с ребенком старше шести лет, вправе назначить судебно - психиатрическую или судебно - психологическую экспертизу для выяснения вопроса о способности ребенка самостоятельно сформулировать свое мнение.

    Разумеется, ни родители, ни кто-либо иной не вправе оказывать давление на ребенка с целью формирования или искажения его действительного мнения либо понуждения к его выражению. Выражение мнения должно быть свободным. Но оказание давления не следует смешивать с разъяснением ребенку его прав. Это право и обязанность родителей, а в необходимых случаях - и органов опеки и попечительства (ст. 8, 63, 64 СК).

    Проиллюстрировать эти и иные сложности, возникающие в судебной практике при рассмотрении споров о передаче детей на рассмотрение, можно на примере конкретного судебного дела, в котором автор принимал участие в качестве представителя ответчика.

    Истица предъявила иск к ответчику о расторжении брака и передаче ей на воспитание их 12-летнего сына. Ответчик предъявил встречный иск об оставлении сына на воспитании у него. На момент предъявления иска ребенок в течение года проживал совместно с ответчиком. Супружеские отношения между родителями давно прекратились, и места их жительства были разными. Помимо сына, у супругов была 6-летняя дочь, оставшаяся проживать с матерью. Имущественное положение супругов было примерно равным; какие-либо обстоятельства, отрицательно характеризующие личность каждого из них, отсутствовали.

    Дело сразу осложнилось в связи с тем, что сын оказался прописан (зарегистрирован по месту жительства) в двух местах: как по месту жительства отца, так и матери. Поскольку факт регистрации по месту жительства является доказательством (пока не установлено обратное) проживания лица в определенном месте, суд обоснованно привлек к участию в деле для дачи заключения два органа опеки и попечительства - по обоим местам регистрации ребенка.

    Суд поручил органам опеки выяснить ряд имеющих значение для разрешения спора обстоятельств (условия проживания, привязанность к каждому из родителей, их качества как воспитателей и т.д.), и в том числе - мнение ребенка о том, с кем из родителей он хотел бы проживать. В своих заключениях органы опеки должны были выразить свое мнение о желательном с точки зрения интересов ребенка месте его воспитания.

    Инспектор органа опеки по месту жительства матери вызвал ребенка для беседы к себе. В составленном этим инспектором заключении указывалось, что ребенок не выразил определенного мнения о том, с кем он хотел бы проживать. В заключении содержался вывод органа опеки: передать ребенка на воспитание матери.

    Инспектор другого органа опеки посетил ребенка по месту его фактического проживания и в заключении указал, что ребенок выразил желание остаться на воспитании у отца. Вывод этого органа опеки: оставить ребенка на воспитании у отца.

    В ходе рассмотрения дела (процесс продолжался около года) ребенок дважды передавал в суд через отца письменное заявление, в котором просил предоставить ему возможность выразить свое мнение по рассматриваемому вопросу, и суд дважды немотивированно отказывал в его удовлетворении. Лишь после выявившегося расхождения в мнениях органов опеки суд предоставил ребенку возможность выразить свое мнение. Родители были удалены из зала судебного заседания. В результате выражения ребенком мнения, сопровождавшегося уточняющими вопросами судьи, прокурора и участвующих в деле лиц, выяснилось, что ребенок хочет остаться на воспитании у отца. Приняв во внимание мнение ребенка, суд решил дело в пользу ответчика.

    Семья и государство заинтересованы в предоставлении несовершеннолетнему различных прав, которые способствуют всестороннему развитию ребенка. Основным правом является предоставление ребенку возможности выражать свое мнение.

    «Каждому гарантируется свобода мысли и слова, мнения и убеждения», провозглашает статья 29 Конституции РФ. Это конституционное положение отражено в статье 57 Семейного кодекса РФ, которая закрепляет право ребенка выражать свое мнение.

    Предоставление несовершеннолетнему права на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства нацелено на формирование полноценной личности, способной жить в коллективе, обладающей качествами, полезными обществу, семье, близким. В этом заинтересованы и государство, и семья в целом. Реализуется это право, в том числе и, путем предоставления ребенку возможности выражать свое мнение. Статья 57 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит на этот счет следующее: «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства».

    Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 Семейного кодекса Российской Федерации), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Обязанность учитывать мнение – это не то же самое, что принять позицию ребенка. Учет мнения ребенка заключается в том, чтобы мнение родителей было скорректировано с учетом мнения ребенка.

    Последние материалы сайта