Психологический анализ и самоанализ в романном творчестве дорис лессинг. Фантастическое в творчестве Дорис Лессинг (на примере рассказа «Отчет о городе») Научные статьи по творчеству дорис лессинг

29.11.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

(1919 - 2013) - английская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года. Ее жизненный путь (как, впрочем, и ее творчество) был довольно извилист и разнообразен. Родилась она в Иране, детство провела в Африке. В разные годы увлекалась идеями коммунизма и суфизма, была феминисткой.

Присуждение ей Нобелевской премии стало неожиданностью для широкой публики, ведь прежде всего она была известна как автор фантастической литературы (которую Комитет премии не слишком любит и жалует). В СССР ее произведения начали издавать еще в 50-е годы как в отдельных томах, так и в антологиях.

Наиболее известными работами писательницы стали романы «Марта Квест », «Пятый ребенок » и «Бен среди людей », а также серия фантастических книг «Канопус в Аргосе».

Мы отобрали 15 цитат из ее произведений:

То, что мы говорим, обычно бывает намного мельче того, что мы думаем... «Марта Квест »

Людям промыли мозги, чтобы они верили, что семья - это лучшее в жизни. «Пятый ребенок »

Людям нравится искать сходство там, где его, скорее всего, и нет. «Бабушки »

О человеке можно судить по образам и фантазиям, которые он вызывает. «Любовь, опять любовь»

Они лежали на расстоянии друг от друга. Но место между ними больше не было заполнено злостью. «Пятый ребенок »

У студентов, изучающих литературу, больше времени может уходить на чтение критических отзывов, а также - критических отзывов на критические отзывы, чем на чтение рассказов, стихов, романов, биографий. Огромное число людей считает такое положение дел вполне нормальным, а вовсе не печальным или смехотворным… «Золотая тетрадь»

Всю жизнь мы оцениваем, взвешиваем, сопоставляем свои поступки, свои чувства... и все ни к чему. Наши мысли, чувства, поступки, которые мы оцениваем с точки зрения сегодняшнего дня, впоследствии приобретают совсем иную окраску. «Лето перед закатом»

Кризисы, которые переживает человек, точно так же, как и кризисы целых народов, осознаются как таковые, только когда остаются в прошлом. «Трава поет»

Если человек от чего-то отворачивается, то он неминуемо должен к чему-то повернуться. «Марта Квест »

Не менять правительство мы тогда хотели, а забыть о его существовании. «Воспоминания выжившей»

Когда человек настаивает на своем праве быть правым, в этом есть что-то высокомерное. «Золотая тетрадь»

Подлинная проститутка интеллекта - не журналист, а критик. «Золотая тетрадь»

Для взрослых и пожилых людей, побитых уже жизнью, трудно, очень трудно бывает отражать напор юных идеалистов, которые требуют от них объяснений, почему в мире так грустно жить. «Великие мечты»

Халтура всегда торжествует, вытесняет добро и добротность. «Любовь, опять любовь»

Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka ПОД- СЕКЦИЯ 1. Литературоведение. Миколайчик М.В. Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ В РОМАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОРИС ЛЕССИНГ Ключевые слова / Keywords: психологизм/psychologism, психологический анализ/psychological analysis, самоанализ/self-analysis, рефлексия/reflection. Все без исключения романы лауреата Нобелевской премии британской писательницы Д. Лессинг отмечены отличающимся подробностью и глубиной изображением внутреннего мира человека, т.е. тем, что в отечественном литературоведении принято называть психологизмом . При этом обращает на себя внимание интерес Д. Лессинг не столько к внутреннему миру вообще, сколько к наиболее глубоким, бессознательным его слоям. Ее очевидно заботят не столько сознательные психические процессы, свойства и состояния, сколько бессознательные явления: скрытые мотивы мыслей, чувств, действий, поступков, высказываний, различные бессознательные импульсы, которые раскрываются только в момент совершения человеком того или иного действия или поступка, различные измененные состояния сознания (сновидения, видения, интуитивные озарения), во время которых в сознание прорываются те или иные бессознательные аспекты личности и т.п. Все это позволяет определить психологизм Д. Лессинг как глубинный, поскольку именно глубинной называется область психологической науки, занятая феноменом бессознательного . Сосредоточенность на бессознательном отмечается уже в первом романе писательницы «Трава поет», который был объявлен критиками насквозь «фрейдистским» . По словам самой Д. Лессинг, З. Фрейдом она не увлекалась , зато, как и все художники, любила К. Г. Юнга . Определенную роль в этом, вероятно, сыграли сеансы психоанализа, которые Д. Лессинг проходила в 1950-е годы у некой миссис Зюссман (впоследствии послужившей прототипом Сладкой мамочки в «Золотой тетради»), утверждавшей, что ее клиентке снятся сны «по Юнгу», а не «по Фрейду», что, по ее мнению, свидетельствовало о достижении писательницей достаточно высокого уровня в процессе личностной индивидуации . О близости Д. Лессинг юнгианского понимания бессознательного говорит и высказанная ею в одном из интервью мысль о том, что бессознательное, по ее мнению, может быть полезной силой, а не врагом, или кишащим монстрами огромным темным болотом, каким его принято трактовать во фрейдизме. Представителям нашей культуры, по словам писательницы, нужно научиться видеть в бессознательном полезную силу, как это делается в некоторых других культурах – очевидно, она имела в виду прежде всего суфизм, которым заинтересовалась еще в 1960-е годы и высказывания одного из представителей которого – Идриса Шаха –ввела в качестве эпиграфа к некоторым главам двух последних романов цикла «Дети насилия» . 36 Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика Глубокий интерес к бессознательному психическому сочетается у Д. Лессинг с отчетливым стремлением к просвещению читателя. Эту установку писательницы на просвещение отметила еще в 1970-е годы литературовед С. Дж. Каплан, которая писала, что роман, в представлении Д. Лессинг, должен служить задачам обучения, быть социальным инструментом . Именно эта установка обусловила, на наш взгляд, особый, аналитический характер психологизма романов Д. Лессинг, заключающийся в ее стремлении не просто отразить те или иные бессознательные явления, но сделать это максимально явно, эксплицитно, доходчиво – так, чтобы любому ее читателю стало понятно, что, помимо сознания, в психике каждого человека присутствует огромный пласт бессознательного, которое зачастую управляет теми или иными его действиями, поступками, мыслями и чувствами, проявляется в сновидениях, а у особо одаренных людей – также в видениях, интуитивных озарениях, художественном творчестве и др. Рисуя образы рефлексивных и аналитически ориентированных героинь (Марты Квест, Анны Вулф, Кейт Браун, Сары Дурхам), Д. Лессинг предлагает читателю вместе с ними искать глубинные, бессознательные мотивы действий, поступков, мыслей и чувств, причем как своих, так и чужих, анализировать сюжеты и образы сновидений в поисках тех или иных посланий бессознательного и даже погружаться, с помощью описанных ею в некоторых романах техник , в измененные состояния сознания, чтобы там встретиться с бессознательным лицом к лицу. Тем самым писательница побуждает читателей использовать, как это делают ее героини, психологический анализ и самоанализ для более глубокого понимания самих себя и других людей в целях более эффективного выстраивания собственной жизни. В связи с такой выраженной установкой Д. Лессинг на просвещение читателя в ее романном творчестве преобладают прямые, эксплицитные, средства психологизма: психологический анализ и самоанализ как его разновидность – последний в отечественном литературоведении иногда называют рационально-аналитической рефлексией . Субъектом психологического анализа и самоанализа у Д. Лессинг выступает преимущественно главная героиня, богатый внутренний мир и развитое самосознание которой находятся в центре внимания писательницы – не случайно Нобелевский комитет назвал Д. Лессинг «летописцем женского опыта» и присудил ей Нобелевскую премию за «эпику женского образа, со скепсисом и провидческой силой исследующей эту расколотую цивилизацию» . Такая сосредоточенность на внутреннем мире главной героини обусловила тот факт, что большинство романов Д. Лессинг написаны либо от первого лица, лица главной героини (большая часть «Золотой тетради», «Дневники Джейн Сомерс»), либо от третьего лица, но опять-таки преимущественно («Дети насилия», «Трава поет») или исключительно (вставные романы «Свободные женщины» и «Тень третьей» в «Золотой тетради», «Лето перед закатом», «Любовь, опять любовь») с точки зрения главной героини, которая, как правило (за исключением разве что Мэри Тернер – героини первого вышедшего из-под пера Д. Лессинг романа), честна перед самой собой и способна на точные психологические выводы относительно и самой себя, и других людей, и целых социальных групп – не случайно героиню «Золотого дневника» Анну Вулф литературовед П. Шлутер назвал одной из наиболее 37 Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka самокритичных и анализирующих героинь в современной литературе . Одной из излюбленных повествовательных форм в романном творчестве Д. Лессинг являются дневниковые записи главной героини, в которых основное место отведено психологическому самоанализу. Именно в дневниковой форме написана большая часть романа «Золотая тетрадь» ; в виде отдельных вкраплений встречаются дневниковые записи и в написанных от третьего лица романах «Город о четырех вратах» и «Любовь, опять любовь» . Дневниковая форма ценна прежде всего тем, что позволяет владельцу дневника контролировать доступ других людей к его сокровенным мыслям и чувствам, что, собственно, и делает Анна Вулф, которая показывает свой дневник лишь избранным людям – Томми и Савлу Грину, а также Марта Квест и Сара Дурхам, которые делают дневниковые записи исключительно для самих себя: Марта – чтобы зафиксировать глубинный психологический опыт встречи с бессознательным, полученный во время добровольного заточения у себя в комнате, Сара – чтобы разобраться в неожиданно нахлынувшем на нее в шестьдесят пять лет любовном чувстве. Помимо этого очевидного преимущества, связанного с ее интимностью, скрытостью от посторонних глаз, дневниковая форма дает героине «Золотой тетради» необходимый текстовый простор для обстоятельного анализа себя настоящей и той, какой она была в прошлом, относительно недавнем или далеком, когда она жила в Африке, а также для ретроспективного психологического анализа людей и целых социальных групп из ее прошлого и настоящего. Временнáя дистанция между тем или иным переживанием и его анализом позволяет героине увидеть и понять то, чего она раньше не замечала и не осознавала, что придает психологическому рисунку аналитическую четкость. Например, вспоминая в «Черной тетради» о своем «африканском» периоде, Анна вдруг замечает некоторую непоследовательность и даже жестокость в том, как она и ее друзья, обычно безупречные в своем поведении коммунисты, относились к хозяйке отеля «Машопи», в котором они любили проводить время по выходным. «Сейчас мне кажется невероятным, что мы могли вести себя так по-детски и что нам было совершенно все равно, что мы ее обижаем» – пишет она в дневнике . Кроме того, по справедливому замечанию новозеландской исследовательницы Л. Скотт, Анну Вулф, как и ее однофамилицу Виржинию, чрезвычайно заботит сам процесс вспоминания о событиях прошлого, сама память , которая огорчает героиню своей ненадежностью: «… как ленива память... пытаясь вспомнить, я дохожу до изнеможения, – это напоминает рукопашную схватку с самовольным вторым «я», которое пытается отстоять свое право на частную жизнь. И все же все это хранится там, в моем мозгу, вот если бы я только умела это там разыскать. Меня ужасает собственная слепота того времени, я постоянно находилась в субъективной, густой и яркой дымке. Откуда я могу знать, что то, что я «помню», действительно было важным? Я помню лишь то, что отобрала для памяти та Анна, Анна двадцатилетней давности. Я не знаю, что бы отобрала эта Анна, нынешняя» . Подобные размышления о зыбкости памяти, которая в разные периоды жизни может поразному расставлять акценты, отбирая те или иные события и ситуации, проходят красной нитью через все творчество Д. Лессинг, встречаясь и в «Детях насилия» 38 Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика , и в «Лете перед закатом» , и в «Дневниках Джейн Сомерс» , и в автобиографической работе «В моей шкуре» . Наряду с аналитически четким, однако лишенным эмоциональной живости и непосредственности рациональным ретроспективным самоанализом, фиксирующим преимущественно мыслительный процесс, встречаются в романах Д.Лессинг и примеры дневникового самоанализа,направленного на непосредственно переживаемые героиней в данный момент чувства и ощущения. Один из ярчайших примеров такого самоанализа мы встречаем в самом начале «Черной тетради» Анны, где она сначала констатирует проявление бессознательного словами «темно», «тьма», потом фиксирует свои эмоции, а далее воссоздает ощущения: «Каждый раз, когда я сажусь писать и даю волю своему сознанию, появляются слова «как темно» или что-либо связанное с тьмой. Ужас. Ужас этого города. Страх одиночества. Только одно удерживает меня от того, чтобы не вскочить и не закричать, чтобы не броситься к телефону и не позвонить хоть кому-нибудь, – это то, что я заставляю себя мысленно вернуться в тот горячий свет… белый свет, свет, закрытые глаза, красный свет обжигает глазные яблоки. Шершавый пульсирующий жар гранитной глыбы. Моя ладонь прижата к ней, скользит по мелкому лишайнику. Мелкий шершавый лишайник. Мелкий, как ушки крошечных животных, теплый шероховатый шелк под моей ладонью, упорно пытающийся проникнуть в поры на моей коже. И жара. Запах солнца, раскалившего горячий камень. Сухо и жарко, и шелк мелкой пыли на моей щеке, пахнущей солнцем, солнце» . В отличие от примеров ретроспективного самоанализа, здесь зафиксирован не мыслительный процесс, который направлен на анализ прошлого, уже пережитого, а те ощущения и чувства, которые переживаются ведущей дневник героиней здесь и сейчас – в связи с этим, как видно из приведенного выше отрывка, психологический рисунок теряет аналитическую четкость, становясь менее упорядоченным, обрывистым, с преобладанием номинативных предложений, что придает ему большую живость и непосредственность, усиливая эффект эмоционального воздействия на читателя. По мнению литературоведа С. Спенсер, дневниковая форма ценна еще и тем, что позволяет человеку поддерживать связь с теми аспектами личности, которые он подавляет или сдерживает в себе . Эти неосознаваемые аспекты личности время от времени проступают в дневниках Анны Вулф, например, в эпизоде, где она описывает свою фантазию о себе, лежащей мертвой на мостовой, или, например, в следующих размышлениях Анны из «Красной тетради»: «… я размышляю, а не было ли это решение, к которому я только что пришла, – выйти из партии – порождено тем фактом, что сегодня я думаю яснее, чем обычно, потому что я решила подробно описать весь этот день? Если это так, то кто та Анна, которая будет читать написанное мной? Кто та другая, чьих суждений и осуждений я боюсь; или, по меньшей мере, чей взгляд на жизнь отличается от моего, когда я не пишу, не думаю, не отдаю себе отчета во всем происходящем. И может, завтра, когда другая Анна внимательно посмотрит на меня, я решу, что мне не стоит выходить из партии?» . Встречам с бессознательными аспектами собственной личности, например, «ненавидящим самое себя» (в оригинале “selfhater”), посвящены и сделанные в период добровольного заточения дневниковые записи Марты . 39 Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka Благодаря выраженной рефлексивности, самокритичности и проницательности таких героинь Д. Лессинг, как Анна Вулф, Марта Квест, Кейт Браун, Сара Дурхам, потребность во внешнем психологическом анализе в большинстве ее романов сведена к минимуму. В тех случаях, где героиня относительно самой себя все-таки заблуждается или не осознает те или иные бессознательные аспекты собственной личности, Д. Лессинг предпочитает дополнять самоанализ не авторским психологическим анализом (который мог бы несколько нарушить психологическую достоверность, ведь в реальной жизни не бывает «всезнающих повествователей», идеально осведомленных обо всех, даже самых глубоких слоях, внутреннего мира людей, а, значит, помешать реализации основной цели Д. Лессинг – научить читателя использовать глубинный психологический самоанализ в собственной жизни), а психологическим анализом, идущим от лица других персонажей (преимущественно в форме диалогов с главной героиней). Так, анализируя скрытые причины «писательского ступора» Анны, ее юный друг Томми в диалоге с ней высказывает предположение, что ее нежелание писать вызвано либо боязнью быть «выставленной напоказ» и остаться одинокой в своих чувствах и мыслях, либо презрением. Кроме Томми с его безусловным талантом проникать в глубины человеческой психики и делать всякий раз безошибочные психологические выводы, функция психологического анализа поведения, чувств, мыслей, высказываний, фантазий и сновидений главной героини лежит на многочисленных психотерапевтах и психиатрах, которым заниматься психоанализом приходится по долгу службы: миссис Маркс, докторе Пейнтере, друге Анны Майкле и его «психологическом двойнике» Поле Тэннере («Золотая тетрадь»), докторе Лэме («Город о четырех вратах»). В какойто мере функцию внешнего психологического анализа выполняет прошедшая сеансы психоанализа у того же психотерапевта подруга Анны Молли, которая, например, отмечает склонность Анны «строить теории» , подруга Кейт Браун Морин, которая подсказывает главной героине «Лета перед закатом», что ей не следует возвращаться в семью, пока она не спасет тюленя из ее повторяющегося сновидения , а также некоторые другие персонажи. Проливающий свет на те или иные аспекты внутреннего мира главной героини авторский психологический анализ в большом объеме используется только в тех произведениях, героини которых в психологическом отношении незрелы и в художественном мире которых мало людей с достаточным уровнем психологической образованности и проницательности. Это, в частности, роман «Трава поет», импульсивная и слишком сосредоточенная на собственной персоне героиня которого в принципе мало способна к психологическому анализу (например, повествователь отмечает, что Мэри привыкла принимать высказывания людей «за чистую монету», не обращая внимания на их интонацию и мимику), а также первый роман цикла «Дети насилия», где всезнающему авторуповествователю приходится иногда вмешиваться, чтобы подкорректировать те или иные погрешности в психологических заключениях пока еще неопытной и склонной к юношескому максимализму Марты. Например, как нельзя кстати приходится авторский психологический комментарий в эпизоде, где описана бурная реакция раздражительной Марты на вечные пересуды ее матери и соседки. Всезнающий 40 Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика и всепонимающий автор сначала отмечает, что юной героине «ничто не мешало» «пересесть на другое место», где она не слышала бы столь досаждающей ей своей обыденностью беседы, а далее поясняет: «… беседы между матерями семейств следуют определенному ритуалу, и Марте, которая большую часть своей жизни провела в атмосфере таких разговоров, пора бы знать, что у собеседниц и в мыслях нет кого-либо оскорбить. Просто, когда они входили в свои роли, им хотелось и Марту видеть в соответствующей роли «молоденькой девушки»» . Авторский психологический анализ, как правило, перемежается у Д. Лессинг вкраплениями внутренней речи героини либо несобственно-прямой речи, где повествование от третьего лица сохраняется, но воспроизводит манеру мышления, характерную для персонажа. Сочетание авторского психологического анализа с внутренней или несобственно-прямой речью героини позволяет Д. Лессинг проникнуть в глубокие, не осознаваемые самой героиней слои ее внутреннего мира, анализируя ее поступки, мысли, чувства как бы со стороны, и в то же время, благодаря воспроизведению речевой и мыслительной манеры героини, сохранить психологическую живость, насыщенность и напряженность повествования. Литература 1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / Андрей Борисович Есин. – М. : Флинта, 2008. – 248 с. 2. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы / Андрей Борисович Есин. – М. : Просвещение, 1988. – 176 с. 3. Зеленский В. В. Толковый словарь по аналитической психологии / Валерий Всеволодович Зеленский. – СПб. : Б&К, 2000. – 324 с. 4. Ковтун Г. Нобеліана – 2007 / Г. Ковтун // Вісник Національної академії наук України. – 2007. – № 10. – С. 44-51. 5. Лессинг Д. Золотая тетрадь: роман / Дорис Лессинг; пер. с англ. Е. Мельниковой. – СПб. : Амфора, 2009. – 734 с. 6. Лессинг Д. Марта Квест: роман / Дорис Лессинг; пер. с англ. Т. А. Кудрявцевой. – М. : Эксмо, 2008. – 432 с. 7. Лессинг Д. Любовь, опять любовь: роман / Дорис Лессинг. – СПб. : Амфора, 2008. – 357 с. 8. Doris Lessing Conversations ; ed. by E. G. Ingersoll. – Windsor: Ontario Review Press, 1994. – 237 p. 9. Kaplan S. J. The Limits of Consciousness in the Novels of Doris Lessing / Sydney Janet Kaplan // Contemporary Literature. – 1973. – Vol. 14. No. 4. – P. 536-549. 10. Lessing D. The Diaries of Jane Somers / Doris Lessing. – Hardmondsworth: Penguin Books, 1984. – 510 p. 11. Lessing D. Under My Skin: Volume One of My Autobiolgraphy, to 1949 / Doris Lessing. – New York: Harper Collins Publishers. – 1994. – 419 p. 12. Lessing D. Walking in the Shade: Volume Two of My Autobiolgraphy, 1949 – 1962 / Doris Lessing. – New York: Harper Collins ebooks. – 2007. – 406 p. 13. Lessing D. Landlocked: A Novel / Doris Lessing. – (Children of Violence). – New York: HarperCollins ebooks. – 2010. – 352 p. 41 Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka 14. Lessing D. The Four-Gated City: A Novel / Doris Lessing. – (Children of Violence). – New York: HarperCollins ebooks. – 2010. – 672 p. 15. Lessing D. The Summer Before the Dark / Doris Lessing. – New York: Alfred A. Knopf, 1973. – 277 p. 16. Schlueter P. The Golden Notebook / Paul Schlueter // Doris Lessing ; ed. by H. Bloom. – (Bloom’s Modern Critical Views). – Broomall: Chelsea House Publishers. – P. 2760. 17. Scott L. Similarities Between Virginia Woolf and Doris Lessing [Электронный ресурс] / Linda Scott // Deep South. – 1997. – Vol. 3. – No. 2. – Режим доступа к статье: http://www.otago.ac.nz/deepsouth/vol3no2/scott.html. 18. Spencer S. Femininity and the Woman Writer: Doris Lessing’s The Golden Notebook and the Diary by Anais Nin / Sharon Spencer // Women’s Studies. – 1973. – Vol. 1. – P. 247-257. 42

  • История Анны Вулф, талантливой писательницы и убежденной феминистки, которая, балансируя на грани безумия, записывает все свои мысли и переживания в четыре разноцветные тетради: черную, красную, желтую и синюю. Но со временем появляется еще и пятая, золотая, тетрадь, записи в которой становятся для героини настоящим откровением и помогают ей найти выход из тупика.Эпохальный роман, по праву считающийся лучшим произведением знаменитой английской писательницы Дорис Лессинг, лауреата Нобелевской премии за 2007 год.* * *Аннотация с суперобложки 1Творчество Дорис Лессинг (р. 1919) воистину многогранно, среди ее сочинений произведения, принадлежащие к самым разным жанрам: от антиколониальных романов до философской фантастики. В 2007 г. Лессинг была присуждена Нобелевская премия по литературе «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».Роман «Золотая тетрадь», который по праву считается лучшим произведением автора, был впервые опубликован еще в 1962 г. и давно вошел в сокровищницу мировой литературы. В основе его история Анны Вулф, талантливой писательницы и убежденной феминистки. Балансируя на грани безумия, Анна записывает все свои мысли и переживания в четыре разноцветные тетради: черная посвящена воспоминаниям о минувшем, красная - политике, желтая - литературному творчеству, а синяя - повседневным событиям. Но со временем появляется еще и пятая, золотая, тетрадь, записи в которой становятся для героини настоящим откровением и помогают ей найти выход из тупика.«Вне всякого сомнения, Дорис Лессинг принадлежит к числу наиболее мудрых и интеллигентных литераторов современности». PHILADELPHIA BULLETIN* * *Аннотация с суперобложки 2Дорис Лессинг (р. 19119) - одна из наиболее выдающихся писательниц современности, лауреат множества престижных международных наград, в числе которых британские премии Дэвида Коэна и Сомерсета Моэма, испанская премия принца Астурийского, немецкая Шекспировская премия Альфреда Тепфера и итальянская Гринцане-Кавур. В 1995 году за многолетнюю плодотворную деятельность в области литературы писательница была удостоена почетной докторской степени Гарвардского университета.«Я получила все премии в Европе, черт бы их побрал. Я в восторге оттого, что все их выиграла, полный набор. Это королевский флеш», - заявила восьмидесятисемилетняя Дорис Лессинг журналистам, собравшимся возле ее дома в Лондоне.В издательстве «Амфора» вышли следующие книги Дорис Лессинг:«Расщелина»«Воспоминания выжившей»«Маара и Данн»«Трава поет»«Любовь, опять любовь»«Повесть о генерале Данне, дочери Маары, Гриоте и снежном псе»«Великие мечты»Цикл «Канопус в Аргосе: Архивы»«Шикаста»«Браки между Зонами Три, Четыре и Пять»«Сириус экспериментирует»«Создание Представителя для Планеты Восемь»«Сентиментальные агенты в Империи Волиен»Готовится к печати:«Кошки»* * * Оригинальное название:DORIS LESSINGThe Golden Notebook* * *Рисунок на обложкеСветланы Кондесюк
  • Дорис Мэй Лессинг (англ. Doris May Lessing ; урождённая Тейлор ; 22 октября 1919, Керманшах, Персия - 17 ноября 2013) - английская писательница-фантаст, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года с формулировкой «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделённую цивилизацию». Лессинг придерживается идей феминизма.

    Автор 5 романов из серии «Канопус в Аргосе» (1979-1982), содержащих различную трактовку философской проблематики пассивного участия слабого человечества в борьбе могущественных цивилизаций. При положительном отзыве Брайана Олдисса серия была раскритикована за использование концепции богов-пришельцев. С 1965 года регулярно выходят монографии о творчестве Лессинг.

    Биография]

    Дорис Мэй Тейлор родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Её отец был офицером, а мать медсестрой. Родители Дорис познакомились в госпитале, где капитан Альфред Тайлер (англ. Captain Alfred Tayler ) проходил лечение после ампутации ноги, ранения, полученного им в ходе Первой мировой войны. В 1925 году, когда Дорис было 6 лет, её семья перебралась в Южную Родезию (сейчас - Зимбабве), бывшую тогда английской колонией.

    Сама Лессинг описывала[источник не указан 1277 дней ] годы, проведённые в африканской глуши, как кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия. По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с чёрными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами. Её мать с энтузиазмом пыталась внедрить традицииэдвардианского уклада жизни среди местного населения.

    Дорис получила образование в католической школе, а затем в школе для девочек в столице Солсбери (ныне Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем она не получила. В юности сменила несколько профессий, в том числе работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом.

    Дорис была замужем дважды. В первый раз она вышла замуж в 1939 году за Франка Чарльза Висдома, которому родила двоих детей: дочь Джин (англ. Jean Wisdom ) и сына Джона (англ. John Wisdom ). Однако в 1943 году она развелась с мужем, оставив ему детей. В 1945 году она вновь вышла замуж. Вторым мужем Дорис стал немецкий эмигрант Готтфрид Лессинг (англ. Gottfried Lessing ). У Лессингов родился сын Питер (англ. Peter Lessing ). Брак закончился разводом в 1949 году. Дорис забрала сына Питера и покинула Африку. Новый этап свой жизни она начала в Лондоне.

    В 1950-х и 1960-х годах Дорис Лессинг примкнула к британской компартии и стала активисткой антиядерного движения. Ей было отказано в праве въезда в ЮАР и в Родезию за критику апартеида.

    Литературное творчество Дорис Лессинг можно условно поделить на три чётко выраженных периода: коммунистическая тематика (с 1949 по 1956 годы), когда она писала на острые социальные темы; психологическая тематика (1956-1969 годы); ещё одним этапом был суфизм , который выразился во многих её научно-фантастических произведениях из серии «Канопус».

    Дебютный роман Лессинг, «Трава поёт» (англ. The Grass is Singing ), был опубликован в 1949 году. Между 1952 и 1969 годом опубликовала полуавтобиографическую серию «The Children of Violence» (Дети насилия ), состоящей из пяти романов: «Марта Квест» (1952), Подходящий брак (1954), Зыбь после шторма (1958), Окружённый сушей (1966), Город о четырёх вратах (1969).

    «Инструкция к спуску в ад» (1971) - одно из первых произведений писательницы, написанных в жанре научной фантастики.

    В период с 1979 по 1983 годы Лессинг опубликовала серию фантастических романов «The Canopus in Argos: Archives Series» («Канопус в Аргосе»), в которых она выстраивает утопический мир будущего, поделённый на шесть основных зон, и заселённый архетипами мужчин и женщин. Описываемые зоны представляют собой определённые «уровни бытия»: «Шикаста» (1979), «Браки между зонами три, четыре, пять» (1980), «Эксперименты на Сириусе» (1981), «Создание комитета представителей для планеты восемь» (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла «Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен» вышел в 1983.

    В 1985 году Лессинг опубликовала сатирический роман «Добрый террорист» (англ. The Good Terrorist ) о группе лондонских революционеров. Роман был благосклонно принят критиками. В 1988 году вышла знаменательная для Дорис Лессинг книга «Пятый ребёнок» (англ. The Fifth Child ). Она признана наивысшим достижением писательницы в позднем периоде её творчества. Роман рассказывает о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. В1990-х она издала две автобиографические книги «В моей шкуре» (англ. Under My Skin ) и «Идти в тени» (англ. Walking in the Shade ). В 1996, после восьмилетнего перерыва, вышел роман «И снова любовь». В 1999 - футурологический роман «Мара и Дэн». Роман «Бен, брошенный», продолжение «Пятого ребёнка», был опубликован в 2000 году.

    Признание и награды

    В июне 1995 Лессинг была удостоена степени доктора Гарвардского университета. В том же году посетила Южную Африку, В декабре 1999 Дорис Лессинг вошла в последний в ушедшем тысячелетии список лиц, удостоенных Ордена кавалеров почета, которым награждаются люди, имеющие «особые заслуги перед нацией».

    В январе 2000 в Национальной портретной галерее в Лондоне состоялось официальное открытие портрета Дорис Лессинг работы художника Леонарда Маккомба. В 2001 году получила премию Дэвида Коэна.

    • Испанская литературная премия принца Астурийского
    • Британская премия Сомерсета Моэма
    • Итальянская премия Гринцане Кавур
    • Германская Шекспировская премия Альфреда Тепфера.
    • Нобелевская премия по литературе

    Библиография

    Канопус в Аргосе

    • Запомнить: колонизованная планета 5, Шикаста (1979)
    • Поженившиеся между зонами 3, 4 и 5 (1980)
    • Сирианские эксперименты (1981)
    • Назначить посланца на планету 8 (1982)
    • Сентиментальные агенты в имперском Вольене (1982)

    Сборники рассказов

    Дорис Лессинг написала множество рассказов.

    • «Это была страна старого вождя» (1951)
    • «Привычка любить» (1958)
    • «Мужчина и две женщины» (1963)
    • «Африканские истории» (1964)
    • «Искушения Джека Оркни» (1972)
    • В 1978 вышел том рассказов, включивший всю её «малую прозу», кроме рассказов, действие которых происходит в Африке. Ещё один сборник,
    • «Настоящее» (1992)
    • «Мистер Доллинджер» (1958)
    • «Каждому - своя собственная пустыня» (1958)
    • «Правда о Билли Ньютоне» (1961)
    • «Игра с тигром» (1962)

    В 1997 результатом нового сотрудничества с композитором Ф.Глассом явилась опера «Браки между зонами три, четыре, пять», премьера которой состоялась в Германии.

    Публицистика

    • «Прежде всего кошки» (1967, переработанное издание Прежде всего кошки и Руфус , 1991)
    • «Идя домой» (1957)
    • «В поисках английского» (1960).

    Публикации на русском языке

    • Лессинг Д. Муравейник: Повесть. / Пер. с англ. С. Терехиной и И. Маненок. - М.: Правда, 1956. - 64 с. - 150 тыс. экз.
    • Лессинг Д. Марта Квест. / Пер. с англ. Т. А. Кудрявцевой. - М.: ИИЛ, 1957. - 341 с.
    • Лессинг Д. Повести. (Муравейник. Джордж «Леопард». Эльдорадо. Голод). - М.: ИИЛ, 1958. - 301 с.
    • Лессинг Д. Колдовство не продаётся. Саранча // сб. «Английская новелла» - Л.: Лениздат, 1961
    • Лессинг Д. Повесть о двух собаках // сб. «Жажда человечности»: Рассказы. - М.: «Молодая гвардия», 1978
    • Лессинг Д. Лето перед закатом. - М.: АРТ, 1992. - 376 с. - 100 тыс. экз.
    • Лессинг Д. Пятый ребёнок. Бен среди людей. (Bella Donna) - М.: Эксмо, 2006. - 350 с.
    • Лессинг Д. Шикаста. - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Браки между Зонами Три, Четыре и Пять… - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Сириус экспериментирует. - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Создание Представителя для Планеты Восемь. - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Сентиментальные агенты в империи Волиен. - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Маара и Данн. - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Повесть о генерале Данне, дочери Маары, Гриоте и снежном псе. - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Трава поёт. - СПб.: Амфора, 2008.
    • Лессинг Д. Воспоминания выжившей: [роман]/пер.с англ. Ю.Балаяна.. - СПб.: Амфора, 2008. - 271 с.
    • Лессинг Д. Расщелина: [роман] /пер. с англ. Ю. Балаяна. - СПб.: Амфора, 2008. - 285 с.
    • Лессинг Д. Любовь, опять любовь: [роман] /пер. с англ. Ю. Балаяна. - СПб.: Амфора, 2008. - 357 с.
    • Лессинг Д. Великие мечты - СПб.: Амфора, 2009.
    • Лессинг Д. Золотая тетрадь. - СПб.: Амфора, 2009.
    • Лессинг Д. Кошки. - СПб.: Амфора, 2009.

    Примечания

    1. Doris Lessing: Biography. Официальный сайт Дорис Лессинг. Проверено 19 мая 2010. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
    2. British Author Doris Lessing Wins Nobel Prize for Literature // Voice of America . - VOANews.com, 11 октября 2007.

    Литература

    • Bloom H. Doris Lessing
    • Brewster, D. Doris Lessing / New York, Twayne, 1965
    • Budhos, S. The Theme of Enclosure in Selected Works of Doris Lessing / Troy, New York, Whitston, 1987
    • Fahim, S.S. Doris Lessing: Sufi Equilibrium and the Form of the Novel / New York, St. Martin’s Press, 1994
    • Fishburn, K. Transforming the World: The Art of Doris Lessing’s Science Fiction / Westport, Connecticut, Greenwood Press,1983
    • Klein C. Doris Lessing - In This World But Not of It / Boston, Little, Brown, 1999
    • Perrakis, Ph. S. Spiritual Exploration in the Works of Doris Lessing / Westport, Connecticut, Greenwood Press, 1999
    • Pickering, J. Understanding Doris Lessing / Columbia, University of South Carolina Press, 1990
    • Pratt, A., Dembo L.S. Doris Lessing: Critical Studies / Madison, University of Wisconsin Press, 1974
    • Rose, E.C. The Tree Outside the Window: Doris Lessing’s Children of Violence / Hanover, New Hampshire, University Press of New England, 1976
    • Schlueter, P. The Novels of Doris Lessing / Carbondale, Southern Illinois University Press, 1973
    • Spiegel, R. Doris Lessing: The Problem of Alienation and the Form of the Novel / Frankfurt, Germany, Lang, 1980
    • Sprague C., Tiger V. Critical Essays on Doris Lessing / Boston, Hall, 1986
    • Васильева-Южина И. Н. Романы Дорис Лессинг. Проблема жанра. АД … к.филол.н. - М., 1986. - 24 с.
    • Михальская Н. П. Трилогия Дорис Лессинг «Дети насилия» // Проблемы метода и жанра. - М.: МГПИ, 1983

    Источник : wikipedia.org

    Дорис Мей Лессинг - английская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года. Феминистка. Автор 5 романов из серии «Канопус в Аргосе» (1979-1982), содержащих различную трактовку философской проблематики пассивного участия слабого человечества в борьбе могущественных цивилизаций. При положительном отзыве Б. Олдисса серия была раскритикована за использование концепции богов-пришельцев. С 1965 года регулярно выходят монографии о творчестве Лессинг. 11 октября 2007 года ей была присуждена Нобелевская премия по литературе «за исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».

    Дорис Лессинг, урождённая Дорис Мэй Тейлор, родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Её отец был офицером, а мать медсестрой. В 1925 году, когда девочке было 6 лет, семья будущей писательницы перебралась в Южную Родезию (сейчас - Зимбабве), бывшую тогда английской колонией.

    Сама Лессинг описывала годы, проведённые в африканской глуши, как кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия. По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с чёрными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами. Дорис училась в католической школе, а потом до 14 лет в школе для девочек в столице Солсбери (сегодня Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем она не получила. В юности она работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом. В 1939 году Дорис вышла замуж за Франка Чарльза Висдома, от которого у неё впоследствии появились дочь и сын. Однако в 1943 году она развелась с мужем, оставив детей с отцом. В 1945 году состоялась свадьба с немецким эмигрантом Готтфридом Лессингом. От этого брака у Дорис остался сын, с которым она покинула Африку в 1949 году после очередного развода и перебралась в Лондон, чтобы начать новую жизнь писательницы.

    Дорис Лессинг начала печататься в 1949 году. Её дебютный роман назывался «The Grass is Singing» (Трава поёт). Между 1952 и 1969 годом опубликовала полуавтобиографическую серию «The Children of Violence» (Дети насилия), состоящей из пяти романов: Марта Квест (1952), Подходящий брак (1954), Зыбь после шторма (1958), Окружённый сушей (1966), Город о четырёх вратах (1969). Инструкция к спуску в ад (1971) и Лето перед закатом (1973) - романы, погружающие читателя в глубины расстроенной психики и безумия. В 1979-1983 годах выпустила серию фантастических романов «The Canopus in Argos: Archives Series» («Канопус в Аргосе»), представляющих собой визионерски-аллегорические романы о будущем, в котором персонажи - архетипы мужчин и женщин - взаимодействуют в космическом пространстве, состоящем из шести зон, иначе называемых «уровнями бытия»: Шикаста (1979), Браки между зонами три, четыре, пять (1980), Эксперименты на Сириусе (1981), Создание комитета представителей для планеты восемь (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен (1983). Один из её самых известных романов - «The Golden Notebook» (Золотой дневник) - был опубликован в 1962 году и считается классикой феминистской литературы.

    В 1985 году Лессинг опубликовала сатирический роман «The Good Terrorist» (Добрый террорист), снискавший похвалы критиков. Он рассказывает о группе лондонских революционеров. В 1988-м увидела свет книга «The Fifth Child» (Пятый ребенок), которая считается одной из важнейших в позднем творчестве писательницы. Это повествование о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. В 1990-х она издала две автобиографические книги «Under My Skin» (В моей шкуре) и «Walking in the Shade» (Идти в тени). В 1996, после восьмилетнего перерыва, вышел роман И снова любовь. В 1999 - футурологический роман Мара и Дэн. Роман Бен, брошенный, продолжение Пятого ребенка, был опубликован в 2000. Два романа Дорис Лессинг опубликовала под псевдонимом Джейн Сомерс: «Дневник хорошей соседки» (1983) и «Если бы старость могла…» (1984). Высокую репутацию завоевала Лессинг и своими рассказами. Основные сборники: Это была страна старого вождя (1951), Привычка любить (1958), Мужчина и две женщины (1963), Африканские истории (1964), Искушения Джека Оркни (1972). В 1978 вышел том рассказов, включивший всю ее «малую прозу», кроме рассказов, действие которых происходит в Африке. Еще один сборник, Настоящее, вышел в 1992.

    Лессинг - автор четырех пьес, ставившихся в английских театрах: Мистер Доллинджер (1958), Каждому - своя собственная пустыня (1958), Правда о Билли Ньютоне (1961) и Игра с тигром (1962). В 1997 результатом нового сотрудничества с композитором Ф.Глассом явилась опера Браки между зонами три, четыре, пять, премьера которой состоялась в Германии. Публицистика Лессинг включает книги Прежде всего кошки (1967, переработанное издание Прежде всего кошки и Руфус, 1991), а также два тома воспоминаний Идя домой (1957) и В поисках английского (1960). В июне 1995 Лессинг была удостоена степени доктора Гарвардского университета. В том же году посетила Южную Африку, В декабре 1999 Дорис Лессинг вошла в последний в ушедшем тысячелетии список лиц, удостоенных Ордена кавалеров почета, которым награждаются люди, имеющие «особые заслуги перед нацией». В январе 2000 в Национальной портретной галерее в Лондоне состоялось официальное открытие портрета Дорис Лессинг работы художника Леонарда Маккомба

    Последние материалы сайта