Академик РАН Олег Фаворский: "Еще десятки лет самая выгодная энергетика в России будет на газе". Академик Олег Фаворский: энергия иллюзий и мечты — Это когда было

29.11.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

О человеке, который поймал молнию и стал Зевсом — самым могучим властителем Олимпа. Никто не мог сравниться с ним, так как не было силы сопротивляться огненным стрелам, которыми он уничтожал врагов.

Люди обожествили его, и он зажег для них солнце, звезды и главное — подарил огонь костра, который и согрел все живое на земле.

Так что основа развития нашей цивилизации — энергия. Так было в далеком прошлом, и с тех пор мало что изменилось: энергия по-прежнему определяет нашу жизнь, только тепло костра заменил рев моторов, электрические лампочки и теплые батареи в квартирах.

Энергия — это Бог цивилизации.

Академик Олег Николаевич Фаворский не мог не согласиться со мной, потому что всю свою жизнь служил именно этому божеству. А потому в начале нашей беседы я упомянул о мифах:

— Не миф ли то, что называетсяэкологически чистая энергетика? Я еду на электричке мимо Парка Победы, вижу электростанцию — как дымила она много лет назад, так и дымит сегодня. Да что далеко ходить: из вашего кабинета видны трубы ТЭЦ, которые рядом с площадью Гагарина. Дымят, и кажется, что за много лет ничего не меняется. А потому и спрашиваю: не миф ли чистая энергетика?

— Нет, не миф. Приведу два соображения. С одной стороны, уже много лет ведущаяся во всех видах печати пропаганда о том, что человек влияет на климат — это сознательный обман. И поясню, почему.

Мы уже 15 лет публикуем целый ряд работ, которые показывают, что в лучистом теплообмене "Космос-Земля" 60% всех видов излучения — от ультрафиолетового до инфракрасного — определяют пары воды, а CO 2 - только 4%!

А пары воды напрямую зависят от температуры океана. Поэтому климат связан с парами воды, а не с углекислым газом. От чего же зависит температура океана, никто не может объяснить — то ли это влияние солнечного излучения, то ли влияние каких-то процессов, идущих в глубинах земли, то ли это всё гораздо сложнее, поскольку все процессы не постоянные, а меняющиеся. Но, во всяком случае, количество паров воды в атмосфере определяет только температура океана.

Поэтому говорить о том, что человек влияет на климат через CO 2 - это обман. Обман сознательный. Это уже не первый раз делается…

— В таком случае создается впечатление, что ученые ведут себя по отношению к обществу не очень корректно, мягко говоря?

— Не все. Только некоторые из них, которые идут на поводу у политиков.

— Что вы имеете в виду?

— К примеру, тот же Монреальский протокол. В нем речь шла об озоновых дырах, мол, они образуются из-за фреона, который используется в промышленности. Это был обман. И компании, проталкивающие этот Протокол, заработали более 8 миллиардов за счет запрета фреона и использования новых газов в холодильных устройствах.

Потом была кампания по поводу утечек метана из газопроводов, мол, он тоже определяет температуру на Земле. Чистый обман! Наши геологи показали, что только выделение метана в северной части России летом из земли гораздо больше — чуть ли не на порядок — чем все утечки из газопроводов.

Всё это я веду к одному выводу: кто-то очень здорово зарабатывает на проблеме влияния человечества на климат через CO 2 .

На самом деле, действительно, проблема CO 2 существует, но это не климат — это экология. Разделять климат и экологию чрезвычайно важно. Безусловно, для человека, для животного мира, для растительного мира CO 2 очень важен.

Кстати, без углекислого газа вообще растительного мира не будет. Поэтому, когда говорят "надо уничтожить CO 2 " — люди не думают, что будет тогда с растительным миром. Так что влияние углекислого газа на местную экологию важно. Но ещё страшнее, когда при горении выделяются продукты, связанные с серой и с тяжёлыми металлами. Но все это не имеет отношения к климату.

— Значит, зря обвиняют энергетику в том, что именно она ведет к катастрофическому потеплению на Земле?

— Считается, что температура океана изменятся из-за нефтяной пленки, которая появляется на поверхности океана?

— Я молчу — это не мой вопрос, так как в этой области я не специалист.

— А извержения вулканов?

Тут спора нет. Образуется плёнка, которая плотно закрывает солнечное излучение, что, безусловно, влияет на климат. Правда, временно, до тех пор, пока пленка не рассеется.

— Вернемся к углекислому газу…

— Для экологии он чрезвычайно важен. Недавно я был в Китае, и там как раз говорил об этой проблеме. Нам надо вместе — Китаю и России — бороться с негативными последствиями увеличения его концентрации. Особенно в городах.

— В 1962 году я застал смог в Лондоне. На улице не было видно собственного локтя. Это был последний такой смог там. Нечто подобное я испытал в Пекине несколько лет назад. Как удалось избавиться от этой беды?

— Это и есть чистая энергетика. Приведу пример по Китаю. В Китае есть такой город Чэнду. Это в юго-западной части Китая. Город-миллионник. Я там первый раз был где-то в начале 90-х годов — там было полтора миллиона населения. Сейчас в этом городе 8 миллионов. Город, в котором 3 или 4 электростанции, работающие на угле.

Когда мы первый раз туда приехали, к вечеру у рубашки был чёрный воротник от выбросов. Неочищенные газы выбрасывались станциями в атмосферу. И дым был всюду. Это было просто ужасно… Потом лет через пять мы опять приезжаем. Два, три дня — нормальная рубашка.

Мы спрашиваем: "Что случилось? Очистили электростанции?"

Они говорят: "Да".

Оказывается, все благодаря американке произошло… Она была поклонницей панд. Вокруг Чэнду бамбуковые леса, и там живут панды. Но они начали вымирать из-за выбросов. За короткий срок американка собрала 2 миллиарда долларов, которые вложила в очистку электростанций Чэнду. Вот что такое экология!

— Значит, подчас жизнь панд дороже людской…

— Но и город был спасен! В Пекине только сейчас начинают заниматься экологией. Жизнь заставляет. К сожалению, недалеко от Пекина большая пустыня, и оттуда несет песок. В городе случаются песчаные бури, наступает песчаная мгла. Но повторяю: это экология, а не климат. Их обязательно нужно разделять. Сейчас это чрезвычайно важно.

— Действительно, нельзя путать одно с другим. Будем говорить об экологии и энергетике. Считается, что энергетика (наряду с металлургией, химией) очень плохо влияет на экологию. Правильно? Как должна развиваться энергетика?

— Считаю, что ещё десятки лет самая выгодная энергетика в России будет на газе. Другое дело, что её надо совершенствовать.

— Я помню, вы выступали почти два десятилетия тому назад на форуме, который был организован Академией наук. Разговор шел о будущем энергетики. Вы говорили, что самое главное — это газотурбинные установки…

— Где же они?

— Практически их нет. Беда в том, что с развалом Советского Союза было утрачено влияние государства на промышленную политику в стране. Раньше министерства отвечали за отрасль, за ее развитие. К примеру, министерство авиационной промышленности. Оно отвечало за разработку, за эксплуатацию авиационной техники, за обеспечение отрасли персоналом и так далее. Сейчас в положениях о министерстве слова "отвечает" вообще нет. Государство от управления промышленностью ушло, а потому она в стране чудовищно развалилась…

— А почему пример взят вами из авиации?

— Я в 1951 году окончил Московский авиационный институт — 66 лет тому назад. Это был первый выпуск авиадвигателистов по реактивным газотурбинным двигателям. До этого выпускали "поршневиков", то есть специалистов по поршневым двигателям.

Мой руководитель ещё курсового проекта, а потом и дипломного проекта профессор Холщевников — был очень крупный учёный, принёсший очень много пользы в развитие двигателестроения — меня сразу же забрал в ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения). И я там проработал с 1951-го до 1973 года — 22 года. Прошёл путь: инженер — старший инженер — ведущий инженер — ведущий конструктор — начальник сектора — начальник отделения — первый заместитель директора института.

Я делал кандидатскую диссертацию — в 1957 году её защищал — по разработке теории двухвальных газотурбинных двигателей. Тогда впервые пришла нам идея разделения на два вала для того, чтобы резко улучшить работу компрессора. И эту идею мы тут же передали в конструкторское бюро Микулина, и они сделали тогда первый в стране двигатель АМ-11, двухвальный, который обладал большими запасами устойчивости против помпажа. Это была моя кандидатская диссертация.

В это время запустили атомный реактор в Обнинске, и началась работа по авиационному атомному двигателю. Тогда начали разрабатывать два типа авиационных атомных двигателей. Один разрабатывало КБ Кузнецова в Самаре — двигатель, в котором реактор нагревал жидкий металлический теплоноситель и в теплообменнике отдавали тепло в воздух. А другой — КБ Люльки в Москве, в котором непосредственно в реакторе нагревался воздух. Открытая схема и закрытая схема.

А теоретическими разработками обеспечивали их мы в ЦИАМе под руководством Холщевникова. Я вёл открытую схему, Борис Николаевич Амелин — закрытую. Моя книжка "Теплотехнические расчёты ядерных реакторов" вышла в 1960 году. Это была тогда секретная работа. Атомные установки тогда были продвинуты очень здорово.

— Их даже ставили на самолеты…

— Было и такое… Но потом бурно начала развиваться ракетная техника, и наше направление было закрыто, хотя уже можно было приступать к эксплуатации. И мы переключились на использование атомной энергии в космосе. На космические энергетические установки — газотурбинные, термоэмиссионные, термоэлектрические. Сделали их очень много. Десятки из н их летали. На этих установках я делал докторскую диссертацию.

— В 1973 году я начал работать ОКБ "Союз". Через речку он здесь был, в Лужниках. 14 лет я там работал ответственным руководителем и главным конструктором объединения МНПО "Союз". И создавали мы двигатели для истребителей вертикального взлета и посадки, начиная с Р-38-300 для самолетов Яковлева Як-38, который много лет летал на авианосцах. Потом Яковлев сделал сверхзвуковой Як-41. Для него под моим руководством был создан двигатель Р-79 В-300.

Кроме того, в конце 70-х в "Союзе" создали первый в мире газодинамический лазер (с отбором воздуха от Р-38-300) мощностью 189 кВт, непрерывно работающий много минут. Таких в мире не было, это было очень засекречено. Его долго испытывали в НИИ ВВС. С этими работами знакомились известные академики Харитон, Семенов, Бункин, Александров и другие.

Также в 70-е годы в "Союзе" был создан малоразмерный ТРД для крылатых ракет, за который в 1982 году я получил Ленинскую премию. В 60-е годы, когда я начинал преподавать в МФТИ, мною были выпущены учебные пособия по космическим энергетическим установкам и теплообмену в космосе. В 1964 году вместе с коллегами издал первый "Справочник по свойствам газов при высоких температурах".

— А из Лужников вас "выселил" академик Капица? По звуку во время испытаний двигателей он подсчитал их мощность, доказал, что никакой секретности нет, если вы испытываете двигатели в Лужниках…

— Верно. Экспериментальную базу выселили в Тураево. Там была создана громадная экспериментальная база ЦИАМа, она и сейчас там есть. Почему я все это рассказываю? Лазер был сделан почти 40 лет назад. Сейчас к этому лазеру вернулись, так как нужны такого типа устройства. Но оказалось, всё уничтожено. Ничего не осталось. Ни одного документа! Всю материальную часть уничтожили. И сейчас надо начинать все сначала…

— Почему уничтожали всё?

— Трудно это объяснить. Дело в том, что хозяева — министерства — были ликвидированы, государство самоустранилось от технической политики. Все отдано частникам, а они в новшествах не заинтересованы, если сразу же не получают прибыль.

— Вы активно работали в самых разных областях — от тепловых станций до космических аппаратов…

— В Академию наук меня выбрали членкором в 1981 году, и сразу же включили в учёный совет, который назывался "Комиссия по газовым турбинам Академии наук", которую вел А. М. Люлька. Академиком АН СССР я избран в 1990 году. Восемь лет я был руководителем Отделения физико-технических проблем энергетики. С середины 90-х я активно начал заниматься газотурбинными двигателями для энергетики. Как известно, в России же была создана первая газовая турбина мощностью 100 киловатт.

— Это когда было?

— Где-то в конце 50-х годов. Она была создана на Ленинградском металлическом заводе, где был очень хороший коллектив конструкторов.

— Есть турбина, есть газ. Почему мы не развивали это направление так интенсивно, как это делали американцы?

— В это время предпочтение отдали атомной энергетике. Все силы государства бросили на нее. И газотурбинную энергетическую технику практически забросили. Но потом, когда в мире поняли, что на одной атомной энергетике не проживёшь, особенно после случившихся катастроф, начали возвращаться к газовым турбинам. И сейчас их развитие в мире чрезвычайно высокое.

— А у нас?

В России после развала СССР была разгромлена вся промышленность. В стране было 7 самолётных конструкторских бюро. А что осталось? Только один "Сухой"… Все остальные в очень слабом состоянии. Было 9 двигательных конструкторских бюро. А что осталось? В хорошем состоянии только Пермское конструкторское бюро…

— Я был в Перми в начале 90-х годов. Страшный кризис… Предприятие сохранилось просто чудом!

— В какой-то мере я им помог. В начале 90-х годов я от Академии наук был членом НТС "Газпрома". Ещё при Черномырдине, а потом при Вяхиреве я доказывал, что нужно развивать газотурбинную перекачку. А для этого рекомендовал Пермское конструкторское бюро. И их тогда подключили к "Газпрому". Они выжили только благодаря газотурбинным установкам для газоперекачки. И сейчас они сделали, наверное, под тысячу установок. А потом начали потихонечку заниматься авиационными двигателями. И когда они предложили двигатель ПД-14 для современного самолёта, В. В. Путин побывал у них, все посмотрел, КБ начало получать деньги и возрождаться.

— Красивые цеха, прекрасный завод.

— Сейчас очень хороший. Но это не единственный пример. Легендарный ВИАМ разваливался, но пришёл академик Каблов — и не только возродил, но и воссоздал прекрасный институт. К счастью, и руководители ЦИАМа сумели сохранить институт.

Правда, в советское время работало где-то 6,5 тысяч человек. Сейчас — порядка трех. Но всё равно это хорошо работающий институт, с очень квалифицированным персоналом, но с громадным разрывом в поколениях. Процентов 30 — это люди, которым за 60 лет. И процентов, наверное, 60 — это до 40 лет. Среднего звена нет.

— Олег Николаевич, в каком состоянии современная энергетика России?

— С моей точки зрения, кроме атомной энергетики, она очень сильно устарела. Но беда в том, что при разваленной промышленности страны не нужно много электроэнергии. И мощности энергетики, которые есть сейчас в стране, имеют очень большой избыток.

С другой страны, когда Чубайс произвёл свою реформу и всё распродал, то станции стали принадлежать частникам. А частнику вкладывать деньги в развитие техники невыгодно, так как она дорогая, окупается очень долго.

А потому в стране энергетика, работающая на топливе, наверное, на 80% и в моральном, и в техническом, и в технологическом смысле — жуткое старьё. Если бы её заменить современной техникой, это дало бы государству большие избытки газа, который можно было бы использовать на продажу. Но государство этим не занимается.

— Но ведь выгодно!?

— Конечно. Три года назад я подготовил В.Е. Фортову письмо о том, что надо возрождать газо- и турбостроение в России. С ним он ходил к президенту РФ Владимиру Путину. Тот написал на письме: "Согласен. Поддерживаю".

Надо, чтобы проблему решало государство, так как надо создать конструкторское бюро, создавать производство — точнее, возрождать. Ведь все у нас было! Только в Рыбинске на есть производство газотурбинного двигателя для электростанций. Там же можно делать и парогазовые установки с очень высоким КПД.

Этот двигатель был заложен, когда мы проводили совет по газовым турбинам в Николаеве — украинском конструкторском бюро. Они делали газотурбинные двигатели для морского флота. Прекрасные двигатели! В конце 80-х годов таких двигателей делали больше, чем во всем мире.

В Рыбинске производству уже много лет. Но модернизацией установки как следует не занимались. Сейчас что-то начинают там раскручивать. Тогда это будет единственная мощная российская установка.

А все остальное, что есть в России, делается по лицензии. Главным образом это Siemens. И, надо отдать должное этой компании, она уже лет 150 работает в России, если не больше, и ведёт себя очень порядочно. Ни на какие санкции она не реагирует, ничего не закрывает.

— Неужели все технологические "тонкости" передает?

— Конечно, нет. В газотурбинной установке самая "мозговая" часть и самая дорогая — это сама газовая турбина и камера сгорания. Ничего в мире сложнее и тяжелее нагруженного, чем рабочая лопатка газовой турбины, нет. Все самое сложное, что есть — по теплообмену, по прочности, по всем видам нагрузок, которые только можно придумать — от тепловых до колебаний всех форм — это лопатка газовой турбины. Это сложнейший инструмент. Одна лопатка мощной газовой турбины стоит дороже престижного легкового автомобиля!

Поэтому газовая турбина и камера сгорания поставляются в Россию с Запада, у нас они не производятся. Фирма бережет свои секреты, и это естественно — зачем плодить себе конкурентов!?

— И мы вынуждены, как на заре капитализма, использовать паровые турбины?

— К сожалению… Оборудование электростанций, главным образом — это паровые турбины, работающие на газе. Это допотопные технологии — иначе и сказать трудно! Паровая турбина, работающая на газе — просто "паровоз начала ХХ века". Если такие турбины заменить современными парогазовыми установками, то экономия для государства составила бы 60 миллиардов кубометров газа в год. Это больше, чем по Северному газопроводу идёт. Но нет аппарата в стране, который бы этой проблемой занялся.

Только факты:

"На 585 ТЭС России эксплуатируются более 2000 мощных паровых турбин, из которых 360 работают более 50 лет, а еще 950 — более 30 лет. Кроме того, что они малоэффективны — они, естественно, устарели по параметрам (температура газов менее 550 градусов Цельсия). В случае принятия государством жесткого решения о переходе к ПГУ, прежде всего для ТЭС, работающих на газе, необходимы 300-400 мощных ПГУ, то есть при программе, рассчитанной на 20 лет, в стране надо выпускать минимум по 2 ПГУ в месяц. Это может быть очень эффектным заказом для заводов. Пока два завода делают несколько ПГУ в год".

— А у нас же есть опыт создания установок! Куда же делись предприятия и специалисты, которые занимались газовыми турбинами?

— Ленинградский металлический завод, который создал первую в мире газовую турбину, сейчас принадлежит "Siemens" и создаётся турбина "Siemens". В этой турбине, кроме камеры сгорания и лопаток турбины, которые везут из Германии, все наше.

— Секреты свои берегут?

— Конечно. В начале 90-х годов мне пришлось поездить по электростанциям в Германии, и на Siemens я несколько раз бывал — на их заводах. И вот на что я обратил внимание.

Я приезжаю на электростанцию — мощная электростанция — 1,5 гигаватта. У нас на такой станции работает 600-700 человек. Приезжаю туда — никого нет.

Я говорю: "А сколько у вас людей работает".

Они говорят: "60 человек".

Я говорю: "Как 60? А что же они делают?"

Говорят: "Почти все компьютерщики. Потому что фирма, которая поставила газовую турбину, отвечает за её эксплуатацию, ремонт и всё прочее. Если она останавливается, то они оплачивают нам потери от остановки турбины. Поэтому фирма ведёт бесконечное наблюдение за ней. Но за четыре года наблюдения они берут цену этой установки".

То есть это наблюдение, с одной стороны, хорошо для станции, а с другой стороны, очень накладно. И у нас получается так — что если бы освоили у себя лопатки и камеру сгорания Siemens, компания Siemens очень много бы потеряла. Им это очень невыгодно.

Впрочем, все можно делать у нас. Это может подтвердить и академик Каблов. Он говорит, что все материалы есть, все станки для обработки есть — всё можно изготовить в России.

— Он же сделал лопатки и для самолётов, и для подводных лодок?

— Конечно. Он слов на ветер не бросает. Есть огромные деньги, все готовы их взять, но никто не заинтересован их зарабатывать. Должно быть нормальное министерство энергетики, нормальное министерство авиационной промышленности, нормальное министерство торговли.

А у нас министерство промышленности и торговли!? Зачем делается каша, в которой никто ничего не может разобраться? И когда туда приходите, вы даже не понимаете, когда и с кем-то говорите, да и понимает ли чиновник вообще, о чем идет речь? Ведь раньше работники министерства были специалисты, выросшие на производстве. А сейчас это так называемые менеджеры и больше ничего.

— Выпускники Высшей школы экономики умеют считать деньги, их только этому учат.

Совершенно точно. На мой взгляд, это сейчас наша основная беда.

Только факты:

"В стране сегодня более 30 000 котельных, работающих на газе. Значительная часть из них просто переделана из угольных, то есть и тепловой кпд очень низок — до 50…60%. При замене таких котельных на ГТУ-ТЭЦ можно резко поднять эффективность использования газа и либо получать почти бесплатную электроэнергию (при замене плохих котлов), либо при прежнем тепле с добавлением всего 20…30 % газа получать электроэнергию с очень кпд — 32-35 % и с высоким тепловымкпд 65…70%. Этот резерв мощности около 70 ГВт".

— А мы чем бы сейчас могли гордиться в энергетике, в науке, как вы считаете? Сказать: такого нет в мире нигде, есть только у нас.

— Атомная энергетика. Сейчас у нас она наиболее развита — в этом нет никаких сомнений.

— Вы имеете в виду новые реакторы?

— Новые надежные реакторы. Но ни в коем случае нельзя делать всю ставку в стране на атомную энергетику, ни в коем случае.

— Но и на один газ нельзя ставить тоже?

— Я должен сказать, что разговоры о газе, о том, что он кончится через 50 — 70 лет — это тоже не очень серьезно, потому что его чудовищные запасы в океанах, надо научиться только перерабатывать.

— Вы имеете в виду газогидраты?

— Конечно. Газа очень много, на очень много лет. И это самая дешевая энергетика. Некоторые специалисты делают ставку на возобновляемую энергетику. Ее надо развивать, безусловно. Но полностью обеспечить всё невозможно, ни ветряная, ни солнечная постоянно работать не могут, это всё циклическое производство.

— Была идея выводить на геостационарную орбиту большие электростанции и оттуда брать энергию?

— Я в это не верю. Как оттуда эту энергию передать на Землю? Если это какой-то луч — представьте себе случайность, и луч пошёл в сторону….

— Вся энергетика опасна.

— Вся энергетика опасна, но передача из космоса энергии на Землю — мне представляется, что это очень опасная штука.

— Бытует мнение, что в Академии наук кризис идей. На самом деле, мы чуть-чуть с вами поговорили — и вот уже один из крупных проектов: создание отечественной современной газовой установки.

— Идея, одобренная Путиным.

— Но выясняется, что некому ее реализовывать, хотя огромная выгода очевидна.

— Тут необходимо министерство. Не фиктивное. Да и иная техническая политика нужна в стране. Пора отказаться от иллюзий, что все можно купить на Западе.

— Такой проект, как мне кажется, подобно локомотиву может вытащить многие отрасли. Тем более что газотурбинные установки можно и нужно везде использовать. Не только для перекачки газа, но и в авиации, и на флоте.

— Конечно. Об этом я говорил и в Китае, откуда недавно вернулся. На мой взгляд, для наших стран чрезвычайно важно создать небольшую газотурбинную установку, которая работала бы на бытовых и сельскохозяйственных отходах, на отходах лесопереработки, уничтожала весь мусор.

— Это уже чистая экология!

— Да, это резко улучшила бы экологию. Где-то я слышал фразу, что "в России площадь всех видов свалок и отвалов чуть ли не равна площади Бельгии"…

— Так и есть.

— Это чудовищно! Создание небольших установок решило бы местную экологию…

Сдругой стороны, в мире сейчас идёт децентрализация энергетики. Вместо длинных тепловых сетей с горячей водой, сетей высокого напряжения надо делать много мелких электростанций. И надёжность снабжения электроэнергией резко повышается, и экономичность хорошая. В общем, и в России, и в Китае можно делать десятки тысяч маленьких установок.

Когда идёт большой выпуск продукции — это же очень важно. Я помню с советских времён, с 60-х годов, когда говорили, что увеличение выпуска двигателя в 10 раз в 2 раза снижает стоимость. Это была цифра — я её на всю жизнь запомнил. Так и тут — если будет массовый выпуск маленьких электростанций, они будут дешевые.

Но там есть гигантская проблема — сжечь этот мусор очень непросто, чтобы были экологически чистые продукты сгорания. Но для этого у нас есть всё! В Питере есть наш институт, который делает плазменные нейтрализаторы. Сжигаются санитарные отходы, и практически чистейший выходит воздух. То есть всё для этого есть. Но опять необходимо государственное управление, государственное влияние, государственная программа. То есть должно быть то, что мы утеряли полностью.

Только факты:

"Знания и кадры еще пока есть, и это действительно может быть одной из самых эффективных инноваций, позволяющих сохранить и развивать очень сложные области науки и техники — интеллект страны. Широкое использование покупного зарубежного оборудования грозит потерей энергобезопасности страны. В итоге за 25-30 лет можно полностью обновить электроэнергетику страны и при сохранении современного расхода газа увеличить при необходимости до 60 % производство электроэнергии".

— Олег Николаевич, мы упомянули Китай. Вас там любят, уважают и награждают. За что?

— В Китае в конце 80-х годов в Чэнду был создан газотурбинный институт GTE (GasTurbineEngines). Китайцы приехали в ЦИАМ, и, взяв его за основу, начали создавать свой институт. И вот в начале 90-х годов (я тогда был замначальника ЦИАМа) меня послали в командировку в этот институт. Они просили начать с ними работы — помочь им в организации расчётов компрессоров и турбин.

— Вы ж попали в жуткие условия?

— Кошмар! Я приехал в тот Чэнду — с одной стороны была грязь, с другой стороны идет толпа китайцев, и на велосипедах китайцы — маленькие, в "маоцзэдуновках"… Приехал я в GTE. И начали мы с ними работы — по существу, их начали учить проектировать двигатели. Но проектировать одно, а надо их испытывать. Значит, надо создавать стенды для испытаний. Начали учить их стендам для испытания. Они начали изготавливать первые образцы — их привозили в Москву, и в ЦИАМе испытывали… Потом город Чанша, тоже многомиллионный. На его окраинах, как у нас Жуковский под Москвой, есть городочек Чжучжоу. В нём тоже мощный газотурбинный испытательный и проектировочный центр. Потом есть Шэньян. Там мощный авиационный газотурбинный центр. В Пекине аэрокосмический университет.

— Это всё появлялось на ваших глазах?

— И при нашем участии. Причём в Чэнду, в самом начале, был Лю Дасян — он тогда ещё был только профессором. Мы с ним очень тесно начали взаимодействовать. И на этих первых работах он очень скоро стал китайским академиком. Очень быстро начала выдвигаться. Его потом забрали в Пекин. В Пекине он восемь лет в Собрании народных представителей (в нашей Думе) руководил Комиссией по внешнеэкономическим связям и работе с промышленностью. Он уже стал очень крупной фигурой в Китае. У нас с ним до сих пор есть связи. Ему сейчас 82 года. Он уже в Думе не работает. Он научный руководитель большого центра в Пекинском аэрокосмическом университете.

Итак, начали мы работать с этим газотурбинным институтом, затем с тремя конструкторскими бюро. Начали проектировать с ними газотурбинные авиационные двигатели… Два, иногда три раза в год приходилось ездить туда командами — минимум 5 и до 20 сотрудников ЦИАМа. Человек двести, наверное, были заняты на этих работах. Очень приличные деньги нам тогда китайцы платили. И в какой-то мере ЦИАМ выжил благодаря китайским деньгам. В 90-е годы, когда были чудовищные сложности с государственными деньгами, но Китай помог. 25 лет отработали мы вместе с китайцами. Где-то в начале сентября мне сообщили, что правительство Китая наградило меня Орденом Дружбы.

— Что это за орден?

— В 1949 году образовалась Китайская Народная Республика. И 1 октября они ежегодно празднуют День образования Китайской Народной Республики. У них нет парадов, разных торжеств. В этот день всюду они поднимают флаги и возлагают цветы. А накануне вручают Орден Дружбы. Ровно 50 лет назад они ввели этот Орден. Награждают им только иностранцев, оказавших помощь в развитии Китая. За 50 лет они наградили около 1500 человек. Из них я третий русский.

— Так мало наших?! Почему?

— Я этого сам не могу понять — почему… Сейчас 46 человек получали Орден Дружбы. Я единственный из России. 14 американцев, 5 немцев, 6 французов, кубинец, итальянец, испанец — кого там только нет… Но из 46 человек 39 постоянно работают в Китае.

— А кто эти двое русских, кроме вас?

— Касперский — известный программист. И телерадиоведущая, она 20 лет работает в Китае.

— Ваше впечатление о том, как китайцы осваивают самую современную науку?

— Очень активно они это делают. Причём пытаются всё практически сразу внедрять. Вы понимаете, в чём дело — в Китае очень много таких важных, на мой взгляд, вещей. Начиная, наверное, с Дэна Сяопина начался этот бурный подъём, началось слияние коммунизма с капитализмом. Лет пять тому назад мы сидели с китайцами и смотрели телевизор. Показывают расстрел.

Я говорю: "А что это такое? За наркотики расстреливают?"

"Нет, — говорит, — профессор, это расстреливают президента промышленной компании за выпуск недоброкачественной продукции". Они за год расстреляли 52 директора компаний. Но через год не узнать было китайский рынок, магазины — всё стало другое. Вместо рваного, неглаженого, грязного — всё стало просто идеальным. Конечно, расстрел — варварство. Но эффект совершенно потрясающий.

Второй этап — совсем недавно — меньше года назад. За крупнейшее воровство, за коррупцию руководителей сажали на длительный срок, иногда тоже расстреливали. Но главным образом сажали на длительный срок и больше ничего. Год назад они придумали новую меру. Сажать — да, но на небольшой срок. Однако обязательно конфисковать всё имущество у того, кто воровал, и его ближайших родственников. Это опять дало чрезвычайный эффект. Это повлияло гораздо больше, чем расстрел. Расстреляли, а деньги все остались в семье. А сейчас это оказало колоссальное влияние.

Какие-то такие вещи, которые кажутся нам не очень понятными, в Китае срабатывают эффективно. Дисциплина там невероятная, по сравнению с нашей. Дисциплина, порядок, исполнительность. А с другой стороны — великолепный специалист, но в очень узкой области. Вот мы, русские, чем-то занимаемся, нам это интересно, но и тут интересно, и тут интересно, и все мы обобщаем. Китаец никогда не обобщает — нет. На этом они колоссально проигрывают.

— Наверное, поэтому они приняли обширную программу пропаганды науки и техники. Они провозгласили, что вся нация к 2049 году должна быть подготовлена именно в этой области, иначе развитие страны замедлится. Это государственная программа. И ученый там одна из самых уважаемых профессий.

— Это безусловно. На меня производит очень большое впечатление китайская политика. Хотя есть и крайности.

Я ещё раз говорю, что два дня показывали вручение этой награды, празднование, которое потом было отмечено банкетом. Нас пригласили на банкет по случаю годовщины образования Китайской народной республики в большом зале правительства. Там было две с чем-то тысячи человек, 220 столов, по 8 человек за каждым столом.

Предельно скромно. Стояло 6 блюдечек с какой-то невкусной, неинтересной едой. И вам в здоровенном фужере налили 50 грамм, наверное, красного вина. И бесконечные тосты, а запивать нечем эти тосты. Только все встают, чокаются, и на этом всё кончается. Но всё это страшно торжественно, всё это очень здорово организовано, и всё это показывается по телевидению.

И поскольку гостиница у нас была на этот раз на окраине Пекина, то мы всего пару раз мы съездили в город, а всё сидели в номере. Я очень много смотрел телевизор — часов шесть, наверное, в сумме… Ни разу не показали ничего о России. Буквально секунду где-то мелькнул Трамп. И больше ничего. Один Китай по телевизору.

— Да, есть такая проблема. Я однажды ездил по Китаю — был по приглашению Министерства печати — и встречался, естественно, с издателями. И они мне дарили книги русских писателей — и мои в том числе, но главное русских писателей — на китайском языке. Начиная с "Дневников" Льва Толстого и в основном "Как закалялась сталь" Островского — ее издавали во всех провинциях. Говорю: "Я лечу в Сиань. Устройте мне встречу в школе, где изучают русский язык". И вдруг выясняю, что нет такой школы в Сиане, есть только класс. Я подарил эти книги школьникам. Аналогичную вещь я сделал в Пекине. Оказывается, и в Пекине нет русской школы. Есть только классы. Везде английские школы, есть французские, есть немецкие, а русских нет. Мне кажется, мы много говорим о дружбе с Китаем, а в реальности нас опережают…

— К сожалению, мы можем сейчас дать китайцам несравненно меньше, чем американцы. И это реальность. Мы говорим, как они развиваются. У них сейчас ветровых электростанций по мощности больше, чем у всех остальных в мире. А вся техника, чипы и всё прочее — в Китае уже чудовищное производство. Компьютеры — суперкомпьютеры — у них же сейчас самые лучшие, самые мощные. А железные дороги — 350 километров в час — у них таких дорог очень много. Какая-то дорога есть, где попробовалипоезда, по-моему, чуть ли не 500 километров в час скорость. Это современный Китай.

— Мне нравится, что там царит оптимизм. Он чувствуется везде.

— Да, это так. Они уже могут говорить, что Китай — это локомотив цивилизации. Этим действительно можно гордиться.

— А мы когда станем вновь оптимистами?

— А разве мы потеряли веру в будущее?! Думаю, что мы всегда были оптимистами, только иногда больше, чем сегодня…

Фаворский Олег Николаевич

О. Н. Фаворский

Фаво́рский Олег Николаевич (р. 1929) — советский учёный и конструктор в области авиационного моторостроения, академик АН СССР (1990; член-корреспондент 1981). Окончил МАИ (1951). С 1951 работал в ЦИАМ (в 1971—73 заместитель начальник института). С 1969 одновременно профессор Московского физико-технического института. В 1973—87 генеральный директор Московского НПО «Союз», затем заместитель начальник ЦИАМ. Основные труды в области создания теории двухвальных ТРД, установок для непосредственного преобразования тепловой энергии в электрическую и др. Под руководством Ф. созданы двигатели для ряда самолётов (А. С. Яковлева и др.). Председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам (с 1984). Ленинская премия (1987). Награждён орденом «Знак Почёта», медалями.


Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия . Свищёв Г. Г. . 1998 .

Смотреть что такое "Фаворский Олег Николаевич" в других словарях:

    О. Н. Фаворский Фаворский Олег Николаевич (р. 1929) — советский учёный и конструктор в области авиационного моторостроения, академик АН СССР (1990; член корреспондент 1981). Окончил МАИ (1951). С 1951 работал в ЦИАМ (в 1971—73… … Энциклопедия «Авиация»

    ФАВОРСКИЙ Олег Николаевич - (р. 1929) российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Труды по теплотехнике энергетических установок. Ленинская премия (1987) … Большой Энциклопедический словарь

    Фаворский Олег Николаевич - (р. 1929) советский учёный и конструктор в области авиационного моторостроения, академик АН СССР (1990; член корреспондент 1981). Окончил МАИ (1951). С 1951 работал в ЦИАМ (в 1971 73 заместитель начальник института). С 1969 одновременно профессор … Энциклопедия техники

    Фаворский Олег Николаевич - (р. 1929), теплотехник, академик РАН (1990). Труды по теплотехнике энергетических установок. Ленинская премия (1987). * * * ФАВОРСКИЙ Олег Николаевич ФАВОРСКИЙ Олег Николаевич (р. 1929), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с… … Энциклопедический словарь

    Фаворский, Олег Николаевич - Действительный член РАН (1990), заместитель начальника Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ); родился 27 января 1929 г.; окончил МАИ в 1951 г.; главные направления научной деятельности: авиационные газотурбинные двигатели,… … Большая биографическая энциклопедия

    ФАВОРСКИЙ - 1. ФАВОРСКИЙ Алексей Евграфович (1860 1945), химик органик, создатель научной школы, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Основополагающие исследования по химии производных ацетилена и диеновых углеводородов. Труды… … Русская история

    Фаворский О. Н. - ФАВÓРСКИЙ Олег Николаевич (р. 1929), теплотехник, ч. к. РАН (1990). Тр. по теплотехнике энергетич. установок. Лен. пр. (1987) … Биографический словарь

    Ленинская премия в области науки и техники

    Ленинская премия СССР - Ленинские премии в СССР одна из высших форм поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры. Содержание 1 История премии 2 Лауреаты 2.1 Премия и … Википедия

    Международная Ленинская премия - Ленинские премии в СССР одна из высших форм поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры. Содержание 1 История премии 2 Лауреаты 2.1 Премия и … Википедия

ФАВОРСКИЙ Олег Николаевич (р. 1929) - российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1990). Труды по теплотехнике энергетических установок. Ленинская премия (1987).

  • - Председатель Комитета по бюджету, финансам и налогам Мурманской областной думы с января 1998 г.; родился 23 февраля 1951 г. в г. Кировске Мурманской области; окончил Ленинградский горный институт по специальности "...
  • - Генеральный директор ООО "Уралтехнострой"; родился 20 марта 1958 г., г. Нижняя Салда Свердловской области; окончил Томский политехнический институт; 1975-1983 гг. - слесарь-ремонтник НГДУ "Мегионнефть", "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Дипломат; родился 18 августа 1951 г.; окончил МГИМО в 1973 г.; работал на различных должностях в центральном аппарате МИД СССР и РФ и в дипломатических представительствах за рубежом...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Минск в семье рабочего. Окончил Минский автомеханический техникум, Белорусский ун-т. Работал на заводах в г. Минск, в нар. киностудии ДК МПОИД, в газ. "Знамя юности" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Член-корреспондент РАН, советник РАН, работает в Институте мировой экономики и международных отношений РАН; родился 15 октября 1926 г. в г. Туле...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в пос. Преображение Приморского края в семье служащих. Окончил Приморский сельскохозяйственный институт...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский математик. Участник Великой Отечественной войны. Род. в Москве. Окончил МГУ. Д-р физико-матем. наук, проф. . Ученик А. Г. Куроша...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Светлый Оренбургской обл. Окончил ф-т журналистики Уральского ун-та. Работает в газ. "Вечерний Челябинск" . Печатается с 1992: газ. "Вечерний Челябинск". Автор кн.: Территория сумерек...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Олимпийский чемпион 1992 , 2000 ; родился 4 февраля 1968 г. в г. Волгоград; заслуженный мастер спорта; окончил Волгоградский институт физической культуры...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий кафедрой гидрогеологии и инженерной геологии Уральской государственной геологической академии с 1991 г.; родился 2 июля 1933 г. в г. Губаха Пермской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Декан математического факультета Челябинского государственного университета; родился в 1948 г. в г. Берлин; окончил Пермский государственный университет в 1971 г., доктор физико-математических наук, профессор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Боец отряда специального назначения "Русь" ВВ МВД, рядовой. Родился 21 августа 1976 года в селе Шамкино республики Чувашия. Русский. Вскоре его семья переехала в Самарскую область...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - русский советский актёр и режиссёр, народный артист РСФСР. Член КПСС с 1955. В 1949 окончил Школу-студию им. Вл. И. Немировича-Данченко и вступил в труппу Центрального детского театра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский историк, член-корреспондент РАН. Основные труды по теории и истории международных отношений и проблемам разоружения. Государственная премия СССР...
  • - российский актер, режиссер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. С 1949 в Центральном Детском театре...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский ученый, академик РАН. Труды по теплотехнике энергетических установок. Ленинская премия...

    Большой энциклопедический словарь

"ФАВОРСКИЙ Олег Николаевич" в книгах

18. ПАЛАМА И ФАВОРСКИЙ СВЕТ

Из книги Опыты мистического света автора Элиаде Мирча

18. ПАЛАМА И ФАВОРСКИЙ СВЕТ В XIV веке калабрийский монах Варлаам обрушился с нападками на исихастов с горы Афон, обвиняя их в мессалианстве; основывался он, во-первых, на их собственном утверждении, а именно - что они видят несотворенный Свет. Но косвенным образом

Фаворский Свет Преображения

Из книги Знание Вечности автора Климкевич Светлана Титовна

Фаворский Свет Преображения 711 = Душа получает знания из поля информации напрямую, без анализа = Изображение образа Спаса Нерукотворного – Фаворский Свет Преображения = Не свои желания надо выполнять, а Божественные поручения (33) = Храм наш Вселенский, лучшая песня, что

СВЕТ ФАВОРСКИЙ

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

СВЕТ ФАВОРСКИЙ Миссия, сужденная Елене Ивановне Рерих, состояла не только в том, чтобы принять от Учителей Шамбалы и передать миру новое духовно-философское учение, но и в том, чтобы применить изложенные в нем знания на практике. Прежде всего это касалось учения йоги о

Сосковец Олег Николаевич

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Смирнов Олег Николаевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Смирнов Олег Николаевич Один из лучших летчиков 31-го иап, в 1944 г. командир звена в сводной «эскадрилье охотников» Н.Краснова, что уже само по себе было признанием высокого ратного мастерства и доблести, одержавший в ее составе 10 побед.О. Смирнов родился 11 июля 1919 г. в селе

Фаворский Алексей Евграфович

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Фаворский Алексей Евграфович Фаворский (Алексей Евграфович) – химик, род. в 1860 г. Среднее образование получил в нижегородской и вологодской гимназиях. В 1878 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета в Имп. спб. унив., где и окончил курс со

Закаменный Олег Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Трубачёв Олег Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Трубачёв Олег Николаевич Трубачёв Олег Николаевич (р. 23.10.1930, Волгоград), советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1972). Член КПСС с 1974. Окончил Днепропетровский университет (1952). Заместитель директора института русского языка АН СССР (с 1966), заведующий сектором

Ефремов Олег Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕФ) автора БСЭ

Фаворский Алексей Евграфович

БСЭ

Фаворский Владимир Андреевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Ефремов Олег Николаевич (род. в 1927 г. – ум. в 2000 г.)

Из книги 100 знаменитых москвичей автора Скляренко Валентина Марковна

Ефремов Олег Николаевич (род. в 1927 г. – ум. в 2000 г.) Выдающийся русский актер театра, кино и телевидения. Исполнитель ролей преимущественно социальных героев в 70 фильмах и 50 спектаклях. Режиссер около 70 театральных постановок, фильма «Строится мост» (1966 г.), телефильма

Сосковец Олег Николаевич

Из книги Человек, похожий на генерального прокурора, или Любви все возрасты покорны автора Стригин Евгений Михайлович

Сосковец Олег Николаевич Биографическая справка: Олег Николаевич Сосковец родился в 1949 году в Талды-Кургане. Образование высшее, окончил завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате. Кандидат технических наук.Начинал работать на Карагандинском

Олег Николаевич ВЕРЕЩАГИН ВОСПИТАНИЕ ВОИНА

Из книги Воспитание воина автора Верещагин Олег Николаевич

Олег Николаевич ВЕРЕЩАГИН ВОСПИТАНИЕ ВОИНА Фото студии Александра

Сосковец Олег Николаевич

Из книги КГБ был, есть и будет. ФСБ РФ при Барсукове (1995-1996) автора Стригин Евгений Михайлович

Сосковец Олег Николаевич Биографическая справка: Олег Николаевич Сосковец родился в 1949 году в Талды-Кургане. Образование высшее, окончил завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате. Кандидат технических наук.Начинал работать на Карагандинском

Олег Фаворский / Фото: www.ciam.ru

27 января 2016 года академику РАН, доктору технических наук, профессору Олегу Николаевичу Фаворскому исполнилось 87 лет. Олег Николаевич прошел в ЦИАМ путь от молодого специалиста до первого заместителя начальника института. Опыт, полученный в ЦИАМ, позволил ему с 1973 по 1987 год успешно трудиться на посту руководителя легендарного ОКБ-300, созданного А.А. Микулиным, а затем сделать академическую карьеру. И сегодня Олег Николаевич продолжает работать в ЦИАМ. Предлагаем вашему вниманию интервью, в котором Олег Николаевич вспоминает о своей работе в ЦИАМ. Проекты, которыми институт занимался в то время, и сегодня кажутся фантастикой.

- Вы пришли в ЦИАМ в 1951 году сразу после окончания МАИ. Расскажите о своих первых впечатлениях в институте.

Когда я пришел в ЦИАМ, то первое, что на меня произвело впечатление, это удивительно четкое распределение всех функций по институту. Были большие комнаты, в которых сидели инженеры с техниками. Поскольку никаких вычислительных машин тогда не существовало, то расчеты производили женщины на арифмометрах по программам, которые составляли инженеры.

Впрочем, инженерная часть была устроена достаточно просто. Но в институте была и громадная экспериментальная база. Филиала в Тураево еще не существовало, и все стенды располагались здесь, в Москве. Стендов было очень много. Лаборатория делилась на сектора, и буквально у каждого сектора были по два-три своих стенда. За каждым стендом закреплялся руководитель, инженер и несколько механиков-рабочих.

Но самое главное, что в каждой лаборатории была своя производственная мастерская. И это вдобавок к тому, что у ЦИАМ был свой завод. Там было все - литейка, кузница, сборочный цех, фрезерный, токарный. Насколько я помню, на заводе тогда работало чуть ли не 1800 человек. Это было очень удобно. Если вы проводите эксперимент и что-то надо изменить, то за короткий срок вам делали новую деталь или экспериментальную модель.

Второе, что произвело на меня впечатление, – это сочетание высокой исполнительской дисциплины с очень доброжелательной атмосферой в институте. Я потом познакомился с очень большим количеством разных организаций, и мне есть с чем сравнивать.

- Одна из первых ваших работ в ЦИАМ была очень важной – разработка методов расчета двухвальных ТРД. Как возникла эта идея?

После участия в ряде экспериментальных работ я занялся расчетом высотно-скоростных характеристик турбореактивных двигателей. Приступив к расчетам, мы с Константином Васильевичем Холщевниковым, руководителем 300-й лаборатории, где я работал, пришли к идее двухвальности: разделения компрессора на две части.

Причем исходным пунктом было намерение облегчить работу подшипников. Первоначальная идея была такой: давайте разделим нагрузку на два вала, подшипников будет больше, но система в целом станет надежнее. А когда начали делать расчет характеристик, то убедились, что в результате резко повышается запас устойчивости по помпажу.

- Эта идея впервые была реализована в АМ-11 разработки А.А. Микулина для МиГ-21 – первом отечественном двухвальном ТРД. Как удалось внедрить идею в реальный двигатель?

Меня назначили ответственным представителем ЦИАМ в ОКБ-300, которое создал и возглавлял Александр Александрович Микулин. Заместителем по теории у него был Борис Сергеевич Стечкин. И вот в каком-то разговоре со Стечкиным я ему рассказал про наши расчеты двухвальной машины. Мне запомнилось, что он сказал сначала: «Не может быть!», а потом: «О, интересно!» Он тут же ухватился за эту идею, и почти сразу в ОКБ-300 стали проектировать АМ-11 с учетом тех данных, которые мы с Холщевниковым им передали.

- В 1955 году Вы начали работать над атомным авиационным двигателем. Расскажите об этом уникальном опыте.

Холщевникова, Бориса Николаевича Амелина, в группе которого я работал в 300-й лаборатории, и меня вызвали в министерство и сказали, что ЦИАМу надо срочно заняться атомными авиационными двигателями. Мы начали расчетные работы. Рассматривались две схемы: замкнутая, к разработке которой где-то через полгода подключилось ОКБ Н.Д. Кузнецова, и открытая, которую реализовывало ОКБ А.М. Люльки.

ОКБ Кузнецова делало двигатель с теплообменником с жидкометаллическим теплоносителем, включая насос для подачи жидкого металла. А в двигателе ОКБ Люльки воздух продувался прямо через активную зону реактора из окиси бериллия. ОКБ Кузнецова работало с Курчатовским институтом, а ОКБ Люльки - с Обнинским.

Я создавал в ЦИАМ первые расчетные работы по открытой схеме. А двигателем замкнутой схемы занимался Амелин. Предполагалось, что самолет с атомным двигателем сможет летать сколь угодно долго. Теоретически время полета ограничивалось лишь ресурсом самой установки, который тогда оценивался в 5-10 тыс. часов. Была проведена очень детальная проработка проектов, изготовлены и испытаны опытные образцы узлов.

Все это работало и был даже создан летный макет установки по закрытой схеме. (Ту-95ЛАЛ был создан для проверки биологической защиты экипажа и совершил 34 полета как с холодным, так и с работающим реактором на борту. – прим. пресс-службы ЦИАМ). Установка весила несколько тонн. Причем основная часть массы приходилась на средства защиты экипажа от излучения реактора. Это было очень сложной проблемой.

- В чем заключалась роль ЦИАМ в создании атомных двигателей?

Роль ЦИАМ? обоснование схемы целиком, проведение всех исходных теплотехнических и газодинамических расчетов, а также отдельные прочностные расчеты. Наши прочнисты во главе с Робертом Семеновичем Кинасошвили участвовали в расчете теплообменников и даже помогали Курчатовскому институту в расчете ТВЭЛов. Потом это направление закрыли, потому что боялись разрушения реактора при падении. Однако на самом деле главной причиной закрытия стало появление баллистических ракет большой дальности. Зачем строить ядерный самолет, если все можно решить с помощью ракет?

- Однако эти работы все же нашли продолжение в приложении к космическим аппаратам?

Чтобы не терять наработок по атомной тематике, мы начали работать над ядерными энергетическими установками для космоса. КБ М.М. Бондарюка сделало термоэлектрическую установку «Бук» (впервые запущена 3 октября 1970 г. - прим. пресс-службы ЦИАМ) и термоэмиссионную установку «Тополь» (впервые запущена 2 февраля 1987 г. - прим. пресс-службы ЦИАМ). В начале 70-х в ЦИАМ нами рассматривалась и ядерная ГТУ для космоса. Сегодня интерес к данной теме возрождается в связи с планами пилотируемых полетов на Марс.


О.Н. Фаворский среди коллег ЦИАМовцев / Фото: www.ciam.ru.



- Какова роль ЦИАМ в создании космических ядерных установок?

В этом направлении ЦИАМ выступил в качестве основоположника. От нас исходила идея. Первые отчеты описывали принцип работы, связь габаритов и мощности. В институте были созданы установки с электрическим нагревом вместо реактора. Принцип, предложенный ЦИАМ, сохраняется неизменным вплоть до самых последних разработок космического буксира для полета на Марс. Менялись материалы и конструктивные решения, толщины и длины стержней, компоновка, но принцип оставался прежним.

- В 1973 году вы стали главным конструктором ОКБ-300 и могли взглянуть на работу ЦИАМ уже с другой точки зрения.

Все испытания двигателей после КБ проводились в ЦИАМ в обязательном порядке. Для того, чтобы двигатель допустили до серийного производства, ему нужно было пройти около ста видов испытаний. Это позволяло избежать в дальнейшем удорожания серийного производства при обнаружении дефектов. И это было правильное положение, которое, к сожалению, в настоящее время не выполняется. Что сейчас является главным предметом Вашего научного интереса? Главная моя задача в Академии наук была, и до сих пор остается, – содействовать продвижению использования ГТУ в энергетике.

Почему это так важно? До сего дня 90% электроэнергии на станциях с сжиганием топлива вырабатывается на паровых турбинах. КПД даже самых лучших паровых турбин достигает максимум 38%. КПД основной массы – 30-32%. При этом больше двух третей станций в качестве топлива используют газ. Но если вместо паровой турбины поставить ГТУ, а потом тепловой поток после нее направить на паровую турбину, то есть создать парогазовую установку (ПГУ), то КПД системы в целом поднимается минимум до 50-52%, как у первых ПГУ, которые ввели в строй в Санкт-Петербурге в начале 2000-х годов. А сегодня мировой уровень вышел на 60%. Переход на парогазовую технику даст экономию расхода газа в России порядка 50-60 млрд кубометров в год. Это больше, чем перекачивается по Северному газопроводу.

О замене паровых турбин на парогазовые я говорю уже три десятка лет. Это не только деньги, но и экология. В ЦИАМ есть великолепный отдел, которым руководит Александр Михайлович Старик. Этот отдел занимается вопросами влияния сжигаемого топлива на атмосферу, особенно в высотных слоях. Это чрезвычайно важно, и у Старика идут уникальные исследования этого вопроса. Это и есть основные предметы моего научного интереса: энергетика, климат, экология.


О.Н. Фаворский в президиуме конфернции "Авиадвигатели XXI века" / Фото: www.ciam.ru.



- В ЦИАМ вы в настоящее время занимаете должность советника генерального директора по внешнеэкономической деятельности. Почему спрос на работу с ЦИАМ остается достаточно высоким, при том что новые авиадвигатели в стране долгое время не разрабатывались вовсе?

В КБ работы уже не ведутся так широко, как во времена СССР, но ЦИАМ сохранил свое значение как мировой научный центр двигателестроения. Специалисты ЦИАМ по своему уровню всегда были выше конструкторов КБ. И это естественно, потому что в ЦИАМ проводилось и сейчас проводится много опережающих экспериментальных и теоретических работ. Наши специалисты обеспечивают высокий уровень проектных работ по контрактам. Если говорить о близкой мне энергетике, то в ЦИАМ проектировались энергетические турбины для ведущих западных фирм – MAN, Snecma и др. Тогда все говорили, что заявленный высокий КПД достичь невозможно, а у ЦИАМ получилось. В институте работают великолепные специалисты двигателестроения.

Материал подготовлен пресс-службой ЦИАМ

Последние материалы сайта