Философия Аристотеля, ее основные идеи. Аристотель: краткая биография, философия и основные идеи Аристотель основная мысль

26.05.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Аристотель (384 - 322 г.г. до н. э) древнегреческий философ, ученик Платона воспитатель А.Македонского. Родоначальник психологии.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.

Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар - бог (или ум - перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Аристотель разделял философию на виды:

Теоретическая, изучающая проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений;

Практическая - о деятельности человека, устройство государства;

Поэтическая;

Логика, как часть философии.

Историческое значение философии Аристотеля:

- Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «Чистых идеях».

Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека. Выделил 10 философских категорий.

Дал определение Бытия через категории.

Определил сущность материи

Выделил шесть типов государства (монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии)) и дал понятие идеального типа - политии.

Внёс существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода (от частного к общему)

Категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности без которых немыслимо само бытие. 10 категорий: Сущность (субстанция), Количество, Качество, Отношение, Место, Время действие, Положение, Страдание, Состояние, Действие.

Бытие - это сущность, обладающая свойствами количества, качества - страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность

Душа - является носителем сознания в тоже время ведает функциями организма.Три вида души:

Растительная - отвечает за функции питания, роста и развития (вспомните вегатативную нервную систему)

Живая душа + функции ощущения и желания.

Разумная (человеческая) охватывает все вышеизложенные функции, ведает еще функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Государство - Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).Наилучшей формой государства по Аристотелю является Полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии государство «среднего класса» (идеал Аристотеля)

1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира;

2. существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

3. данные вещи называются индивидуумы (неделимые); то есть, например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, и конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т.д.

4. индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной.

5. Ответ на вопрос, что такое бытие Аристотель дает через высказывание о бытии, то есть через категории (высказывания – в переводе с древнегреческого).

6. Выделяет 10 категорий, одна из которых говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Ими являются: сущность (субстанция), количество, качество, место, время, отношение, положение, состояние, действие, страдание.

8. Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами, выраженными следующими категориями , количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Проблема человека в философии Аристотеля:

· Человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

· Человек отличается от животных наличием мышления и разума;

· Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

· Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества.

Проблемы материи и сознания в философии Аристотеля:

1. Материя – это потенция, ограниченная формой (медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью).

2. Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

3. Изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета.



4. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.

5. Потенция (материя) есть пассивное начало, форма – активное.

6. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Бог существует вечно, как чистая мысль, счастье, полное самозавершение.

7. Бог есть целевая причина всякой деятельности.

8. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

9. Носителем сознания является душа.

10. Философ выделяет три уровня души:

· растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения;

· животная душа, кроме названных функций, дополняется

функциями ощущения и желания;

· разумная (человеческая) душа охватывает все вышеперечисленные функции и дополняется функциями рассуждения и мышления.

Аристотель о государстве:

· регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

· Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

· «дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия.

· «хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития.

· Наилучшей формой государства является полития , государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеля:

· Критика учения Платона о «чистых идеях»;

· Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

· Выделил 10 философских категорий;

· Дал определение бытия через категории;

· Определил сущность материи;

· Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

· Внес существенный вклад в развитие логики;

· Заложил основы логики, психологии, биологии, этики, эстетики как отдельных наук.

Характерными чертами древнегреческой философии являются:

· Профессионализация умственного труда, выделение мыслителей в особую группу людей, зарабатывающих средства к жизни интеллектуальной деятельностью;

· Основание и развитие первых философских школ;

· Подготовка кадров интеллектуалов;

· Завершенность разработки основной философской проблематики;

· Разработка понятийно-категориального аппарата;

· Наличие разносторонних естественно-энциклопедических знаний;

· Отчетливое выделение материалистической и идеалистической тенденций в развитии античной философии;

· Складывание и достижение высшей ступени первой исторической формы диалектики;

· Космоцентризм – стержневая идея стержневая идея первого этапа древнегреческой философии.

Афоризмы Аристотеля

Быть свободным - значит иметь равные права на справедливость.

Внутренние распри в государстве возникают не по причине мелочей, но из мелочей.

Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Для того чтобы обойтись без общества, надо быть богом, или скотом.

Цель демократии - свобода, олигархии - богатство, аристократии - воспитание и законность, тирании - защита.

Философия начинается с удивления.

Аристотель отличался завидным остроумием. Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, Аристотель заметил: "Заочно он пусть хоть бьет меня".

На вопрос, что быстро стареет, Аристотель ответил: "Благодар­ность".

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Совесть - это правильный суд доброго человека.

Тщеславие - это низменное стремление к почету.

Самая дорогая трата - это время.

Едва начав жить, мы умираем, поэтому ничего нет бесполезнее, чем погоня за славою.

В жизни больше пустого, чем полезного.

Аристотель - лучший ученик Платона. Но ему удалось выбраться из-под крыла великого учителя и создать свою философскую систему. кратко и понятно излагает основные принципы бытия. Его учение можно разделить на несколько крупных тем.

Логика

Его трудами по праву гордится Аристотель ввел понятие категория. Всего он выделил 10 категорий - основных понятий, необходимых для познания. Особое место в этом ряду занимает понятие сущность - то, чем предмет является на самом деле.

Только оперируя категориями, можно создать высказывания. Каждое из них обретает свою модальность: случайность, необходимость, возможность или невозможность. возможно только в том случае, если оно отвечает всем законам логического мышления.

Высказывания, в свою очередь, приводят к силлогизмам - логическим выводам из предыдущих высказываний. Таким образом, из уже известного, рождается новое знание, добытое путем логического рассуждения.

Метафизика

Метафизика - философия, учение Аристотеля, по которому идея предмета и его сущность неразрывно связаны. Каждая вещь имеет 4 причины.

  1. Сама материя.
  2. Идея предмета.
  3. Возможности, скрытые в предмете.
  4. Результат акта создания.

Сама материя желает быть оформлена в сущность предмета, это желание Аристотель назвал энтелехией. Переход возможности в действительность есть действие. В процессе действия создаются все более и более совершенные предметы. Это движение стремится к совершенству, а совершенством является бог.

Бог как само воплощение идеи совершенства не может воплотиться в нечто лучшее, поэтому его роль только созерцание. Вселенная в своем развитии стремится приблизиться к богу, как некому идеалу. Сам он находится в блаженном бездействии, но в то же время не может существовать без материального мира, как и любая другая идея.

Физика

Философия Аристотеля кратко и понятно описывает мир. Основой всего в мире являются 4 традиционные стихии. Созданы они на основе противоположностей: сухое - влажное, теплое - холодное. Теплые стихии - огонь и воздух. Теплые стремятся наверх, а вода и земля - вниз. Из-за этого движения в разные стороны, они смешиваются, образуя все предметы.

Аристотель представлял себе вселенную гелиоцентрической. Вокруг земли по орбитам вращаются все планеты, а также, солнце и луна. Далее расположены неподвижные звезды. Они являются живыми существами, стоящими на порядок выше человека. Все это окружено сферой, заполненной божественной стихией - эфиром. Эта система представлений о мире была огромным шагом вперед, по сравнению с более древними представлениями.

Природа и душа

Все живое на земле имеет свою душу, а то, что не имеет, стремится ее приобрести. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает все разнообразие бытия на нашей планете. Он выделял 3 вида души. Растительная - низшая ступень, ее цель только питание. Животная - чувствующая душа, животные способны чувствовать и отвечать на внешний мир. Человеческая - высшая форма души, возможная на земле. Душа не может существовать без своего материального тела.

Исходя из идеи о развитии, весь природной мир тоже стремится перейти на новый уровень. стремится перейти в растения, растения в животных, животные в человека, человек в бога. Это развитие проявляется в том, что жизнь становится все ярче и разнообразнее. Происходит своеобразная эволюция души в стремлении к совершенству. Так, душа, достигшая наивысшей точки, сливается с богом.

Этика

Знание того, что есть добро, еще не является добродетелью. Философия Аристотеля кратко и понятно показывает, Тягу к добру можно создать только посредством многочисленного повторения упражнений, направленных на то, чтобы акт добра стал совершаться неосознанно.

Добро - это господство разума над низшими страстями. Важнее всего - не впадать в крайности. Наслаждение должно вызываться не порочными действиями, а осознанием своей нравственности.

Главная ценность - это справедливость. Каждый человек должен стараться сделать все для блага своего государства. Основой государства является семья. Главой ее неоспоримо является мужчина, но женщина при этом не лишается свободы в быту. Дети обладают меньшими правами и обязаны подчиняться во всем воле главы семьи.

Хотя Аристотель много говорил о ценности свободы, рабство он считал правомерным. Дикие люди ставились им чуть ли не вровень с животными, неспособными развить добродетели. А чтобы эти добродетели могли развивать граждане Греции, им нельзя работать физически.

О том, в чем заключается философия Аристотеля написано много книг. Но основные положения можно изложить достаточно кратко. Его представление о мире и природе полностью соответствовало его времени и даже в чем-то было передовым.

Аристотель критиковал Платона за теорию эйдосов, доказывая, что сущность (эйдос) не может существовать отдельно от вещей. С т.з. Аристотеля, каждая вещь является результатом соединения аморфной материи (гиле) и бесплотной формы (эйдоса). У Аристотеля нет слов «материя» и «форма» - это латинские слова. Материя у Аристотеля – «гиле» (дерево для обработки), а форма – «эйдос».

Форма задает вещи сущность, т.е. «чтойность». Чтойность (сущность) – основа всех свойств вещи. По Аристотелю, если материя не имеет формы – она ничто.

У Аристотеля сформулирована идея «субстанции» - бытие ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. По Аристотелю «понятие» - это другая форма бытия. Каждая вещь существует в 2 ипостасях: в предметной и понятийной.

Сущность - основа всех свойств вещи, выраженная в понятии.

Понятие – идеальное выражение сущности, т.е. идея.

Синонимичный ряд: сущность = субстанция = эйдос = форма = понятие = чтойность.

По Аристотелю, у каждого явления – своя причина. Отсюда – учение о 4 причинах: каждая вещь имеет причины (на примере дома):

1. материя – дерево

2. форма – замысел

3. движение – работа

4. цель – необходимость в жилье

Метод – универсальная мыслительная форма.

Вопрос №17. Теодицея (оправдание Бога)

Согласно Эпикуру, если Бог это такое сущее, которое обладает 3 атрибутами (он всеблаг, всеведущ, всесилен), то отсутствие 1 из этих качеств не позволяет утверждать бытие Бога. Далее Эпикур говорит, раз в мире есть зло, значит отсутствует 1 из качеств: или Бог не знает о зле (тогда он не всеведущ), или он знает, но не может предотвратить (тогда он не всемогущ), а если знает, может искоренить зло, но не делает этого – значит не всеблаг.

Вопрос №18. Теодицея Августина Блаженного.

Мир создан Богом и в нем есть зло, т.е. несовершенство. Причиной этого несовершенства может быть (по Платону) отягощенность мира.

Мир, созданный Богом, не может быть совершенным по условиям творения: если бы мир был бы так же совершенен как и Бог, то это был бы 2 Бог (Бог – абсолют). Все в мире, созданном Богом, благо, а то, что мы называем злом – недостаток этого блага, проистекающий из несовершенства мира по условиям творения. Зло не имеет своей самостоятельной причины.

Августин Аврелий отмечает, что добро и зло взаимосвязаны и познаются в сравнении. Нет добра, если нет зла.

Бон Авентура: в мире не м.б. добра, если нет зла. Отсюда вопрос – надо ли наказывать преступников? И ответ: да, надо наказывать совершивших зло и поощрять совершивших добро (конвенционализм). Критерии добра и зла условны. Нет четкой демаркационной линии между ними.

| следующая лекция ==>

В отличии от Платона Аристотель отрицал идеи как суть вещей, отрицал, что суть вещей находится вне вещи, суть вещей по Аристотелю есть соединение формы и материи.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

  1. Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) - «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) - «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) - «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина - это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
  4. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) - «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Идея души

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа - это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, - это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.»

Категории - это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего - от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее.

Логика и теория познания

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель является и основоположником логики . Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

Последние материалы сайта