Конспект по теме научный комплекс. Конспект урока "научный комплекс россии"

16.10.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель урока Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Показать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие Сформировать понятие технополис. технополис.


План урока Цели и задачи комплекса Цели и задачи комплекса Российская академия наук Российская академия наук География научного комплекса География научного комплекса Технополисы и технопарки Технополисы и технопарки Проблемы научного комплекса Проблемы научного комплекса








Задание 1. 1 ряд2 ряд3 ряд По таблице 22 в учебнике определить как изменилось число организаций, выполняющих исследования и разработки По таблице 23 в учебнике определить как изменяется персонал, занятый исследования ми и разработками По рисунку 31 и тексту в учебнике проанализиру йте структуру научного комплекса России


КРУПНЕЙШИЕ ЦЕНТРЫ НАУКИ Москва Москва Санкт-Петербург Санкт-Петербург Российская академия наук; Академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и т.д. 80 академических институтов; 30% докторов наук. Отделение РАН; Научные общество; 360 научных учреждений; 30 академических институтов 100 отраслевых институтов; 15% научных кадров.


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.




ОТДЕЛЕНИЯ РАН ПО ОБЛАСТЯМ НАУКИ ОТДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЕНИЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, МАШИНОСТРОЕНИЯ, МЕХАНИКИ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, МАШИНОСТРОЕНИЯ, МЕХАНИКИ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЕ ХИМИИ И НАУК О МАТЕРИАЛАХ ОТДЕЛЕНИЕ ХИМИИ И НАУК О МАТЕРИАЛАХ ОТДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ НАУК О ЗЕМЛЕ ОТДЕЛЕНИЕ НАУК О ЗЕМЛЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН ОТДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК


РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ РАН ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Владивосток ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Владивосток СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Новосибирск СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Новосибирск УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Екатеринбург УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН - Екатеринбург


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ РАН КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПУЩИНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САРАТОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КАРЕЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР КОЛЬСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН В ЧЕРНОГОЛОВКЕ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН В ЧЕРНОГОЛОВКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ТРОИЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ТРОИЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР








Ядро технополиса Научно- исследовательски й центр Опытные производства НИИ, лаборатории Финансовый банк Финансовый банк Университет (ВУЗ) АЭРОПОРТ Банк информационных данных Банк информационных данных Информационная связь с другими технополисами Предприятия (фирмы) производящие массовую продукцию


ТЕХНОПАРК специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. специальная организация, в которой объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана.


Чтобы знания были впрок, нужно повторить урок! Назовите сектора научного комплекса. Какие сектора включают наибольшее число учёных? Как изменилось число учёных в период перестройки экономики России? Почему центрами науки являются Москва и Санкт-Петербург? Что такое технополис? Какие учреждения НК имеются а Забайкальском крае?



>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс

Важнейшие межотраслевые комплексы

России и их география

Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).

Таблица 14

Межотраслевые комплексы России

Хозяйственные функции
Научный
Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний
Военно-промышленный
Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства - высокими технологиями
Машиностроительный Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами
Топливно-энергетический
Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах
Металлургический, химико-лесной
Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ
Агропромышленный Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции
Инфраструктурный Оказание разнообразных услуг производству и населению

§ 13. Научный комплекс

Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий . С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику . Вторая группа - научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.

Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки

Таблица 16

Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.

Наконец, третья группа - научные учреждения высших учебных заведений (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.

Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.

Во-первых, исторической - учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок - предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса .

В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России - Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).

Второй по значимости научный центр России - Санкт-Петербург - сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.

Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.

География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.

Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов - десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).

Следовательно, технополисы - это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.

Вопросы и задания


1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Рефераты, домашняя работа по географии скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Оценка достигнутого уровня эффективности исполнения полномочий. Государственная инвентаризация лесов. Характеристика среднего лесничества. Развитие системы охраны лесов от пожаров. Организация системы управления охраной лесов от пожаров. Распределение площади лесов. Основные планируемые объемы работ по воспроизводству лесов. Территориальные органы государственной власти. Организация оценки эффективности исполнения.

«Химико-лесной комплекс России» - Тяготение к сырью. Какова в России площадь, покрытая лесом. Особенности химической промышленности. Выберите из перечисленных регионов те, которые являются лесоизбыточными. Химико-лесной комплекс. Фактор, который является определяющим. База ресурсодефицитная. Какая база химико-лесного комплекса обладает богатейшими запасами. Тяготение только к сырьевым источникам. База является наиболее сбалансированной.

«Современная экономика России» - Леонид Канторович. Экономика мира. Особенности современной экономики России. Василий Немчинов. Организация производства на большинстве российских предприятий. Вехи экономического развития России. Вызовы экономическому развитию. Экономика России прошла длительную историческую эволюцию. Расширение участия в международной экономике. Россия продолжает сталкиваться с серьезными экономическими проблемами.

«Хозяйство РФ» - Добыча и использование каменного угля. География пищевой промышленности. Циклы Кондратьева. Комплекс товаров народного потребления. Развитие и размещение лесной промышленности. Факторы размещения отраслей промышленности. Состав и структура народного хозяйства. Особенности развития машиностроения. Размещение предприятий машиностроения. Производство минеральных удобрений. Черная металлургия. Перспективы черной металлургии.

«Химико-лесной комплекс» - Химические волокна. Производство пластмасс и синтетических смол. Химико-лесной комплекс. Лесная промышленность. Концентрация производства удобрений. Химическая промышленность. Механическая обработка древесины. Большая часть фосфорных удобрений. Химия органического синтеза. Общий объем заготовок древесины. Производство синтетического каучука. Комплекс отраслей, связанный с переработкой древесины. Истощение лесов.

«Отрасли машиностроения» - Ракетно-космическая промышленность. Приборостроение. Основные центры машиностроения. Отрасль тяжёлой промышленности. Среднее машиностроение. Отрасли машиностроения. Диаграмма. Автомобильная промышленность. Железнодорожное машиностроение. Электротехническая промышленность. Тракторостроение. Производство электронной техники. Точное машиностроение. Судостроение. Авиационная промышленность. Тяжёлое машиностроение.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Научный комплекс России и ускорение свободного падения

Межотраслевые комплексы представляют собой сложное сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития.

Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Проблемы научного комплекса Сокращение числа научных организаций Слабое финансирование Сокращение численности работающих в науке «Утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

География российской науки Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями

Город Географическая широта Ускорение св. падения, м/с 2 Хабаровск ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Волгоград ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Салехард ≈ 66 0 с.ш. 9,8216 Новый Уренгой ≈ 66 0 с.ш. 9,7808

Гравиметрия Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. Г равиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

1 2 3 4 5 6 2 2 1 1 2 4

Критерии оценивания 4б- «3» 5б- «4» 6б- «5»

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Гавриленко Наталья Фёдоровна, учитель географии

Полюх Наталья Александровна, учитель физики

Место работы

МАОУ «Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина»

Класс

Тема урока

Научный комплекс России и ускорение свободного падения.

Базовый учебник

А. В. Перышкин, физика-М.: Дрофа, 2012;

В.П. Дронов, В.Я. Ром, География- М.: Дрофа, 2013

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России, показать значение научного комплекса в экономике России. Вывести формулу для расчёта ускорения свободного падения, показать его практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты:

метапредметные

регулятивные : учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

познавательные : выделяют и формулируют проблему. устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение:

коммуникативные : учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;

личностные : испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки.

Необходимое техническое оборудование: проектор и экран; компьютер,

Этап урока

Время

Деятельность

Планируемый результат

учителя

Учащихся

  1. Организационный момент

15сек

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь пожалуйста. Итак прежде чем начать урок, желаем вам в течение урока положительных эмоций и хорошего настроения.

Учащиеся включаются в деятельность на личностно значимом уровне «хочу, потому что могу», настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

  1. Актуализация знаний

2 мин

Учитель географии Повторение изученного материала.

Итак, давайте вспомним материал, который мы изучили на прошлом уроке:

1. Назовите этапы развития общества и экономики. В чём их отличие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, отличия….

Коммуникативные УУД:

умение другого корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, умение выдвигать контраргументы

Регулятивные УУД:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

2. Что является переходным этапом от одного этапа к другому?

Промышленная революция и НТР- переход от индустриального к постиндустриальному

3. В чём особенности структуры экономики России.

Преобладание промышленности в экономике

4. На какой стадии развития экономики находится Россия сегодня?

На рубеже индустриальной и постиндустриальной стадий

5. Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Развитие новейших наукоёмких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию.

Или

Развитие науки.

Можно сказать, что научный фактор будет ведущим в развитии экономики России в ближайшем будущем

  1. Постановка учебной задачи

4 мин.

6. А для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

Т. е. в комплексе?

Итак, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Для отдельных является наиболее важным, например, для конструирования метеоспутников.

Ну, оно же идёт вместе, как бы в совокупности: сделали какое-нибудь научное открытие и применили его в производстве.

да

Научный комплекс.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

И тема нашего урока?

Запишите в тетрадь по географии число и часть темы урока.

Уч-ся формулируют одну из частей темы урока.

«Научный комплекс России….»

Учитель физики:

Почему шарик падает?

Т.к на него действует сила тяжести

Назовите величины, входящие в формулу?

F=mg

Масса, ускорение свободного падения

Что вы знаете про ускорение свободного падения?

g=9,8 м/с 2

А знаем мы от чего зависит ускорение свободного падения?

нет

А чему рано ускорение свободного падения на других планетах?

нет

Сформулируйте тему урока.

«Научный комплекс России и ускорение свободного падения»

Итак тему мы сформулировали, какие цели вы перед собой будете ставите при её изучении?

Записывают цели на доску.

  1. «Открытие нового знания»

25 мин

Учитель географии.

- Итак, как вы знаете термин «комплекс» означает совокупность или группы явлений, или предметов. Так в структуре народного хозяйства России по отраслям, выделяются межотраслевые комплексы.

Межотраслевые комплексы представляют собой сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых между собой.

Слайд 2

Задание.

1. Назовите межотраслевые комплексы России……. и определите хозяйственную функцию научного комплекса.

2. Запишите в тетрадь определение МОК

Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Задание.

«Состав научного комплекса»

Перечислите состав научного комплекса и

Попытайтесь дать определение научному комплексу.

Работа с учебником стр.57 рис. 24

……. запиши нам пож. на доске данное определение.

О-т: Научный комплекс – это научные учреждения, организаций, которые занимаются научными разработками.

Прочитайте 1 и 2 абзацы § 13 на стр. 57-58 и

определите основные проблемы комплекса и запишите их в тетрадь.

О-т:

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности, работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж. Слайд 4

Итак: давайте подытожим.

Так что же такое научный комплекс?

Хорошо, запишите это определение в тетрадь.

О-т:

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

Слайд 5

Записали в тетрадь

Учитель физики.

Одна из целей, которую вы ставили перед собой в начале урока, был вывод формулы для определения ускорения свободного падения. Я предлагаю провести исследование. Для этого применим наши знания.

- По какой формуле можно рассчитать силу притяжения?

F=mg

да

Запишите ЗВТ.

Если равны левые части, то что мы можем говорить о правых?

Что можно сделать?

Сократить массу тела и получить:

Учитель физики.

От каких величин зависит ускорение свободного падения?

от массы и радиуса Земли.

- Как зависит ускорение свободного падения от массы?

Чем больше масса, тем больше ускорение.

- Как зависит ускорение свободного падения от радиуса?

Чем больше радиус, тем меньше ускорение.

А как определить ускорение свободного падения, например, на Луне?

По формуле

Рассчитайте ускорение свободного падения на Луне, используя данные таблицы 14 сборника.

g=1,6 м/с 2

- Как определить ускорение свободного падения для тела, находящегося на некоторой высоте над Землёй?

Слайд 5

  1. Физкультминутка

1 мин

Надо: 25 конвертов, 25 пёрышек, 25 кубиков Лего.

Упражнения:

  1. Бросить Лего, наклониться и поднять.

Учитель физики комментирует действия уч-ся ориентируясь на пройдённый материал «Закон всемирного тяготения».

- Бросить пёрышко, присесть и поднять.

Бросить Лего, наклониться и поднять.

IV/«Открытие нового знания»

25мин

Учитель географии.

Работа со слайдом и

  1. Определите по карте в учебнике крупнейшие центры науки и образования.

Слайд 6 карта стр 60, рис 26

Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26.

О-т:

Москва и С-П

Личностные УУД : формирование познавательного, интереса, развитие творческих способностей.

Познавательные УУД : овладение универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез для объяснения известных фактов

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Регулятивные УУД:

выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат.

  1. Назвать и покажите (к доске) центры науки

на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

На Камчатке находится единственный в мире институт вулконологии.

Урал - Екатеринбург, Сибирь - Новосибирск, Дальний Восток - Владивосток

Учитель географии.

Итак, какой можно сделать вывод о географии российской науки?

Вывод:

или

Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. Слайд 7 «география российской науки:

или

Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах.

Учитель географии.

Итак городами-центрами, в которых апробируются исследования на практике, и внедряются в производство различные научные открытия являются технополисы.

Найдите в учебнике определение «технополис» и выпишите к себе в тетрадь.

Выписывают или читают вслух, в зависимости от времени.

Прочитайте.

Выписали определение «технополис», стр. 63.

Технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

Учитель географии.

Как вы думаете, в чём п реимущество подобного соединения науки и производства?

В быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

Учитель физики.

Какую форму имеет Земля?

Приплюснутую у полюсов

Вопрос на засыпку: ускорение свободного падения на полюсах и на экваторе одинаковое или разное?

разное

А на одной широте, например: Новый Уренгой и Салехард, Волгоград и Хабаровск? Почему?

Сравнивают, используя табличные данные

Слайд 9

Аномальные значения ускорения свободного падения наблюдаются в местах залежи полезных ископаемых.

Слайд 10

Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел.

Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения.

Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений.

Гравиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

Учитель физики.

Итак, где можно использовать знания об ускорении свободного падения?

В геологии, в поисках полезных ископаемых

Учитель географии:

Какие цели, которые вы ставили перед собой для изучения темы, вы достигли?

Уч-ся отвечают.

VI.Закрепление знаний и умений учащихся

(самопроверка)

Самостоятельная работа:

Тест (приложение 1)

Учащиеся решают тест

Личностные УУД : формирование познавательного интереса, разветвите творческих способностей.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

VII.Постановка домашнего задания

1 мин.

физика § 15, Упр.16(3)

география §13,

Ученики записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно.

Регулятивные УУД : организация учащимися своей учебной деятельности

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

1 мин.

Что нового вы сегодня узнали?

– Чему научились?

Какие новые факты вызвали интерес лично у вас?

Где мы можем применять полученные знания?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы.

Личностные УУД:

оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения. Познавательные УУД :

умение обобщать, формулировать вывод

Приложение 1

  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. Столичные города.
  1. Научный комплекс – это:
  1. Межотраслевой комплекс.
  2. Все варианты верны.
  3. Не верны все варианты.

Приложение 1 (ответы)

  1. Где разрабатываются научные идеи технополиса?
  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?
  1. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
  1. Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
  2. Столичные города.
  3. Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над поверхностью планеты?
  1. Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?

1)Земле; 2) Луне; 3) Нептуне; 4) Юпитере

  1. Научный комплекс – это:
  1. Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
  2. Совокупность организаций, которые занимаются.
  3. Межотраслевой комплекс.
  4. Все варианты верны.
  5. Не верны все варианты.

Используемая литература:

1. География: Приложение к учебнику География 9 класс Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова

2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, для подготовки к ГИА (ОГЭ)/ состовитель Н.В. Болотникова-Волгоград: изд. Учитель. 2015.

3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России, 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 288с.

4. УМК. В.П. Дронов, В.Я. Ром, География России. Население и хозяйство. 9кл. - М.: Дрофа, 2013-285

5. Интернет ресурсы

Физика:

1.УМК О.И. Громцева Тесты по физике Издательство «Экзамен» Москва 2010

2. Интернет ресурсы


Тема: «Научный комплекс – вершина экономики».

Цели:


  1. Воспитывать аккуратность в заполнении контурных карт и рабочих тетрадей.

  2. Знать: состав, значение научного комплекса, факторы размещения, основные центры; понятия «научный комплекс», «технополис».

  3. Уметь показывать и называть по карте основные центры научного комплекса.

  4. Развивать общеучебные навыки работы с учебником, умение анализировать текст, составлять вопросы и частнопредметные навыки работы с картой.

План

Изучение новой темы

Стадия Вызов

1.Целепоглагание.

2.Актуализация знаний , необходимых для изучения новой темы в форме «Эскалатор» - форма закрепления и контроля знаний в парах сменного состава.

Термины и понятия закрепления и контроля:


  1. Хозяйство

  2. Структура хозяйства России

  3. Отрасль народного хозяйства

  4. Межотраслевой комплекс (МОК)
3.Работа с таблицей «ЗХУ».

А) Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о научном комплексе. Затем дети обсуждают написанное, в группах. Каждая группа представляет свои записи. Учитель на доске составляет аналогичную таблицу, заполняя ее, ответами детей.

Б) Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы, спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы.

Таблица «ЗУХ»

1.Учитель предлагает поработать с учебником (§ 16, учебник Дронов В.П., Ром В.Я. 9 класс) и найти ответы. При этом дети самостоятельно читают текст, делая на полях пометки карандашом.

V – знал раньше, информация подтвердилась;

Это новое для меня;

Это меня удивило.

2.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит нескольких учеников озвучить свои записи.

Дети записывают в своих тетрадях термин «технополис».

3.Работа с картами учебника, атласа. Учитель предлагает отметить на контурной карте географию научных центров, технополисов России.

Стадия Рефлексия

1.Работа в группах . Учитель предлагает в течение 2 минут ответить в группе на вопрос, выбрать отвечающего.

1 группа. Из каких секторов состоит научный комплекс.

Нарисуйте схему на доске.

2 группа. Какие изменения произошли в научном комплексе

За годы реформ в России.

3 группа. Что такое «технополис»? Какое значение они будут иметь

При переходе России в постиндустриальное общество.

Группы озвучивают свой вопрос и ответ, при необходимости дополняют.

Учитель предлагает дома составить план изучения МОК, который бы подошел для всех остальных комплексов, которые будут изучаться дальше. И предлагает дополнительное задание повышенного уровня сложности: приготовить сообщение на 5 минут «Закрытый город, город-призрак России».

Тема:

Цели:


  1. Знать понятия: «кооперирование», «специализация», «географическое разделение труда», «машиностроительный комплекс».

  2. Уметь обобщать, выделять главное, работать с различными источниками информации.

  3. Развивать навыки формирования терминов, аккуратного оформления контурных карт и тетрадей.

  4. Воспитать уважительное отношение друг к другу

План

Изучение новой темы

Стадия Вызов

Изучение любого МОК можно выразить в плане. Что же важно знать о каждом МОК, и для чего это нужно?

1.Учитель предлагает обсудить в группах планы МОК, составленные детьми дома. Затем каждая группа представляет свой план. Учитель корректируя, записывает на доске.

Стадия Содержание

1.Учитель предлагает детям просмотреть на компьютере диск «География России. Хозяйство и регионы», тема « Машиностроительный комплекс России» и при помощи плана, учебника и просмотренных материалов составить кластер.

Затем одна из групп рисует свой кластер на доске, другие группы при необходимости дополняют.

Стадия Рефлексия

1.Учитель приводит примеры специализации и предлагает учащимся при помощи общепринятой схемы, памятки, просмотренного фильма составить определение понятия «специализация» (учебники закрыты).

Учитель говорит, что специализация и кооперирование, составные части географического разделения труда. Что же такое, географическое разделение труда? Попробуйте составить его определение.

Затем дети зачитывают свои определения.

2.Учитель предлагает при помощи атласа обозначить на контурной карте крупнейшие центры машиностроительного комплекса, данные им на листочках каждой группе.

Итог урока и домашнее задание

Общее. Найти в учебнике и других источниках информации определение понятий изученных на уроке и записать в словарь наиболее точное.

Для I уровня . Составить домино по изучению МОК терминами.

Для II уровня . На рис. 34 «Состав и связи машиностроительного комплекса», а так же текста учебника, найти примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса.

Тема: «Машиностроительный комплекс»

Практическая работа: «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Цели:


  1. Формировать понятия предыдущего урока.

  2. Уметь анализировать таблицы, карты, рисунки, делать выводы.

  3. Развивать умение составлять картосхемы.

Комбинированный урок

1.Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает в группах обсудить написанные в словарях учеников определения, выбрать лучшие. Далее группы озвучивают свои определения.

2.Учитель предлагает одному ученику из класса перечислить выделенные им примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса, объяснить их различие. Остальные дополняют. А один из учеников, пользуясь планом, оценивает ответ и дает рецензию. (Приложение 1).

3.Учитель предлагает проанализировать рис. 34, заполнить таблицу, предложенную учителем и ответить на вопрос.

Каков принцип классификации отраслей в учебнике и в таблице данной учителем?

4.Практическая работа.

Дети при помощи таблицы 24, рис. 36 (учебника) и алгоритма работы для слабых учащихся выполняют практическую работу.

5.Учащимся, выполнившим практическую работу, предлагается:

А) Собрать домино по терминам (составленное детьми) или составить Синквейн «Машиностроение».

Итог урока и домашнее задание

Подготовиться к тестированию по темам «Научный комплекс» и «Машиностроение России». Принести и приготовиться к выступлению по ранее заданной теме «Закрытый город, город-призрак России».

Творческое задание. Составить картосхему «Специализация, факторы развития машиностроения» (при помощи таб. 25, рис. 102 в учебнике и атласе). А также изготовить образцы различных картосхем для оформления стенда в классе.

Тема: «Военно-промышленный комплекс России»

Цели:


  1. Воспитать патриотизм и любовь к Родине.

  2. Уметь ставить цели урока, анализировать, делать выводы, рассуждать, свертывать информацию в схемах, выделять главное.

  3. Знать понятия «ВПК», «конверсия».

План

1.Текущий контроль знаний по пройденным темам (10 минут).

Тест


  1. Что такое «технополис»:
а) центр, где «рождаются» новые идеи;

Б) скопление технических вузов и промышленности;

В) город с большим количеством транспорта, разнообразной техники.


  1. Установите соответствие:
1. Набережные Челны а) КамАЗ;

2. Тольятти б) ВАЗ;

3. Москва в) ГАЗ;

4. Ульяновск г) УАЗ.


  1. Установите соответствие:
Отрасль Фактор размещения

1. Производство с/х комбайнов а) трудовой;

2. Производство горно-шахтного оборудования б) сырьевой;

3. Электронное машиностроение в) научный;

4. Автомобилестроение г) потребительский.


  1. К трудоемкому машиностроению относятся:
а) приборостроение;

Б) станкостроение;

В) металлургическое.


  1. К металлургическим базам тяготеют предприятия…
а) точного машиностроения; б) тяжелого.

  1. Район благоприятный для размещения авиационного завода:
а) Норильск;

Б) Чебоксары;

В) Владивосток;

Г) Якутск.


  1. Владимир и Волгоград являются центрами:
а) судостроения;

Б) тракторостроения;

В) тяжелого машиностроения.


  1. Автомобили «Жигули» производит завод:
а) в Набережных Челнах;

Б) в Нижнем Новгороде;

В) в Тольятти.

Дополните предложения.


  1. Сочетание на одном предприятии связанных производств разных отраслей…..

  2. Производственные связи между предприятиями…..

  3. Машиностроительный комплекс это…..

Стадия Вызов

1.Россия крупнейшая военная держава мира. Она обладает наилучшими в мире разработками, оружием, военной техникой. И сегодня мы будем изучать ВПК. Давайте поставим цели урока. Что мы должны знать про ВПК, чему должны научиться.

Учитель предлагает составить кластер.

Уметь рассказать про ВПК по плану, с показом на карте центров.

Что такое

Значение

Центры

Факторы размещения

Состав

2.Учитель предлагает детям выступить с сообщением «Закрытый город, город-призрак России» и вывешивает на доску карту с отмеченными (цветной самоклеящейся бумагой) закрытыми городами.

Стадия Содержание

1.Учитель предлагает, детям прочитав текст, проанализировав карты атласа составить развернутый кластер или таблицу, отвечающие на пункты плана.

Стадия Рефлексия

1.Учитель предлагает провести дискуссию в группах в течение 7 минут по вопросам карточки, данной им.

Карточка

На проблему конверсии существует несколько точек зрения. Одни считают, что конверсия необходима для России. Огромные затраты на вооружение явились в свое время одной из причин, приведших экономику СССР к экономическому кризису. Другие считают, что следует придерживаться девиза оборонной промышленности США «Экспорт вооружения – лучше, чем конверсия».

Ответьте на вопросы


  • Каково ваше отношение к экспорту оружия в другие страны?

  • Как вы считаете, есть ли необходимость конверсии ВПК в России?

  • Столкнулся ли ваш район, в котором вы проживаете с проблемами конверсии?

  • ВПК оказывает мощное негативное влияние на окружающую среду. Как вы относитесь к проблеме утилизации отходов ядерного оружия?

Итог урока и домашнее задание

Опережающее задание: на ватмане составить кластер и по нему рассказать о своей отрасли с использованием карт и наглядных изображений с компьютерного диска по теме «ТЭК России».

1 группа. Нефтяная промышленность.

2 группа. Угольная промышленность.

3 группа. Газовая промышленность.

4 группа. Электроэнергетика.

Тема: «Топливно-энергетический комплекс»

Цели:


  1. Знать понятия «себестоимость», «единая газовая система», «энергосистема».

  2. Уметь называть и показывать по карте крупнейшие месторождения газа, угля, нефти, крупнейшие ГЭС, ТЭС, АЭС, ПЭС, геотермальные ЭС.

  3. Развивать речь, умение выступать перед аудиторией, работать с различными источниками информации.

План

Изучение новой темы

1.Целеполагание.

2.Выступление групп . Не выступающие дети срисовывают кластер с доски.

3.Работа с терминами . Запись терминов в словарь с подчеркиванием главного и второстепенного (себестоимость, энергосистема, единая газовая система).

Закрепление

1.Учитель совместно с учениками составляет схему «Отраслевой состав ТЭК и связи».

Рассказ учителя

2.Учитель рассказывает о топливно-энергетическом балансе, его необходимости, знакомит с понятием «условное топливо».

Работа с картой

3.Учитель предлагает нанести на контурную карту при помощи кластеров в тетради и карт атласа крупнейшие месторождения угля, нефти, газа, ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС, геотермальных ЭС России.

Работа в группах

4.Учитель делит класс на 3 группы и дает задание: Выделить недостатки

1 группа – ТЭС

2 группа – ГЭС

3 группа – АЭС. Затем идет обсуждение выделенных недостатков.

Тест на закрепление темы и для диагностики уровня знаний

Или тестирование по пройденным темам на компьютерах по электронным учебникам.

Самые крупные запасы угля (общегеологические) имеет бассейн:

А) Кузнецкий;

Б) Печерский;

В) Тунгусский;

Г) Донецкий.


  1. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:
а) Кузнецкий;

Б) Печерский;

В) Южно-Якутский.


  1. Самый дешевый уголь (в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне:
а) Печерский;

Б) Донецкий;

В) Канско-Ачинский.


  1. Самый дешевый способ добычи угля:
а) подземный;

Б) открытый;

В) фонтанный;

Г) насосный.


  1. Только подземным способом уголь добывают в бассейне:
а) Кузнецком;

Б) Печерском;

В) Канско-Ачинском.


  1. 70% нефти страна добывает в …(Западно-Сибирской базе или в Среднем Приобье).

  2. Самый дешевый способ добычи нефти … (фонтанный).

  3. 91% газа добывается в … (Западной Сибири, или в Приобье).

  4. НПЗ расположены в районах потребления продуктов ее переработки или в районах добычи нефти? (В районах потребления продуктов ее переработки. Это удобнее и экономичнее).

  5. Крупнейшие газопроводы идут от… (Уренгоя и Оренбурга).

  6. По добыче газа Россия занимает… (1 место).

  7. Ведущие предприятия газовой промышленности… (АО «Газпром»).

  8. По запасам нефти Россия занимает… (2 место в мире).

  9. Бурые угли добывают в бассейне:
а) Донецком;

Б) Канско-Ачинском;

В) Кузнецком


  1. Добыча угля в 90-х годах…
а) возросла;

Б) упала.


  1. Уголь этого бассейна идет на экспорт в основном в Японию.
а) Тунгусского;

Б) Южно-Якутского;

В) Канско-Ачинского.

Критерии оценки

Ошибок 0-1 – оценка «5»

Ошибок 2-4 – оценка «4»

Ошибок 5-8 – оценка «3»

9 и более ошибок – оценка «2»

Для сильных учащихся, которые тест выполнят быстрее других, предлагается дополнительный материал:

«Энергия ветра» (стр. 99).

«Солнечная энергия» (стр. 100).

Учитель проверяет у них тест, ставит оценки. Или учитель выставляет оценки поставленные компьютором.

После выполнения теста дети обмениваются тетрадями в парах и по открытым на доске ответам и критериям оценки проверяют и оценивают тесты.

Итог урока и домашнее задание

Составить географическое лото:

1 вариант – «Термины и понятия изученных тем».

2 вариант – «География важнейших центров изученных МОК».

Последние материалы сайта