Поздравляю с днем ольги 24 июля. День святой Ольги: история праздника, традиции и поздравления

26.05.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Киевская правительница Ольга, первая из принявших крещение русских князей, почитается в православном мире как заступница и распространительница православной веры на Руси.

24 июля церковь вспоминает святую княгиню Ольгу, жену великого князя Игоря и мудрую правительницу, ратовавшую за благополучие своего народа. После смерти мужа она взяла бразды правления и воспитала будущего князя Святослава. В истории Ольга прослыла мудрой правительницей, которая помогла Киевской Руси встать на ноги и расширила границы своих владений не без помощи сына, часто отправляющегося в боевые походы.

История княгини Ольги

Княгиня первой приняла православие, но не отошла от мирских дел, а с еще большим рвением и Божьей помощью стала улучшать жизнь в своем княжестве. Ей была внедрена новая система сбора податей, благодаря которым произошло множество улучшений в сфере торговли. Во время княжения Ольги были укреплены многие города, проведена граница Киевской Руси, началось строительство первых зданий из камня.

В церковных документах сохранилось упоминание о принятии христианства Ольгой, которое состоялось в промежутке между 955 и 957 годами. В новой религии она получила имя Елена, под которым ее крестил патриарх Феофилакт.

После принятия новой религии Ольга вернулась в Киев и повелела начать строительство православных церквей и храмов, в которые начали приходить люди, проникшись доверием к новой религии. Современные киевляне обязаны княгине за строительство Софийского собора. Его княгиня Ольга заложила во время своего правления и посвятила памяти святой Софии. Деревянный собор претерпевал изменения и был восстановлен после пожара, когда правнук Ольги Ярослав Мудрый повелел воздвигнуть каменный храм на месте пожарища.

Святую княгиню Ольгу похоронили в 969 году согласно христианскому обряду. Причисление ее к лику святых состоялось в шестнадцатом веке, и она стала одной из шести женщин, которые удостоились чести быть канонизированными церковью.

Почитание княгини Ольги в 2018 году

Ежегодно 24 июля совершают литургию, посвященную памяти киевской княгини Ольги. Она выступает покровительницей всех христиан, а особенно тех, кто только пришел к вере и совершил таинство крещения. Наибольшее число паломников в день памяти наблюдается в Пскове, городе, который считается родиной этой святой.

Перед иконой святой Ольги молятся вдовы и матери сыновей, чьи дети служат на защите нашей страны. Просят покровительства и защиты матери всех детей, молясь за здоровье и благополучие своих чад. Молитвы святой помогают укрепиться в вере и противостоять любому злу. Равноапостольная Ольга считается покровительницей всех, кто носит такое имя, и лучшим подарком для них будет икона с ликом святой. Вознести молитвенные слова от чистого сердца в этот день может каждый:

«Святая равноапостольная Ольга, прими искренние молитвы от раба божьего (имя), смиренно стоящего перед ликом твоим. Спаси и помоги, святая, избави от печалей и бед, защити от врагов и помолись пред Господом о чадах моих. Даруй мне укрепление в вере и милость свою, дабы продолжал я прославлять Господа нашего Всемогущего и полагался на великодушие его. Аминь».

В этот день каждая мать может защитить своего ребенка от любых невзгод, вознеся Высшим Силам молитвы о защите и покровительстве. Священнослужители призывают каждого отказаться от злословия и провести день со своей семьей, прося у Господа милости. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини - устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.


Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей - «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.


Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении - Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.


После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе - сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.


Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, - пишет летописец, - и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» - купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.


Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».


Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» - на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.


Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.


Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».


Равноапостольные князь Владимир и княгиня ОльгаСделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», - повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 - 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 - 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».


Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».


В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами - началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.


Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова - славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.


Ольга равноапостольная11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии - Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».


Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».


Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад - Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.


В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», - так повествуют летописи о миссии Адальберта.


Святая ОльгаЯзыческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства - Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии - восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.


Ольга равноапостольнаяМного скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».


«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.


Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.


Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.


Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.


Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.


Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) - Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.


Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.


Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу - Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен - премудрость. Сама Пресвятая Богородица - Дом Премудрости Божией - благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве - матери городов Русских - явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси - святую равноапостольную Ольгу.


Христианское имя святой Ольги - Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

Равноапостольная княгиня Ольга вошла в историю как созидательница государственности и культуры Киевской Руси. Большая часть ее трудов была направлена на собирание воедино славянских земель. Церковь же прославляет святую Ольгу как особо потрудившуюся в деле проповеди христианства.

Память Княгини Ольги русская православная церковь отмечает 24 июля (11 июля по старому стилю).

Княгини Ольга, некогда принесшая на Русь свет христианской веры, родилась на древней Псковской земле, в селении Выбутовская весь. Точная дата ее рождения неизвестна.

Согласно «Житию», ее родители были незнатного происхождения «от языка варяжска», то есть, возможно, их родиной была Скандинавия. О детстве и юных годах будущей правительницы Руси тоже ничего не известно. Первое событие, связанное с ее жизнью, которое описывается в летописях, - это брак Ольги и князя Киевского Игоря Рюриковича. Об их встрече и начале любви сохранилось известное предание, которое, впрочем, не подтверждено документально.

Однажды князь Игорь охотился в Псковской земле. На противоположном берегу одной большой реки он увидел охотничьи угодил, однако ему не на чем было туда переправиться. В это время по реке проплывал в лодке некий юноша. Князь попросил перевезти его на другой берег. Когда они вместе плыли через реку, князь пригляделся внимательнее к гребцу и увидел, что это не юноша, а молодая девушка - юная Ольга. Игоря поразила сс красота, и он захотел познакомиться с ней поближе. Однако речи князя были столь нескромными, что девушка осекла их своим твердым намерением лучше утопиться, чем стерпеть возможное поругание. Смелость и твердость характера Ольги еще больше поразили князя, и он более не приставал к ней до самого окончания их пути. Вскоре после этого Игорь вернулся в Киев, где находился его двор, хотя из-за юности князя правил всем его дядя Олег. Через некоторое время, когда настала молодому князю пора жениться, он пожелал видеть своей невестой именно Ольгу, за которой и послал гонцов в Псковскую землю.

Время женитьбы Игоря на Ольге также нельзя назвать точно. Если верить «Повести временных лет», это произошло в 903 году. Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне странно. По мнению исследователей, наиболее вероятно, что эта дата - 903 год - возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

Следующее известное событие, связанное с княгиней Ольгой, - это ее месть племени древлян за убийство мужа. В 945 году князь Игорь отравился за полюдьем в Древлянскую землю. Однако вместо обычной нормы он потребовал двойную, что вызвало негодование людей. Древляне убили князя недалеко от города Искоростеня, когда тот с дружиной пришел за второй нормой. Именно за это убийство и отомстила княгиня Ольга, проявив себя как жесткий политик и в то же время как умелый военный начальник. Многие жители Искоростеня были убиты, другие попали в плен, а оставшиеся были обложены новой данью. Однако важно заметить, что все эти события произошли, когда Ольга была еще язычницей и поступала в соответствии е правами своей веры, где главенствовал культ силы и власти.

В то же время война с древлянами имела и важное государственное значение, так как привела к реформам в молодом русском государстве. В это время формально власть принадлежала малолетнему сыну Ольги - Святославу, однако в реальности правила именно княгиня. После событий в Искоростене она изменила систему сбора дани. Прежнее неконтролируемое полюдье было заменено строго упорядоченным сбором оброков и даней на особых княжеских погостах. Причем отныне две трети всех налогов шли именно на развитие государства, а остальное - на нужды княжеского двора.

В середине 10 века произошло событие, которое оказало влияние на всю последующую жизнь княгини: Ольга познакомилась с христианством. О причинах обращения княгини к новой вере есть различные версии. Часть исследователей считают, что выбор был сделан по личным убеждениям Ольги, которая приняла учение Христа всей своей душой и сердцем. Другие уверены, что на выбор изначально повлияли политические причины - желание объединить государство путем введения единой веры, стремление выйти на мировую арену и прочее. Однако в чем сходятся все - принятие княгиней Ольгой христианства было шагом осознанным и добровольным.

Крестилась Ольга в столице Византии - Константинополе, предположительно в 957 году, в правление императора Константина Багрянородного (905-959). В крещении она получила имя Елена. Ее назвали так в честь первой царицы-христианки, матери равноапостольного императора Константина Великого, жившего в 4 веке. Крестным отцом княгини стал сам император Константин Багрянородный. После крещения Ольга также приняла благословение константинопольского патриарха Полиевкта, который, по преданию, сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет, а тьму оставила».

Во время пребывания княгини в столице Византии у нее прошли переговоры е императором. Предположительно был заключен договор об отправке в империю русских воинов, в которых очень нуждались. Однако, несмотря на принятие христианства, собственно пребыванием в Константинополе Ольга осталась не очень довольна, так как, в частности, ей пришлось очень долго ждать аудиенции у правителя. Когда впоследствии в Киев приехали послы из Византии, она встретила их не очень радушно. После возвращения на Русь Ольга попыталась распространить христианство среди своего народа. Она построила несколько церквей в Киеве, Пскове и ряде других городов.

Пыталась она обратить в новую веру и своего сына. Однако Святослав, будучи полководцем, в дружине которого были в основном язычники, не принял христианства. Он боялся, что над ним станут смеяться его собственные воины. Впрочем, другим принимать новую веру он не запрещал. В любом случае, миссионерские труды княгини не прошли даром. В Киеве и других русских городах христиан постепенно становилось все больше и больше, появлялись они и при княжеском дворе. Во многом будущий выбор князя Владимира, крестившего Русь менее чем через полвека после этого, был определен и предрешен влиянием его бабушки, княгини Ольги.

В 969 году княгиня вместе с киевлянами выдержала нашествие печенегов. В этот момент в городе не было Святослава е дружиной, однако благодаря помощи небольшого русского войска воеводы Претича, которое в тот момент оказалось поблизости, нашествие степняков удалось отбить. К тому моменту Ольга уже сильно болела. Почувствовав, что приближается ее кончина, она причастилась Христовых Таин и стала молиться Спасителю и Божией Матери. 11 июля 969 года княгиня умерла. Похоронена она была, как и завещала, по христианскому обряду.

В 1007 году сс внук, князь Владимир, перенес мощи княгини в киевскую церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную). Княгиня стала почитаться как святая почти сразу же, однако сс официальная канонизация произошла позднее. В 1547 году святая Ольга была причислена клику равпоапостольных за те труды в распространении веры, что она совершила.

Икона Святой Равноапостольной Княгине Ольге

Молитва Равноапостальной Княгине Ольге

«О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердпго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, вуо еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же во путях спасения и истины, нецклоннаго исполнения заповедей Божиих и усавов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворенияе воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».

Вторая молитва Княгине Ольге

«О, святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставит я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия вразуми, испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Третья молитва Святой Княгине Ольге

«О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

В 903 году она стала супругой Киевского князя Игоря. После убийства Игоря восставшим племенем древлян в 945 году, Ольга берет на себя руководство державой при трехлетнем сыне Святославе. Княгиня Ольга вошла в историю как созидательница государственной и культурной жизни в Киевской Руси.

В 954 году святая Ольга посетила Царьград, где ее с почетом принял император Константин VII Багрянородный. Она была поражена величием и красотой храмов древнего Константинополя. Вскоре она приняла таинство крещения, которое над ней совершил патриарх Феофилакт, а восприемником был сам император.

По возвращении на Русь Ольга начинает строить первые храмы. Святая равноапостольная княгиня Ольга преставилась в 969 году. Со временем ее останки были перенесены святым равноапостольным князем Владимиром в Десятинную церковь в Киеве.

В саркофаге, в котором находились мощи святой княгини Ольги, было оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице с верой – оно само собой открывалось и было видно тело блаженной княгини, которое светилось подобно солнцу. Многие люди получали исцеления от различных болезней. Мощи были скрыты под спудом, то есть, под развалинами храма после нашествия татар на Киев в 1240 году.

Согласно преданию, они были вновь открыты святителем Петром Могилой в XVII веке, но уже к XVIII веку были окончательно утеряны. Княгиню Ольгу почитают как покровительницу вдов, а также новообращенных в вере.

Тропарь

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Реклама

24 июля Ольги и Елены отмечают именины. Стоит отметить, что у них одна и та же покровительница – святая равноапостольная княгиня Ольга, которая во время крещения приняла имя Елена. Все дело в том, что в те времена имени Ольга в православии не было.

Значение имени Ольга:«Святая», «великая» (скандинавское). Ольга растет ранимым и скромным ребенком. Но, несмотря на это, она имеет особое качество, которое помогает ей добиваться своего – ее упрямство. В школе Ольга делает явные успехи. Взрослея, Ольга превращается в серьезную девушку с цепким характером. Такой человек всегда знает, чего он хочет и всеми силами стремится этого достичь. Иногда она может завышать свои требования к окружающему миру, что мешает ей построить гармоничные отношения.

Ольга всегда соревнуется с другими людьми, пытаясь доказать, что она ни в чем им не уступает. Она любит хвалить собственную персону, и любит когда это делают другие. По своей натуре, Ольга - домашний человек, большую часть времени любит проводить в тихой домашней обстановке. Но, несмотря на это, Ольга не отказывается от походов в гости или на увеселительные мероприятия с друзьями. Ольга очень любит принимать гостей, но не очень хорошая хозяйка. Очень любит своих детей, для которых становится настоящим другом.

Олечка, с Днем ангела тебя!

С праздником сегодня поздравляю,

Ведь про именины забывать нельзя,

Я же от себя тебе желаю:

Чистого неба и солнечных дней,

Добрых и верных подруг и друзей,

В доме – достатка, уюта всегда,

Пусть в двери его не стучится беда.

Здоровья, успеха, улыбки в глазах,

Веры, надежды, удачи в делах,

В семье – пониманья, тепла и любви.

Пусть юности пламя не гаснет в крови

У Олечки сегодня именины,

А это значит – будем поздравлять,

Любви и счастья вечные картины

Пускай судьба научит рисовать.

А я тебе желаю море смеха,

Вагон любви и счастья океан,

Во всех делах удачи и успеха,

Чтоб гибок был всегда твой стройный стан.

Священный день в июле есть:

У нашей Ольги именины.

Поздравить - веская причина

Устоить праздник в ее честь!

Надарим Оленьке подарков,

Немало добрых скажем слов

И важных жизненных основ

Ей пожелаем, чтоб жить ярко:

С людьми достойными дружить,

Любить самой и быть любимой,

И нужной разным людям быть.

Ах, Ольга, светлая душа!

Тебя готовы поздравлять

Весь день, веселья не унять -

Ведь ты так чудно хороша!

Ангел, Ольгин покровитель,

Прилетел в ее обитель.

Заглянул в ее глаза.

Ей всю правду рассказал.

Ольга - яркая натура:

Ум и внешняя фактура.

Жаждет почестей и власти.

Напролом стремится к счастью.

Никому не поддается.

Много ей удается.

Оленька, люби людей!

Процветай и молодей!

Священный день в июле есть:

У нашей Ольги именины.

Поздравить - веская причина

Устоить праздник в ее честь!

Надарим Оленьке подарков,

Немало добрых скажем слов

И важных жизненных основ

Ей пожелаем, чтоб жить ярко:

Людьми достойными дружить,

Любить самой и быть любимой,

Быть от невзгод всегда хранимой

И нужной разным людям быть.

Ах, Ольга, светлая душа!

Тебя готовы поздравлять

Весь день, веселья не унять -

Ведь ты так чудно хороша!

Ольга - имя вольготное.

Непокорна, как Русь.

В нем и радость полета,

В нем и сила, и грусть.

Имя, взятое в Волге

И у волглой травы,

У дороженьки долгой,

И тугой тетивы.

Значение имени Елена: «факел» (древнегреч.). Даже в повседневном поведении Елены внимательный человек может уловить некоторую напряженность. Нелегко Елене, так как подвержена внезапным сменам настроения, которое руководит ею и в быту и в труде. Сочетание взбалмошности с обязательностью, сильно развитое чувство ответственности и категоричность буквально терзают Лену..

Это, как правило, отличный работник -быть иной ей не позволяет чувство гордости, стало известно readweb.org. В общении с Еленой никогда не следует забывать, что, какова бы ни была ее маска в сиюминутном настроении, за ней всегда скрывается ранимая и тонко чувствующая душа.

Скучать не будете с Еленой,

Она развеселить умеет;

Кто хоть разок с ней пообщается,

Тот её другом стать успеет.

Способна вас попять и выслушать

Весьма отзывчива, радушна,

Гостеприимна и хозяйственна,

К чужим успехам добродушна.

Доброжелательна Елена и любезна.

Полна сочуствия, вас выслушать готова;

Она отзывчива, надёжна и прелестна,

С ней пообщавшись, захотите встречи снова;

Успеху друга своей радости не скроет,

Его поддержит добрым словом откровенно,

Чужую тайну никогда не приоткроет;

В любой работе обстоятельна, примерна.

Пусть у Елены будет радость и везенье.

Уютный дом, в котором счастье и достаток;

Пусть каждый день её проходит с настроеньем

и от любви он непременно станет сладок!

Последние материалы сайта