План холодной войны. Зачем госсекретарь США Маршалл хотел помочь Европе после Второй мировой? Холодная война: план Аллена Даллеса

24.01.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Методическая разработка урока по теме: «Холодная война»

Подготовила: Короткова Ирина Викторовна,

учитель истории и обществознания, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск Республики Мордовия

«Все должно быть изложено так просто, как только возможно,

но не проще».

А. Эйнштейн

Организацию работы над технологией создания и использования опорных планов-конспектов рассмотрим на примере темы «Холодная война» по истории в 9 классе.

Рассмотрим применение метода проекта на уроке истории по теме «Холодная война» в 9 классе. Исторические события, приведшие к «холодной войне» изучаются на протяжении ряда уроков, объем информации достаточно велик, поэтому, когда ученики начинают изучать данную тему, то им приходится возвращаться к пройденному ранее материалу. Это вызывает трудности и проблемы у ряда учащихся. Считаю, что целесообразнее будет составить опорный план-конспект, который систематизирует материал.

Цели и задачи урока:

    выяснить сущность термина «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

    в ходе работы над созданием образа «холодной войны» сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

    способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений;

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

План урока:

    Оргмомент. Создание благоприятной атмосферы общения.

    Актуализация знаний.

    Мотивационно-целевой этап.

    Организационно-деятельностный этап.

    1. Вступительное слово учителя.

      Причины начала «холодной войны».

      Циклы послевоенной мировой политики.

      Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.

      Итоги «холодной войны».

    Рефлексивно-оценочный этап.

    Домашнее задание.

На предыдущих уроках рассматривались события, связанные с «Холодной войной», а теперь их нужно их систематизировать и отразить в опорном плане-конспекте.

В процессе урока учащиеся составляют опорный план-конспект, делают выводы, где отвечают на поставленные вопросы.

Класс делится на группы:

1 группа - систематизирует даты по теме.

2 группа - систематизирует термины и понятия по теме.

3 группа - отвечает на проблемные вопросы:

например:

Почему «Холодная война» получила такое название?

Назовите причины «Холодной войны » (не менее 3 положений)

Назовите последствия «Холодной войны » (не менее 3 положений)

Сформулируйте отрицательные и положительные последствия «холодной войны». (не менее 3 положений)

Когда, по вашему мнению, закончилась «Холодная война» ?

Неизбежна ли была холодная война. Можно ли было ее избежать?

4 группа - эксперты.

Учитель - координатор

Деление класса на группы позволяет дифференцировать обучение.

Материалы к уроку:

После окончания Второй мировой войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

После окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения. Главные противоречия были между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Оба государства стали формировать военные блоки (союзы), которые в случае войны выступили бы на их стороне. Противостояние между СССР и США, а также их союзниками получило название холодной войны. Несмотря на то что боевых действия не велись, оба государства находились в состоянии почти непрерывной конфронтации (вражды) с конца 1940-х до середины 1970-х гг., постоянно наращивая свой военный потенциал.

Начало холодной войны принято отсчитывать от 1946 года, когда английский премьер министр Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь в американском городе Фултоне, в которой Советский Союз был назван главным врагом западных стран. Между СССР и западным миром опустился «железный занавес». В 1949 году был создан военный Североатлантический союз (НАТО). В блок НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Западная Германия, Канада, Италия и другие западные страны. В 1955 году Советский Союз основал организацию Варшавского договора. Кроме СССР, в нее вступили восточноевропейские страны, входившие в социалистический лагерь.

Одним из символов холодной войны стала расколотая надвое Германия. Граница между двумя лагерями (западным и социалистическим) проходила прямо по городу Берлину, и не символическая, а самая настоящая - в 1961 году город был разделен на две части Берлинской стеной.

Несколько раз за время холодной войны СССР и США находились на грани войны. Самым острым моментом в этом противостоянии был Карибский кризис (1962 год). Советский Союз разместил свои ракеты на острове Кубе, ближайшем южном соседе США. В ответ Соединенные Штаты начали подготовку вторжения на Кубу, где уже находились советские военные базы и советники.

Лишь личные переговоры президента США Дж. Кеннеди и руководителя СССР Н.С. Хрущева предотвратили катастрофу. Наличие у США и Советского Союза атомного оружия сдерживало правительства этих стран от начала настоящей «горячей» войны. В 1970-е годы начался процесс политики разрядки. СССР и США подписали очень важные договоры о нераспространении ядерного оружия, но напряженность между двумя странами сохранялась.

В 1979 году советское правительство ввело войска на территорию Афганистана.

Гонка вооружений поглощала огромные ресурсы обоих блоков. К началу 1980-х годов Советский Союз стал сильно проигрывать в соревновании двух систем. Социалистический лагерь все больше отставал от передовых капиталистических стран Запада.

Отрицательные последствия:

    Раскол мира на 2 системы.

    Создание военных блоков.

Положительные стороны:

(Группы делают выводы).

Выводы: так короткий период сотрудничества СССР и США завершился переходом к их соперничеству - к «холодной войне». Она расколола мир на 2 системы, усилила милитаризм, гонка вооружения достигла невиданного уровня, прошлась по судьбам народов. Люди привыкли смотреть на внешний мир как на источник опасности.

Результатом работы учеников предполагается должен стать следующий опорный план-конспект:

Планируемые результаты: Опорный план-конспект «Холодная война»

«Холодная война» - это

1. враждебно-агрессивная политика держав по отношению друг к другу:

2. глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация в период 1946–1991 гг. между СССР и союзниками - с одной стороны, и США и их союзниками - с другой;

3. мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения между ними.

Причины «холодной войны»

1. возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США;

2. неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической;

3. Запад опасался усиления СССР;

4. отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров;

5. после окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения.

Отрицательные последствия:

    Раскол мира на 2 системы.

    Создание военных блоков.

    Гонка вооружения. Подорвала экономику СССР и снизила конкурентоспособность американской экономики.

    Региональные конфликты. Страны «третьего мира» вовлечены были в арену региональных и локальных конфликтов.

    Раскол Германии на 2 государства.

    Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР: поиск образа врага, нарушение гражданских прав и свобод. «Железный занавес» в СССР.

    «Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем.

Положительные стороны:

    В странах Запада были проведены социальные реформы с целью создания «государства благоденствия»- как барьер против проникновения идей коммунизма.

    Невиданные научные открытия. Стимулировала развитие ядерной физики, космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов.

    Соперничество двух сверхдержав благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

    Облегчила народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость.

п.п

Дата

Событие

Речь бывшего премьер-министра Черчилля в городе Фултоне

1946 – 1991 гг.

Холодная война

План Маршалла

Доктрина Трумэна

Распад Германии на ФРГ и ГДР

Разрыв отношений СССР с Югославией

Создание НАТО

Создание ядерного оружия в СССР

1953 – 1964 гг.

Годы правления Хрущева Н.С.

Водородная бомба в СССР

Организация Варшавского договора

Ввод советских войск в Венгрию

Берлинская стена

Карибский кризис

Подписание Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

1964 – 1982 гг.

Годы правления Брежнева Л.И.

Ввод советских войск в Чехословакию

«Доктрина Брежнева»

Договор ОСВ-1

Хельсинское соглашение

Договор ОСВ-2

1979 – 1989 гг.

Война в Афганистане

Вывод: «Холодная война» была результатом Второй Мировой войны, после которой остались 2 сверхдержавы, конфликт между ними был неизбежен.

Словарь: «Холодная война», «железный занавес», биполярная система, НАТО, ОВД, ОСВ-1, ОСВ-2, «Доктрина Брежнева», разрядка

Опорный план конспект по теме «Холодная война» может быть представлен не только в Microsoft Office Word, но и в JPEG-рисунок (.jpg), что позволяет уменьшить или увеличить его размер, удобнее вклеить в тетрадь, уместить на одной странице и т.д.

И в заключение следует отметить, что любой метод, технология проведения уроков признаются прогрессивными, если они дают оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.

Вместе с тем, следует сказать, что структура современного урока истории не может быть аморфной, безликой, случайной. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения.

Холодная война

Холодная война - это военное, политическое, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США и их сторонниками. Она стала следствием противоречий между двумя государственными системами: капиталистической и социалистической.

Холодная война сопровождалась усилением гонки вооружений, наличием ядерного оружия, что могло привести к третьей мировой войне.

Термин впервые был употреблён писателем Джорджем Оруэллом 19 октября 1945 года в статье « Ты и атомная бомба».

Период:

1946-1989

Причины холодной войны

Политические

    Неразрешимое идеологическое противоречие между двумя системами, моделями общества.

    Опасение Запада и США усиления роли СССР.

Экономические

    Борьба за ресурсы и рынки сбыта продукции

    Ослабление экономической и военной мощи противника

Идеологические

    Тотальная, непримиримая борьба двух идеологий

    Стремление огородить население своих стран с образом жизни в странах противника

Цели сторон

    Закрепить сферы влияния, достигнутые в ходе Второй мировой войны.

    Поставить противника в невыгодные политические, экономические и идеологические условия

    Цель СССР : полная и окончательная победа социализма в мировом масштабе

    Цель США: сдерживание социализма, противостояние революционному движению, в будущем – «выбросить социализм на свалку истории». СССР рассматривался как «империя зла».

Вывод: ни одна сторона не была правой, каждая стремилась к мировому господству.

Силы сторон не были равными. СССР вынес на плечах все тяготы войны, а США получил от неё огромную прибыль. Лишь к середине 1970-х годов был достигнут паритет.

Средства холодной войны:

    Гонка вооружений

    Блоковая конфронтация

    Дестабилизация военного и экономического положения противника

    Психологическая война

    Идейное противоборство

    Вмешательство во внутреннюю политику

    Активная деятельность разведки

    Сбор компроматов на политических лидеров и др.

Основные периоды и события

    5 марта, 1946- речь У.Черчилля в Фултоне (США) – начало «холодной войны», в которой была провозглашена идея создания союза для борьбы с коммунизмом. Речь премьер-министра Великобритании в присутствии нового американского президента Трумэна Г.имела две цели:

    Подготовить западную общественность к последующему разрыву между странами победительницами.

    Буквально вытравить из сознания людей чувство благодарности к СССР, которое появилось после победы над фашизмом.

    США поставили пред собой цель: достичь экономического и военного превосходства над СССР

    1947 – «доктрина Трумэна ». Её суть: сдерживание распространения экспансии СССР путём создания зависимых от США региональных военных блоков.

    1947- план Маршалла – программа помощи Европе после Второй мировой войны

    1948-1953 - советско-югославский конфликт по вопросу о путях построения социализма в Югославии.

    Раскол мир на два лагеря: сторонников СССР и сторонников США.

    1949 - раскол Германии на капиталистическую ФРГ, столица - Бонн и советскую ГДР, столица - Берлин.(До этого две зоны назвались Бизония)

    1949 – создание НАТО (Северо- Атлантический военно-политический альянс)

    1949 – создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи)

    1949- успешное испытание атомной бомбы в СССР .

    1950 -1953 – война в Корее . США участвовали в ней непосредственно, а СССР – завуалировано, направляя в Корею военных специалистов.

Цель США : предотвратить советское влияние на Дальнем Востоке. Итог : разделение страны на КНДР (Корейскую Народно-Демократическую Республику(столица Пхеньян), установила тесные контакты с СССР, + на Южнокорейское государство (Сеул) -зона американского влияния.

2 период: 1955-1962 (похолодание в отношениях между странами, нарастание противоречий в мировой социалистической системе)

    В данный период мир стоял на грани ядерной катастрофы.

    Антикоммунистические выступления в Венгрии, Польше, события в ГДР, Суэцкий кризис

    1955- создание ОВД- Организации Варшавского договора.

    1955- Женевская конференция глав правительств стран- победительниц.

    1957- разработка и успешное испытание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты, что усилило напряжённость в мире.

    4 октября 1957- открылась космическая эра . Запуск первого искусственного спутника земли в СССР.

    1959- победа революции на Кубе (Фидель Кастро).Куба стала одним из самых надёжных партнёров СССР.

    1961- обострение отношений с Китаем.

    1962 – Карибский кризис . Урегулирован Хрущёвым Н.С. И Д. Кеннеди

    Подписание ряда соглашений о нераспространении ядерного оружия.

    Гонка вооружений, которая значительно ослабила экономику стран.

    1962- осложнение отношений с Албанией

    1963-СССР, Великобритания и США подписали первый договор о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

    1968- осложнение отношений с Чехословакией («Пражская весна»).

    Недовольство советской политикой в Венгрии, Польше, ГДР.

    1964-1973- война США во Вьетнаме . СССР оказывал Вьетнаму военную и материальную помощь.

3 период: 1970-1984- полоса разрядки напряжённости

    1970-е годы – СССР предпринимал ряд попыток к усилению «разрядки» международной напряжённости, сокращению вооружений.

    Подписан ряд соглашений об ограничении стратегического вооружения. Так в 1970- договор между ФРГ (В.Бранд) и СССР (Брежнев Л.И.), по которому стороны обязались решать все свои споры исключительно мирным путём.

    Май 1972- приезд в Москву президента Америки Р.Никсона. Подписан договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и ОСВ-1- Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.

    Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении.

    1975- высшая точка разрядки, подписание в августе в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Декларации принципов взаимоотношений между государствами . Подписало 33 государства, в том числе СССР, США, Канада.

    Суверенное равенство, уважение

    Неприменение силы и угрозы силой

    Нерушимость границ

    Территориальная целостность

    Невмешательство во внутренние дела

    Мирное урегулирование споров

    Уважение прав и свобод человека

    Равноправие, право народов распоряжаться своей судьбой

    Сотрудничество между государствами

    Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

    1975 - совместная космическая программа « Союз-Апполон».

    1979- Договор об ограничении наступательных вооружений – ОСВ-2 (Брежнев Л.И. и Картер Д.)

Каковы же эти принципы?

4 период: 1979-1987 - осложнение международной обстановки

    СССР стал воистину великой державой, с которой необходимо было считаться. Разрядка напряжённости носила взаимовыгодный характер.

    Обострение отношений с США в связи с вводом СССР войск в Афганистан в 1979(война длилась с декабря 1979 по февраль 1989).Цель СССР - защитить границы в Средней Азии против проникновения исламского фундаментализма. В итоге - США не ратифицировали ОСВ-2.

    С 1981 году новый президент Рейган Р. развернул программ СОИ – Стратегических оборонных инициатив.

    1983- США размещают баллистические ракеты в Италии, Англии, ФРГ, Бельгии, Дании.

    Разрабатываются системы противокосмической обороны.

    СССР выходит из женевских переговоров.

5 период: 1985-1991 - заключительный этап, смягчение напряжённости.

    Придя к власти в 1985 году, Горбачёв М.С. проводит политику «нового политического мышления».

    Переговоры: 1985- в Женеве, 1986- в Рейкьявике, 1987-в Вашингтоне. Признание существующего миропорядка, расширение экономических связей стран, несмотря на разную идеологию.

    Декабрь 1989- Горбачёв М.С. и Буш на саммите на острове Мальта объявили об окончании «холодной войны». Конец её был вызван экономической слабостью СССР, его неспособностью больше поддерживать гонку вооружений. Кроме того, установились просоветские режимы в странах Восточной Европы, СССР потерял поддержку и в их лице.

    1990- воссоединение Германии. Оно стало своеобразной победой Запада в холодной войне. Падение берлинской стены (существовала с 13 августа 1961 по 9 ноября 1989)

    25 декабря 1991- президент Д.Буш объявил об окончании холодной войны и поздравил соотечественников с победой в ней.

Итоги

    Формирование однополярного мира, в которой лидирующее положение стали занимать США - сверхдержава.

    США и их союзники одержали победу над социалистическим лагерем.

    Начало вестернизации России

    Крах советской экономики, падение её авторитета на международном рынке

    Эмиграция на Запад граждан России, слишком привлекательным казался им образ его жизни.

    Распад СССР и начало образования новой России.

Термины

Паритет – первенство стороны в чём – либо.

Конфронтация – противоборство, столкновение двух социальных систем (людей, групп и пр.).

Ратификация – придание документу юридической силы, принятие его.

Вестернизация – заимствование западноевропейского или американского образа жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


Тема 1. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

ПЛАН

I. Коренные изменения в мире после Второй Мировой войны. Великие державы и проблемы послевоенного мироустройства.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы результаты Второй Мировой войны?

Некоторые точки зрения:

а) Окончание Второй Мировой войны привело к преобладающей позиции Советского Союза в мире.

б) Вторая Мировая война привела к лидерству США в послевоенном мире.

в) Вторая Мировая окончилась паритетом социалистической и капиталистической систем.

2. Было ли неизбежно столкновение двух систем?

Некоторые точки зрения:

а) Две системы всегда были настроены непримиримо и бескомпромиссно друг к другу.

б) Создание антигитлеровской коалиции привело к взаимовыгодному сосуществованию двух систем , которое могло быть продолжено в послевоенном мире.

в) Социалистическая и капиталистическая системы могли находить компромиссы, но перестраховывались, готовясь к военным действиям.
II. Сущность, причины и начало «холодной войны».

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «холодная война»?

Некоторые точки зрения:

а) «холодная война» - военно-политическая конфронтация.

б) «холодная война» - культурно-идеологическое соперничество.

в) «холодная война» - экономическое соперничество.

2. Кто развязал «холодную войну» и когда она началась?

Некоторые точки зрения:

а) «Холодную войну» развязал СССР.

б) В начале «холодной войны» виноваты США.

в) Обе системы внесли одинаковый вклад в начало «холодной войны».
III. Этапы «холодной войны». Ухудшение советско-американских отношений в конце 1970-х – первой половине 80 - х годов

Вопросы для обсуждения:

1. Какой критерий периодизации «холодной войны» наиболее объективен?

Некоторые точки зрения:

а) периодизация «холодной войны» зависит от времени нахождения у власти того или иного советского лидера.

б) периодизация «холодной войны» зависит от доктрин американской администрации.

в) периодизация «холодной войны» должна соответствовать этапам эскалации напряженности и разрядки между двумя странами.

г) периодизация «холодной войны» должна вестись согласно развитию гонки вооружений.

2. С чем связаны периоды «разрядки» в годы «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) «Разрядка» - отражение слабости одной из сторон «холодной войны».

б) «Разрядка» - проявление усталости общества от «холодной войны».

в) «Разрядка» - следствие субъективных факторов «холодной войны».
IV. Кризисы и локальные конфликты периода «холодной войны»: Берлинский кризис 1948 г., Карибский кризис 1962 г., Вьетнамская война. Советско-американские отношения в период других кризисов и локальных конфликтов

Вопросы для обсуждения:

1. Какова роль кризисов в период «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) Кризисы и локальные конфликты – наиболее горячие точки «холодной войны», способные привести к реальному столкновению.

б) Кризисы и локальные конфликты – попытки продемонстрировать силу , не имеющие целью развязывание войны.

в) Кризисы способствовали преодолению напряженности в советско-американских отношениях и вели к последующей разрядке.
V. Окончание «холодной войны»: причины и последствия. Дискуссия об окончании «холодной войны» в историографии.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто победил в «холодной войне»?

Некоторые точки зрения:

а) В «холодной войне» победили США.

б) СССР не проиграл «холодную войну», но не справился с внутренними проблемами.

в) В «холодной войне» не было победителей и проигравших.

2. Закончилась ли «холодная война»?

а) «Холодная война» закончилась с распадом СССР.

б) «Холодная война» между СССР (Россией) и США перешла в новую стадию.

в) «Холодная война» продолжается, но основные соперники поменялись.

ТЕМЫ ДЛЯ УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ

"Образ врага" в США и СССР.

ЦРУ и КГБ в холодной войне.

Создание НАТО.

«Русский вопрос» во внешнеполитических доктринах США 40–50-х гг.

Биполярная структура мира и ее исторические пределы.

Изменение оценок холодной войны в отечественной историографии и публицистике в 80-90-е гг.
ИСТОЧНИКИ

Восточная Европа в документах российских архивов. Т. 2. 1949–1953. М.–Новосибирск. 1998.

Добрынин А.Ф. Карибский кризис: свидетельство участника //Международная жизнь, 1992. #7.

Злобин Н.В. Неизвестные американские архивные, материалы о выступлении У.Черчилля 5 марта 1946 г.// ННИ. 2000. # 2. С. 156-169.

Карибский кризис: вспоминают военные//Латинская Америка. 1993. # 4. С. 25-45.

Корниенко Г.М. Новое о карибском кризисе //ННИ. 1991. # 3. С.77-84.

Первые письма с "холодной войны" (Служебная записка Дж. Кеннана и аналитический обзор Н. Новикова)// Международная жизнь. 1990. # 11. С. 138-154.

Стеганцев М.В. Архивные документы о карибском кризисе 1962 // Отечественные архивы. 1995. # 1.

Фултонская речь У. Черчилля// Источник. 1998. # 1. С. 88-102.

Холодная война. Новые подходы, новые документы. - М., 1995.

Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы.: В 3-х т. М., 1960. Т. 3. Ч. 1. С. 57–72, 408–409, 412–421, 437–439.

Хрестоматия по новейшей истории. Пособие для учителей. Ч. 2 (1945–1974). М., 1976. С. 124–125, 242–246.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.И. Карибский кризис, как это было // Открывая новые страницы... М., 1989.

Будс Р.Б. Бреттон-вудская конференция объединённых наций в 1944 г. // ННИ, 1992, №2.

Ванден Берге И. Историческое недоразумение? "Холодная война": 1917-1990. М., 1996.

Гэддис Дж.Л. Предварительные оценки послевоенного противостояния//ННИ. 1991. #3. С.56-62. Дементьев В., Олевская Е. «План Маршалла»: взгляд из сегодняшней России // Российский экономический журнал (РЭЖ), 1993, №8.

Докучаев А. Тайны операции "Анадырь": карибский кризис 1962 г. // Молодая гвардия. 1994. # 10

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки (под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2000.

Загладин Н.В. Почему завершилась "холодная война"?//Кентавр. 1992. # 1/2. С. 45-60.

Злобин Н.В. По пути усиления "холодной" войны // ВИ. 2000. # 9. С. 134-145.

Киссинджер Г. Дипломатия. М. 1997.

Корниенко Г.М. У истоков "холодной войны"//ННИ. 1990.#6.

Кочкин Н.В. Англо-советский договор 1942 г. и начало "холодной войны"// ВИ.2000.#1.С.92-101.

Марушкин Б.И. Феномен Холодной войны // ХХ в. Многообразие, противоречивость, целостность. - М., 1996.

Мартынов Б. Были ли "победители" в "холодной войне"?//Свободная мысль. 1996.#12.С.3-10.

Перкинс Б. "Холодная война" закончилась. Что дальше? // Американский ежегодник , 1994. М.: Наука, 1995. С. 162-179. Печатнов В.О. США: скрытые дебаты по “русскому вопросу” в 1945 г. // ННИ. 1997. № 1.

Ржешевский О. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 года // Новая и новейшая история.-1999. - N3.-С.98-123.

Рихтер Дж. Гендерная идеология и “холодная война” // Общественные науки и современность. (ОНС). 1999. № 1

Рощупкин В.Т. В двух шагах от ядерной катастрофы: неизвестные страницы Карибского кризиса //Латинская Америка. 1993. # 12. С.50-56.

СССР и холодная война. М.: Мосгорархив, 1995.

Филитов А.М. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. - М., 1991.

Фурсов А. Колокола истории: слово в защиту "холодной войны" // Рубежи. 1996. #7. С. 3-32.

Хорьков А.Г. Уроки "холодной войны" // Свободная мысль. 1995. # 12. С. 67-80.

Чубаръян А.О. Происхождение "холодной войны" в историографии Востока и Запада//НИИ. 1991. #З.С,63-67.

Шепова Н.Я. Карибский кризис и холодная война //"Кентавр. 1995. # 1. С. 3-8.

Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. Гл. 1 -4,7,8.

Эдельман Дж.Р, Прелюдия холодной войны:, к.истории советско-американских отношений// ВИ. 1991.#6.-С."16-25.

ЛИТЕРАТУРА ИЗ БИБЛИОТЕКИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

J.P.D.Dunbabin. The Post-Imperial Age. The Great Powers and the Wider World. Longman, L.&N.Y., 1994. J.P.D. Dunbabin The Cold War: The Great Powers and their Allies. Longman, L.&N.Y, 1994.

Michael Dockrill. The Cold war 1945 -1963. Macmillan Education ltd, L. 1993

Charles Messenger. The Century of Warfare. Worldwide Conflict from 1900 to the Present Day. Harper Collinns Publishes," 1995.
СОКРАЩЕНИЯ

ВИ-Вопросы истории

МЖ - Международная жизнь

МЭИМО-Мировая экономика и международные отношения

Конспект урока на тему «Холодная война».

Предмет: история

Учитель: Максимова Виктория Михайловна

Класс: 11

Тема урока: «Холодная война»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Вид урока: проблемный урок

Цели урока:

1) Образовательные

Раскрыть понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

Уяснить изменения положения СССР в мире в результате победы в Великой Отечественной войне; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства;

Сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

Определить виновников «холодной войны».

2) Развивающие:

Работать над развитием устной речи;

Развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал;

Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

Продолжить работу по формированию умения высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

Развивать у учащихся навыки работать в группе;

Работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания;

Продолжить развитие критического мышления у учащихся.

3) Воспитательные:

Продолжить формирование интереса к истории;

Способствовать нравственному воспитанию учащихся;

Воспитывать у учащихся толерантность, ответственность и инициативу.

Основные понятия: «холодная война», «железный занавес», план Маршалла, Коминформ, СЭВ, «доктрина Трумэна», НАТО, ОВД.

Отдельные элементы технологий:

  1. Развитие критического мышления (синквейн, «толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»).
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Групповая технология.
  4. Здоровьесберегающая технология.

План урока:

1. Орг. Момент.

2. Актуализация знаний пройденного материала.

3. Мотивационный этап.

4. Организационно-деятельностный.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы общения.

2. Актуализация знаний пройденного материала по теме «Вторая мировая война 1939-1945 гг.».

На доске представлена «Ромашка Блума» . Учащиеся выбирают лепестки и отвечают на поставленные вопросы.

Тип вопроса

Вопрос

Простой

Когда была Вторая мировая война?

Уточняющий

Правда ли, Московская, Сталинградская и Курская битвы имели решающее значение не только в ВОВ, но и во Второй мировой.

Объясняющий

Почему СССР удалось одержать победу в Великой Отечественной войне?

Творческий

Что изменилось бы, если бы Гитлеру удалось захватить Советский Союз?

Оценочный

Какое значение имел СССР в победе над фашизмом?

Практический

Ввязались ли бы в войну против Японии, оказавшись на месте Сталина?

3. Мотивационный этап.

Эпиграф урока:

Не может быть и речи о единомыслии разных наций,

но все нации должны знать друг о друге, понимать друг друга,

а те, между которыми невозможна взаимная любовь,

должны научиться по меньшей мере, терпеть друг друга.

И.В.Гете.

4. Организационно - деятельностный этап.

Вступительное слово учителя:

В 1945 г. закончилась Вторая мировая война, одна из самых страшных и кровопролитных страниц в истории всего человечества, где СССР стал победителем. Армия Советского союза была самой мощной и многочисленной, ее страшился весь мир, даже Америка. Но США обладали ядерной монополией, что ни могло не беспокоить СССР. Отношения между двумя сверхдержавами ухудшались. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.

Да, вы не ослышались, а почему же США мы называем сверхдержавой, а сами американцы причисляют себе победу во Второй мировой войне?

Между СССР и США возник новый вид соперничества за мировое господство, которое все чаще характеризовалось как «холодная война». Таким образом, мир был поделен на 2 части и получил название биполярного.

Две ваши группы получают названия СССР и США.

Тема урока Холодная война

Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением данного статуса стало участие СССР в создании ООН, 26 июня 1945 г., и его место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности. По этому поводу нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов в феврале 1946 г. заявил: «Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».

Третья группа будет представлять ООН.

Как вы думаете, какими причинами была вызвана «холодная война»?

Конфликтность в отношениях между СССР и США была вызвана: 1) идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? 2) стремлением к мировому господству и раздела мира на сферы влияния. 3) нежеланием подлинного разоружения.

Итак, перед нами встает задача - выяснить понятие «холодная война».

«Холодная война» – политическое, военное, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США.

5 марта 1946 г. Речь У. Черчилля в Фултоне. Указание на коммунистическую угрозу и призыв к сплочению против СССР. Начало «холодной войны».

В чем смысл речи Черчилля? Почему он решает, что необходим жесткий курс в отношении СССР?

Какую реакцию вызвала речь У. Черчилля у руководства СССР?

И.В Сталин в своем интервью корреспонденту газеты «Правда» прокомментировал речь Черчилля как «призыв к войне»

Предлагаю заполнить «концептуальную» (сравнительную) таблицу, чтобы рассмотреть все стороны проявления «холодной войны». Заполняется таблица совместно с учащимися, которые предварительно изучили необходимые исторические документы.

Признаки

США

СССР

Политико-идеологическое противоборство

Реакция США не заставила себя ждать.

Какое основное содержание доктрины?

12 марта 1947 - «доктрина Трумэна» - сдерживание коммунизма; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР.

Как Молотов оценивал внешнюю политику И. Сталина?

1945-1949 гг . – установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, Северной Корее, Китае

Как в СССР отреагировали на «доктрину Трумэна»

25 сентября 1947 г. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

1947 – 1956 гг. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

«Железный занавес» - образное выражение, обозначающее информационный и политический барьер, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и других социалистических стран от капиталистических стран Запада и США.

Экономическая конфронтация

(5 июня 1947 г., вступил в силу с апреля 1948 г .) План Маршалла – экономическая помощь странам Западной Европы при условии выведения коммунистов из состава правительства. СССР отказался.

1957 г. Европейское экономическое сообщество

25 января 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – экономическое объединение социалистических стран. Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия

Военно-политические союзы

4 апреля 1949 г. НАТО (Организация Североатлантического договора). США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.(сейчас 28 стран)

14 мая 1955 г. ОВД (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Восточной Европы). СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Гонка вооружений

Локальные конфликты

1949 г. раскол Германии ФРГ ГДР )

КНДР ) (просоветская)

1946-1954 гг. : Южный Вьетнам (проамериканский) и Северный Вьетнам

Как вы думаете, можно ли было избежать «холодной войны»?

Избежать «холодной войны» было нельзя, т. к. США действовали жёстко и наступательно, использовали агрессивно-обвинительную риторику против СССР, обостряя ситуацию; их беспокоил позитивный авторитет СССР и коммунистической идеологии в мире, война не оправдала их надежд на ослабление советского государства. В свою очередь, СССР не мог согласиться на отказ от своих стратегических интересов: слишком дорогой ценой за это было заплачено.

А почему противостояние между странами получило название «холодной войны», а не «горячей»?

Сейчас нам предстоит выяснить, так кто же виновен в развязывании «холодной войны»?

Учащиеся от команд США и СССР выходят и присоединяют магниты к доске определенного цвета, при этом называя факты противостояния СССР и США. Группа ООН делает вывод.

Проблема

Причины

Вывод

Кто виновен в развязывании «холодной войны»?

Идеологическая война

Экономическая конфронтация

Военные блоки

Гонка вооружений

Локальные конфликты

СССР и США виновны в развязывании «холодной войны».

Факты

«доктрина Трумэна»

План Маршалла

НАТО

1945 атомная бомба

Раскол Германии

Корейская война

Война во Вьетнаме

Доктрина А. Жданова

Комиинформ

«Железный занавес»

СЭВ

ОВД

1949 атомная бомба

Учитель приводит мнение американского ученого Дж. Геддиса на то, кто виновен в развязывании «холодной войны»:

«…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

«…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…»

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Составить синквейн «война»

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

война

холодная идеологическая

противостоит влияет догоняет

конфронтация между СССР и США

противостояние

По окончании урока учитель подводит итоги:

«Холодная война» - страшный период в мировой истории с 1945 по 1991 г. - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств в дипломатических переговорах, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

6. Домашнее задание.

Документы США.

12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн выступил с новой внешнеполитической программой. Ниже приводятся ключевые пункты этого документа.

(Извлечение)

В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы.

1. Создание американских баз в восточной части Средиземноморского бассейна с целью утверждения в этой зоне американского господства.
2. Демонстративная поддержка реакционных режимов в Греции и Турции в качестве бастионов американского империализма против новой демократии на Балканах (оказание военной и технической помощи Греции и Турции, предоставление займов).
3. Непрерывный нажим на государства новой демократии, выражающийся в фальшивых обвинениях в тоталитаризме и в стремлении к экспансии, в атаках на основы нового демократического режима, в постоянном вмешательстве во внутренние дела этих государств, в поддержке всех антигосударственных, антидемократических элементов внутри стран, в демонстративном прекращении экономических связей с этими странами, направленном на создание экономических трудностей, на задержку развития экономики этих стран, на срыв их индустриализации и т. д.

1. Почему президент США выступил с новой программой?

2. Каково основное содержание «доктрины Трумэна»?

3. Какие обвинения в адрес СССР и его союзников выдвинул президент США?

«План Маршалла».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Кэтлетт Маршала (1880–1959) изложил план восстановления экономики европейских стран, пострадавших в результате Второй мировой войны (1939–1945), а также в результате обрушившихся на континент жестоких холодов зимы 1946/47 г. Предложенный план вошел в историю под названием «план Маршалла». Согласно этому плану, Правительство Соединенных Штатов Америки намеревалось выделить до 20 миллиардов долларов на оказание экономической помощи бедствующим странам Европы при условии их согласия на скоординированные действия и выработки ими разумного плана использования выделяемых на их нужды средств. План Маршалла предусматривал оказание помощи и Западной Германии.

В своем выступлении Маршалл упомянул о готовности США включить в число бедствующих стран и Советский Союз, но Правительство СССР категорически отвергло это предложение, назвав американскую программу помощи Европе трюком, рассчитанным на закабаление европейских стран. Отказ СССР от участия в плане Маршалла облегчил прохождение соответствующего закона через Конгресс США, который в противном случае, скорее всего, его бы не утвердил. В соответствии с планом Маршалла к 1953 г. США планировали ассигновать на оказание помощи странам Европы 13 миллиардов долларов. Содействуя восстановлению европейской экономики, этот план оказался весьма прибыльным и для американской экономики. Полученные европейцами средства использовались ими прежде всего для приобретения в США необходимых товаров и оборудования, которые подлежали доставке в европейские страны исключительно на американских кораблях.

Вплоть до начала войны в Корее (1950–1953) помощь, оказываемая Соединенными Штатами Европе, не включала военную помощь. Позднее на Западе сложилось убеждение, что план Маршалла сыграл исключительно важную роль в предотвращении распространения коммунизма на европейском континенте.

Печатается по изд.: История США. Хрестоматия… С. 274–277.

Из многостороннего Договора о создании Организации Североатлантического договора (НАТО)

Создание НАТО имело колоссальное значение для сохранения баланса сил между сверхдержавами, миром «капитализма» и «социализма». Договор об атлантической солидарности, подписанный в столице Бельгии, не утратил своего значения до настоящего времени.

<...> Статья 2. Договаривающиеся Стороны будут содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, путем достижения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и путем содействия достижению условий стабильности и благосостояния. Они будут стремиться устранять конфликты и противоречия в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между всеми ими или любыми из них.

Статья 4. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон будут поставлены под угрозу.

Статья 5. Договаривающиеся Стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех них; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава ООН, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана. Обо всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых в результате него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности...
1. В чем, на ваш взгляд, значение Североатлантического договора?

2. Какие статьи свидетельствуют о его оборонительном характере?

3. Найдите на карте государства, вступившие в НАТО. Какую позицию в отношении блока занял Советский Союз?

Документы СССР.

Из воспоминаний В.М. Молотова:

В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал - Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». - «А ты потребуй!.. Понадобилась нам после войны! Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»... Аргументировать было трудно. На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу... В то же время Азербайджан претендовал - увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать - никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то нетурецкое население... И армянам хотели Арарат отдать.

Мнение современного историка:

В 1947 году было создано Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организация, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

Согласно Доктрине А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР).

Из интервью И.В. Сталина корреспонденту газеты "Правда" относительно речи У. Черчилля, 14 марта 1946 г.:

По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны <...> Возможно, что кое-где склонны предать забвению (...) колоссальные жертвы советского парода, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? <...>

Рост влияния коммунистов нельзя считать случайным. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма коммунисты оказались надежными, смелыми борцами против фашистского режима, за свободу народов(...>

Я не знаю, удастся ли г-ну Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый военный поход против "Восточной Европы ". Но если им это удастся, что мало вероятно, ибо миллионы простых людей стоят на страже дела мира, то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.

Доктрина Жданова.

" Сформировались две противоположные политические линии : на одном полюсе политика СССР и демократических стран , направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, на другом полюсе политика США и Англии , направленная на усиление империализма и удушение демократии... Таким образом, образовались два лагеря – лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидацию остатков фашизма".

О создании Совета Экономической Взаимопомощи

В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Восточной Европы (Варшавский договор)

Ответом на возникновение НАТО со стороны социалистических стран во главе с СССР явилось подписание союзного договора в столице Польши Варшаве. Это событие свидетельствовало о завершении формирования биполярной системы международных отношений после Второй мировой войны. Холодная война вступила в свою самую острую фазу.

Договаривающиеся Стороны, вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи...

Статья 1. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Статья 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств каждое государство - участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 11. Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет...
В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утрачивает свою силу со дня вступления в действие общеевропейского договора. <...>


1. Сравните договоры о создании НАТО и ОВД. Какие пункты этих документов фактически совпадают?

2. Какова аргументация создателей обоих военно-политических блоков? Почему их возникновение означало формирование биполярной системы международных отношений?

Документы ООН.

Раскол Германии.

В 1946-1947 гг. происходит объединение американской и британской, а затем и французской зон оккупации в одну и создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти. В западной зоне приняли помощь по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута. В западной зоне в 1948 г. провели сепаратную денежную реформу. С 24 июня 1948 г. до 5 мая 1949 г. установлена блокада Западного Берлина советскими войсками (в это время был создан так называемый «воздушный мост» - американские самолеты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий). 8 мая 1949 г. была принята западногерманская конституция и выборы в бундестаг.

1949 г. раскол Германии : 23 мая Федеративная Республика Германия (ФРГ ), 7 октября Германская Демократическая Республика (ГДР )

Воздушный мост спасает Западный Берлин

Советская блокада Западного Берлина, находившегося под контролем американских, британских и французских войск, привела летом 1948 г. к острому кризису в самом центре Европы.

23 июня 1948 г. телетайпы в редакциях газет Западного Берлина отстучали короткое сообщение, отправленное из Восточного сектора: «Советская военная администрация вынуждена остановить движение всего пассажирского и грузового транспорта в Берлин и из него с 6 часов из-за технических трудностей».
Этот шаг был расценен как решение русских выдворить западные державы из Берлина.

В 1945 г. по соглашению с западными державами русские войска оккупировали Берлин и до прихода американцев установили там военное управление. Англия и Франция затем также присоединились к управлению Берлином, как перед этим они присоединились к союзной контрольной администрации всей Германии, разделенной на 4 зоны. Однако Берлин находился в глубине территории Советской зоны, и Сталин не собирался делить город ни с кем.

На следующий день после объявления блокады было совершено 32 полета; самолеты доставили в Западный Берлин 80 т молока, муки и лекарств. Американские и английские летчики, отправляясь с 6 баз ВВС, приземлялись в 2 берлинских аэропортах - Гатов и Темпельхов - все дни недели, днем и ночью, делая перерыв лишь на несколько часов для сна. К середине июля Берлин получал ежедневно по 2250 т грузов.

К январю 1949 г. запасы угля в Берлине уменьшились до недельной нормы. Но когда зима отступила, город снова вздохнул. Русские начали осознавать, что продолжение блокады ничего не даст. Да и союзникам [США, Англии и Франции] не хотелось сохранять такое положение бесконечно. Обе стороны были заинтересованы в урегулировании и по истечении нескольких месяцев переговоров пришли к соглашению.

Ранним утром 12 мая 1949 г. сотни людей собрались у пропускного пункта на автодороге, ведущей в Берлин. Караван грузовиков с Запада, украшенных цветами, возглавлял автомобиль с репортерами. Проехав по территории Восточной Германии, он въехал в Берлин. Вскоре снабжение города было восстановлено, и жители, по крайней мере те, у кого были западногерманские марки, могли купить все, что нужно.

1. Почему сталинское руководство пошло на такой шаг, как блокада западных секторов Берлина?

2. Как проводилась блокада и как она преодолевалась?

3. Мог ли, на ваш взгляд, кризис вокруг Западного Берлина привести к новой мировой войне?

1950-1953 гг. Корейская война : Южная Корея (проамериканская) и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР ) (просоветская)

Наиболее крупный конфликт произошел в Корее. В южной части этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. были проведены выборы в парламент, провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле. В северной части Кореи, освобожденной советским войсками, в августе 1948 г. была создана Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, сформированное коммунистами, и правительство Южной Кореи претендовали на то, что они являются единственно законным представителем корейского народа.

Попытка объединения страны силой оружия, предпринятая КНДР в 1950 г., едва не увенчалась успехом. Однако США, воспользовавшись тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, провели через ООН резолюцию, провозглашавшую Северную Корею агрессором. Вооруженные силы США и ряда союзных им стран под флагом войск ООН высадились в Корее и заняли почти всю ее территорию.

В начавшейся войне 1950-1953 гг. экспедиционные силы США и их союзников впервые вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь корейским коммунистам; в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Командование США всерьез рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия, до заключения перемирия, приобрели позиционный характер.

1946-1954 гг. война Вьетнама за независимость : Южный Вьетнам (проамериканский) и Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ) (просоветский).

Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае. После поражения Японии Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против народов Индокитая. В 1950 г. на занятой бывшими колонизаторами территории юга Вьетнама было провозглашено формально независимое государства Вьетнам. Несмотря на помощь принявшим коммунистическую ориентацию патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции - США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего военного успеха. После нескольких поражений французских войск, наиболее серьезным из которых была капитуляция крепости Дьенбьенфу, было заключено перемирие. Вьетнам был разделен по 17 параллели на два государства - Северный и Южный Вьетнам.

Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже, Фултон (США), 5 марта 1946 г. «Мускулы мира»:

Тень пала на те поля, которые еще совсем недавно были освещены победой союзников... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов.

По тому, что я наблюдал у наших русских друзей и союзников во время войны, я убедился, что русские больше всего восхищаются силой и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН, их влияние, направленное на претворение в жизнь этих принципов, было бы огромным и никто бы не смог встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем.

1. Какие аргументы приводит У. Черчилль в пользу проведения более жесткого курса по отношению к СССР?

2. Что такое железный занавес (завеса) в его понимании?

3. Чем объясняется свертывание сотрудничества держав Антигитлеровской коалиции после окончания Второй мировой войны?

Экономическая конфронтация

Военно-политические союзы

Гонка вооружений

Локальные конфликты

Составьте синквейн

1. война

Домашнее задание.

§ 27, заполнить, подготовить по 3 тонких и толстых вопроса по изученной теме, вписать в таблицу.


  • 5. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в хiii-хv вв.
  • 6. Особенности формирования русского централизованного государства в хiv-хVвв.
  • 7. Развитие русской культуры х-хii вв.
  • 8. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе хvi в.
  • 9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (хv-хvi вв.)
  • 10. Русская культура в хiv-хvIвв.
  • 11. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней и внешней политики.
  • 12. «Смутное время»: ослабление государственных начал, Земский собор 1613г.
  • Земские соборы
  • Созыв собора
  • Кандидаты на престол
  • 13. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.
  • 14. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
  • 15. Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм» в России.
  • 16. Русская культура в хviiIв.
  • 17. Европа в хviiIв.: Европейское Просвещение и рационализм.
  • 18. Александр I: попытки реформирования российского общества.
  • 19. Европейские революции хviii-хiх вв. (Франция, Германия, Италия).
  • 20. Крестьянский вопрос в России: этапы решения. Реформы Александра II.
  • 21. Русская культура хiх вв.
  • 22. Развитие Европы в конце хiх в. Новый этап экономического развития.
  • 23. Международные конфликты и войны конца хiх-начала хх вв.
  • 24. Особенности развития российской экономики конца хiх-начала хх вв.
  • 25.Революция 1905-1907 гг. В России. Причины, основные этапы, результаты.
  • 26. Первая Мировая война: предпосылки, основные этапы, итоги.
  • 27. Революция в России в 1917 г.: от февраля к октябрю
  • 28. Социально-экономические, политические, национальные и культурные преобразования Советской власти (октябрь 1917г. - весна 1918 г.)
  • 29. Особенности международных отношений в межвоенный период (1918-1939гг.)
  • 30. Политический кризис начала 20-х гг. В Советской России. Переход от «военного коммунизма» к нэПу.
  • 31. Приход нацистов к власти в Германии (1933г.).
  • 32. Основные направления и итоги «Нового курса» ф. Рузвельта в сша. (30-е гг. Хх в.)
  • 33. «Народные фронты» в Европе в 30-е гг. Хх в.: Франция, Испания
  • 34. Советская внешняя политика в 30-е гг. Хх в. Международный кризис 1939-1941гг.
  • 35. Причины, предпосылки, периодизация Второй мировой войны. Первый этап Второй мировой войны (1939-1941гг.).
  • 22 Июня 1941 г. Фашистская Германия без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, напала на ссср.
  • 36. Нападение фашистской Германии на ссср. Великая Отечественная война советского народа: основные этапы.
  • 37. Война ссср с Японией (1945г.). Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки.
  • Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)
  • 39. Усиление конфронтации двух мировых систем. Корейская война. Революция на Кубе. Карибский кризис (1962г.).
  • 40. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве (1953-1964гг.)
  • 41. Попытки обновления социалистической системы в ссср. «Оттепель» в духовной сфере.
  • 42. Крах мировой колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. (60-е гг. Хх в.)
  • 43. Основные направления развития мировой экономики в 1945-1991гг. Создание и развитие международных финансовых структур.
  • 44. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 -1989гг. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии ссср.
  • 45. Развитие европейской экономической интеграции. Маастрихский договор: рождение Европейского Союза. (80-е -90-е гг. ХХв.).
  • 46. Россия в 90-е гг. Хх в. (политика, экономика, культура). Отношения Российской Федерации со странами снг.
  • Отношения Российской Федерации с другими странами снг
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)

    Начало холодной войны

    Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая дубина для русских парней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней решительно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на компромиссы... Я устал нянчиться с Советами», - говорил американский лидер.

    9 мая 1945 г. советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон посольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют... Они думают, что война закончилась. Она еще только начинается».

    Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую мировую державу и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 г. в меморандуме разведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть подвергнуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 г. американские генералы настаивали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до половины населения СССР и его капитуляции планиро­валось расчленить страну на зоны оккупации. Затем предполагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское руководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Великобритании (СИС), с 1949 г. был назначен на должность офицера связи с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Федеральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обшир­ные усилия западных разведок в период с 1944 по 1951 г. были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали», - признался позже один из американских разведчиков 1 .

    Подобная информация была явно не способна укрепить дружеские чувства советского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие выс­шие руководители страны понимали опасность ситуации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитическое положение СССР, восстановить разрушенное народное хозяйство и ликвидировать монополию США на обладание атомным оружием.

    В марте 1946 г. в университете американского города Фултона в присутствии президента Г. Трумэна с яркой речью выступил бывший премьер-министр Велико­британии Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «совет­ской угрозой». Выступление Черчилля длительное время считали фактическим началом холодной войны. На самом деле он лишь идеологически обосновывал и представлял общественности уже фактически проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф. Д. Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г. Трумэн занял жесткую позицию в отношении СССР. По одному из спорных во­просов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сентябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, который предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР 2 .

    История в ТЕРМИНАХ

    Холодная война. Она представляла собой глобальное противоборство двух сверх­держав - США и СССР. Основными составляющими холодной войны были:

      гонка вооружений, в первую очередь разработка и размешение новых видов оружия массового поражения, нарашивание их количества;

      противостояние военно-политических блоков;

      прямое военное противостояние в локальных войнах;

      борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов;

      «психологическая война» - подрывная пропаганда, поддержка оппозиции;

      ожесточенное противоборство разведок, специальных служб.

    Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы

    Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию:

    Создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содруже­ству;

    Поддержка угодных США правительств;

    Защита экономических интересов американских монополий.

    Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри капиталистического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успеш­но использовались советской дипломатией. Во второй половине 40-х гг. США оказали колоссальную помощь многим странам в рамках плана Маршалла. Его осуществление способствовало быстрому восстановлению экономики Западной Европы с одновременным усилением политического и экономического влияния США. Общий объем помощи составил 13,1 млрд долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмездно в виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрений. В этих условиях США получали безогово­рочную поддержку своих начинаний. Образовался военно-политический союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Турция, ФРГ, Испания. В других регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

    США были инициатором или активным участником множества военных кон­фликтов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

    В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 г. была образована Федера­тивная Республика Германия. В октябре 1949 г. на территории, занятой советскими войсками, было провозглашено образование Германской Демократической Респу­блики.

    За контроль над Берлином шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 г. Западный Берлин был об­несен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздействие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Европы возник постоянный очаг напряженности, породивший немало опасных конфликтных ситуаций. Берлинская стена просуще­ствовала до 1989 г. На территории ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

    Последние материалы сайта