Торрент как воспитать гения ласло полгар. Можно ли гарантированно вырастить из ребёнка гения

26.05.2021
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В понедельник мы получим из типографии нашу новую книгу «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!». Речь в ней идет о том, что нельзя судить о потенциале человека по показателю «талантливый/неталантливый». В общем-то, и народная мудрость говорит о том же: терпенье и труд все перетрут.

Искра таланта не разгорится без постоянной тренировки. Нет, наверное, ни одной сферы, где соперник недосягаем на том лишь основании, что у него «просто талант». И ярким доказательством тому служит описанная в книге история сестер Полгар - удивительный эксперимент, опровергающий миф о всесильности врожденных шахматных способностей и возносящий на пьедестал неустанный труд.

***
«Ласло Полгар, венгерский педагог-психолог, в 60-х годах выдвинул теорию о том, что великими становятся, а не рождаются. Проведенные им исследования убедили его в том, что всех выдающихся людей заставляли сосредоточиваться на своей сфере и работать над достижениями с юных лет, и, как ему казалось, он понял этот процесс настолько хорошо, что мог запустить его сам. Он написал книгу «Как воспитать гения» и публично объявил о поиске женщины, которая согласится выйти за него замуж, родить детей и помогать ему в осуществлении эксперимента. Как ни удивительно, такую женщину он нашел: это была венгерская учительница, жившая на Украине, по имени Клара.
Вскоре у Ласло и Клары родилась дочь Жужа, и, когда ей исполнилось четыре года, эксперимент начался. Почему Ласло решил сделать из Жужи именно чемпионку по шахматам, неясно. Некоторые видят причину в том, что прогресс в шахматах легко наблюдать и измерять с самого начала. Другие считают, что это было связано с преобладанием в шахматах мужского пола и распространенной точкой зрения о том, что женщины попросту неспособны выступать на высочайшем уровне. Поэтому шахматы оказались идеальной сферой, в которой Ласло смог бы доказать свою теорию на практике.
Ласло и Клара целиком посвящали себя обучению Жужи игре в шахматы, а когда родились еще две дочери, София и Юдит, их тоже привлекли к участию в эксперименте. Все три девочки получали домашнее образование - родители оставили работу, чтобы полностью отдавать себя обучению детей. В семейной библиотеке насчитывалось десять тысяч книг по шахматам. Гигантская для докомпьютерной эры картотека заключала в себе данные о предыдущих играх и потенциальных оппонентах. Другие предметы также хорошо давались девочкам. По настоянию венгерских властей они благополучно сдали обычные экзамены по школьным предметам. Девочки свободно говорили на нескольких языках. Но главным были шахматы - долгие часы занятий каждый день.
И вот результат: в семнадцать лет Жужа стала первой женщиной, прошедшей отборочные туры соревнования, именовавшегося тогда Чемпионатом мира среди мужчин, однако ФИДЕ не допустила ее к соревнованиям.

Когда Жуже было девятнадцать, Софии четырнадцать, а Юдит двенадцать, они выступали командой на женских Олимпийских играх, и благодаря им Венгрия впервые выиграла у СССР; девушки стали национальными героинями. В двадцать один год Жужа стала первой женщиной-гроссмейстером (это высшее достижение в мировых шахматах). Вскоре после этого пятнадцатилетняя Юдит стала самым молодым гроссмейстером среди представителей обоих полов, побив на несколько месяцев рекорд Бобби Фишера. Она была названа шахматисткой номер один в мире и многие годы уверенно держалась в десятке лучших шахматистов мира.

История Полгар наглядно иллюстрирует принципы осознанной практики, показывая, чего сестрам удалось добиться, а чего нет. В целом, разумеется, их невероятный успех явно подтверждает предположения их отца. Не было причин полагать, что Ласло или Клара передали дочерям врожденный талант к шахматам: Ласло был игроком посредственным, а Клара вовсе не демонстрировала склонности к игре. Успех их детей, как кажется, возник лишь благодаря годам усердного труда, а именно это и представляет собой осознанную практику в чистом виде.
В то же время нужно отметить, что девушки добились неравного успеха, и ни одна из них не добралась до высшей ступени - титула чемпиона мира. Но и эти факты не противоречат принципам осознанной практики. Средняя сестра, София, не достигла высот своих сестер (хотя и занимала шестое место в мире среди женщин); все соглашались, что она была в наименьшей степени поглощена шахматами. Чемпион США по шахматам Джош Уэйтцкин говорил, что София «играла с невероятной скоростью, и ум ее был острым как игла. Но она трудилась менее усердно, чем остальные». Жужа называла Софию ленивой. Даже сама София признавалась: «Я сдавалась легче, чем Юдит. Я никогда не трудилась так, как она». Точно так же все соглашались, что Юдит, поднявшаяся выше всех, тренировалась наиболее упорно. Причина ее выдающегося успеха еще и в том, что к тому времени, как Юдит подросла, Ласло отточил свои методы разработки практики.
Что же касается того факта, что ни одна из сестер не стала чемпионом мира… Не будем размышлять о том, почему в горнем мире триумфов все происходит так, а не иначе. Скажу лишь, что, перешагнув двадцатилетний порог - возраст, в котором будущие чемпионы обычно еще борются за место наверху, - девушки решили, что жизнь - это не только шахматы. София по этому поводу однажды заметила: «Шахматы - это не слишком много для меня; это слишком мало». Они вышли замуж, родили детей, стали уделять время своим семьям и снизили накал неустанной работы над шахматами, которая ранее наполняла их жизнь.

Их истории убедили их в правоте отца. Жужа говорила: «Мой отец считает, что врожденный талант - ничто, а 99 процентов успеха обеспечивает тяжкий труд. Я с ним согласна».

***
Добавлю немного от себя. В нашей школе был мальчик-вундеркинд. Мне казалось, что с такими способностями мы очень скоро услышим о нем как о великом ученом. Ничуть не бывало. Со временем он погас. Ему слишком легко все давалось до поры до времени, и упорству в его характере попросту не нашлось места. А без упорства в какой-то момент становится невозможно развиваться.

Талант в чистом виде редко жизнеспособен. Если ваши черновики не исчерканы в поисках единственно верного слова, вряд ли вы превзойдете Пушкина. Если у вас прекрасные физические данные, но вы не хотите в жестком режиме тренироваться два раза в день, вам не видать олимпийской сборной. И не быть вам ни Моцартом, ни Прокофьевым, если вы не будете часами упражняться в музыке.

Но если вам просто нравится какое-то дело и вы готовы неустанно в нем совершенствоваться - результаты превзойдут все ожидания.

Определяя древнюю шахматную игру как феномен гуманитарной культуры человечества, заманчиво рассказать об удивительном педагогическом эксперименте, поставленном и, главное, блестяще осуществленном, венгерским учителем, выходцем из небогатой еврейской семьи Ласло Полгаром.
Три дочери этого фанатично увлеченного человека – Жужа, София и Юдит,- давно уже занесены в книгу рекордов Гиннеса, и сами стали уникальными явлениями мировой культурной жизни.
Молодой Ласло решил опровергнуть общепризнанный постулат, согласно которому, гениальность дается человеку от рождения свыше, и простым смертным изначально не дано право на самостоятельное “выращивания” гения. Можно развить способности, помочь раскрыться таланту, но попытка родить и вырастить гения, сродни мистическим опытам средневековых алхимиков по созданию искусственного человека – гомункулуса.
Далекий от мистики педагог, проштудировав биографии выдающихся персоналий человеческой истории, пришел к выводу, что их наивысшие успехи были достигнуты благодаря ежедневной целенаправленной работе для достижения высочайшей степени концентрации в одной, узкопрофессиональной сфере деятельности. Гроссмейстер Леонид Юдасин сформулировал эту мысль весьма афористично: “талантов у человека может быть много, а гениальность – одна”. Свою теорию Ласло Полгар изложил в монографии “ Как воспитать гения“, в которой доказывал, что выдающиеся люди рождаются, не так уж и редко, просто далеко не всегда их вовремя распознают и начинают готовить к особому предназначению. Много лет занимаясь проблемами образования, он пришел к неожиданным выводам:
“ В цивилизованных странах мира около 80 % всех детей в годовалом возрасте – потенциальные гении! К трем годам их количество снижается до 60%. В пятилетнем возрасте - до 50%. Это означает, что если активно заниматься с детьми с самого раннего возраста, то практически из каждого или каждого второго может выйти талант в той или иной области. С течением времени способности к самореализации, если их не развивать, увы, затухают”.
Конечно, подобные статистические выкладки были восприняты с явным скепсисом. Но будущего отца знаменитых сестер Полгар это не остановило. Он решил проверить свою теорию на практике и подошел к осуществлению замысла весьма прагматично: для того, чтобы воспитать гениев, для начала надо их хотя бы родить!
В середине 60-х годов прошлого века Ласло поместил в газетах необычное брачное объявление. Он искал жену, которая поддержит его грандиозную затею и, главное, сумеет естественным способом, разумеется не без его непосредственного участия, произвести на свет объекты предстоящего уникального эксперимента. На его призыв откликнулась юная учительница из Закарапатья – Клара Альтбергер. Потенциальные родители гениев долго приглядывались друг к другу. Свадьба состоялась лишь через шесть лет после знакомства, а первая дочка – будущая чемпионка мира Жужа появилась на свет 19 апреля 1969 года.
Богатая шахматная история знала немало вундеркиндов. Великий кубинец Хосе Рауль Капабланка, согласно бытующей легенде, самостоятельно обучился игре в возрасте четырех лет, лишь наблюдая за любительскими поединками своего отца с испанским полковником. Подлинной сенсацией начала прошлого века стали гастроли восьмилетнего мальчика Сэмюэля Решевского из польского местечка Озоркув, громившего своих опытных соперников в сеансах одновременной игры по всей Европе. Очень рано заявили о себе такие шахматные корифеи как Пол Морфи, Роберт Фишер, Гарри Каспаров. Сегодня к этому списку можно добавить и норвежскую звезду первой величины Магнуса Карлсена. Взлет этих юных дарований на шахматный Олимп произошел спонтанно, без видимого внешнего вмешательства. Единственным исключением из этого правила был, пожалуй, Гата Камский, чье движение к высшим успехам заранее планировалось и, порой, весьма оригинальным образом, подстегивалось, его отцом Рустамом.

Жуже не было и четырех лет, когда она заинтересовалась деревянными фигурками из отцовского ящичка и невольно скорректировала планы отца, мечтавшего вырастить из своей первой дочки великого математика, к чему были явные предпосылки. К тому времени Жужа уже с удовольствием складывала и вычитала большие числа. Но сказочный мир шахмат оказался притягательнее. Вскоре ребенка было уже не оторвать от шахматной доски. В чемпионате Будапешта в возрастной номинации до одиннадцати лет четырехлетняя Полгар занимает первое место, не потерпев ни одного поражения. Таким образом, профессиональное амплуа вундеркинда было определено без особенных раздумий. Отец поставил задачу сделать из своей дочки чемпионку мира.
Прежде всего, было решено отправить Жужу в детский сад при советском культурном центре. Русский язык должен был пригодиться для намеченной шахматной карьеры. В те времена практически все сильнейшие шахматисты говорили на языке доминировавшей в мире советской шахматной школы. К тому же в социалистической Венгрии, как и во всех странах, так называемой народной демократии, - русский язык был обязательным предметом во всех учебных заведениях.
Успехи маленькой Жужи росли не по дням, а по часам, и родители решили продолжить свой удивительный и счастливый эксперимент. В ноябре 1974 года у них родилась вторая дочка София, а еще почти через два года на свет появилась Юдит, уникальное дарование которой, стало не только триумфом отцовской теории, но и принесло всемирную славу своей родине – Венгрии.
Отношения с властями поначалу складывались у молодой четы Полгар непросто. Первый конфликт возник из-за решения родителей отказаться от обучения старшей дочери в общеобразовательной школе. Профессиональные педагоги взяли на себя домашнее образование дочерей. Так, к семи годам Жужа изучила математику в пределах программы младшей школы, а читать и писать могла уже на нескольких языках, и для нее посещение первых классов стало бы потерей, столь бесценного для познания шахмат, времени. Неоднократные просьбы на обучение экстерном с ежегодной сдачей экзаменов чиновниками от образования были отвергнуты. Более того, однажды в дом Полгаров явились представители органов безопасности с тем, ” чтобы спасти девочек от сумасшедшего отца”. Регламент жизни у сестер Полгар был действительно суров: Шахматы – минимум 4 часа в день. ”Контроль времени” на иностранные языки постепенно увеличивался от одного до трех часов в день. Причем первый год – эсперанто, второй – английский, а далее – по выбору.
Cтоит отметить, что старшая из сестер кроме родного венгерского языка свободно владеет еще шестью: английским, русским, немецким, испанским, ивритом и даже эсперанто! Изучение иностранных языков стало обязательным элементом в педагогической системе Ласло Полгара.
На остальные общеобразовательные предметы - час в день, Еще час - психология, педагогика. Каждые 20 минут - рассказ анекдота. И, наконец, занятие физкультурой и спортом. Представители отдела опеки упрекали родителей за то, что их дочки живут “как в тюрьме “.
Ситуация резко изменилась после того, как десятилетняя Жужа успешно выступила на чемпионате страны среди взрослых и стала самым юным мастером спорта по шахматам в истории, и ее лично поздравил с этим уникальным достижением тогдашний руководитель Венгрии и большой любитель шахмат Янош Кадар. Вскоре эксперименту Ласло Полгара была открыта зеленая улица. Через год его старшая дочка завоевала свой первый титул чемпионки мира в возрастной категории до 16 лет. Планы выдающегося педагога стали осуществляться.
Истинным триумфом теории и практики Ласло Полгара стал феноменальный успех семейного трио на Всемирной шахматной Олимпиаде в Салониках в 1988году. Команда сестер Полгар, выступавшая под флагом Венгрии, вернулась на родину с золотыми медалями. Особенный фурор вызвала игра самой юной участницы – двенадцатилетней Юдит Полгар, не потерпевшей в сложнейшем состязании ни единого поражения. Великая шахматистка вспоминает о том, своем первом взрослом бале: Играю и чувствую, что вокруг меня начинает сгущаться атмосфера. Ощущаю чей-то взгляд со спины. Поворачиваюсь. Вижу - стоит Гарри Каспаров, наблюдает за моей игрой. Видимо, ему уже рассказали обо мне. Я столько о нем слышала, но тогда заговорить не решилась”.
Впервые мне довелось познакомиться с представителями этой удивительной семьи на турнире в небольшом городке Бад Мергентхайме осенью 1989 года. Соревнование, проводившееся по швейцарской системе, собрало интересный состав участников. Среди них были и мои тогдашние подопечные Александр Халифман и Дмитрий Комаров, а также, уже перебравшийся в Америку Гата Камский. Внимание зрителей привлекала юная звезда из Венгрии София Полгар. Во время турнира ей исполнилось пятнадцать лет, и организаторы соревнования поручили мне вручить имениннице многоэтажный торт со свечами. К тому времени, средняя из сестер уже успела заявить о себе на международной арене. Призер чемпионата мира среди юношей в возрастной группе до 14-ти лет(1986) и шахматного фестиваля в Нью-Йорке (1985) София прекрасно выступила на крупном турнире в Сан-Бернардино, и ей было присвоено звание международного мастера.
В поездке по Германии Софию сопровождала ее мама Клара, оказавшаяся очень открытым и контактным человеком. Пока в турнирном зале шли шахматные баталии, мы прогуливались по дорожкам лесопарка и обсуждали не только успехи и перспективы ее талантливых дочерей, но и последствия политических изменений, в доживающем последние месяцы, социалистическом лагере. Особенно тревожили Клару проявления ксенофобии и антисемитизма на ее новой родине в Венгрии. Помнится, уже тогда в их семье дебатировался вопрос о необходимости эмиграции в Америку или Израиль. Впоследствии эта дилемма разрешилась естественным путем. София в 1999 году вышла замуж за израильского гроссмейстера Йону Касашвили, а первым избранником чемпионки мира среди женщин Жужи Полгар стал гражданин США, и старшая из сестер давно уже проживает за океаном.
Прошли годы. Юдит уже много лет входит в элиту мужских шахмат мира. Ей удалось добыть скальпы практически всех выдающихся мастеров современности. В партиях с ней доводилось признавать себя побежденными и Каспарову, и Карпову, и Ананду, и Топалову.
Прошедший год ознаменовался для Юдит новыми выдающимися достижениями. В мужском чемпионате Европы она завоевала бронзу, а затем показала высокий результат на Кубке мира.
Геннадий Несис, старший тренер ФИДЕ,профессор.

День добрый, дорогой друг!

Тем более, что столь любимую опцию среднестатистического читателя «скачать бесплатно», применить не так-то просто. Купить – пожалуйста, а скачать, — это надобно основательно поискать.

Что это за книга?

Ели кто не знал или забыл – Жужа Полгар – одна из среди женщин, — по общему мнению шахматного сообщества, — лучшая шахматистка истории шахмат. Сестры – лауреаты всевозможных Оскаров и рекордов Гиннеса . Все перечислять, с вашего позволения, не буду.

Книга – весьма объемный труд на 1100 страниц и состоит из 6 основных разделов: Первые три содержат задачи. Мат в один, два и три хода. Следующие три раздела: партии – миниатюры, типовые эндшпили и комбинации из партий сестер Полгар.

Всего, как понятно из названия книги – 5334 примера.

Структура изложения книги весьма логична и идейно последовательна. Это один из нечастых примеров, когда в одной книге органично сочетаются как задачи, так и партии и примеры из практик и .

На каждой странице по 6 диаграмм. Текстом книга не перегружена, он прост и доступен в понимании даже начинающему.

  • Если вы совсем начинающий, — вначале выучите названия полей на досве и их цвета.
  • Никогда не двигайте фигуры в процессе решения задач. Задачи развивают пространственное воображение и внимание. Постепенные успехи в решении задач также дадут мотивационный толчок к дальнейшему развитию.
  • Изучение коротких партий- миниатюр позволит вам свести к минимуму типичные ошибки в дебюте. А также обогатит арсенал характерных приемов игры в дебюте
  • Чтобы стать практически сильным шахматистом, следует каждый день решать задачи и комбинации, а также ежедневно играть партии. Если нет постоянного партнера, вполне можно заменить его компьютером.

Основные разделы книги

Собственно разделов 8 . Шесть из них содержат задания, седьмой – решения. А самый первый – вводный, для совсем начинающих.

Пойдем по порядку:

Вводный раздел

Разъясняются основные правила расстановки фигур, что из себя представляет каждая фигура, как она ходит и ее особенности.

Мат в один ход

Следующий по логике развития шаг – научиться ставить элементарные маты в один ход. Этот раздел значительно короче, чем последующие, «всего» 306 задач. Одноходовые задачи обычно решают в первый год обучения шахматам

Несложные задачи послужат ступенькой к формированию навыка решения более сложных и комплексных проблем за шахматной доской.

Мат в два хода

Атакующий делает ход, соперник отвечает, следующим ходом нужно поставить мат.

В этом разделе содержатся огромное количество примеров – 3411 . В обще-то неудивительно, двухходовки наиболее популярны вид задач. Эти задачи решают как на первом году обучения, так и на последующих.

Даже во взрослом, а иногда и профессиональном периоде, для тренировки решение двухходовок полезно.

Задачи, как правило имеют несложное, но изящное решение. Например:

332 (номер в книге) Белые начинают и дают мат в два хода:

Решения в статье приводить не буду, пробуйте решить сами. Или посмотрите в самой книге.

Более 3000 задач можно решать несколько лет. Видимо так и задумал автор. И это есть правильно.

Мат в три хода

Атакующий делает ход, соперник отвечает, второй ход – снова ответ, и третьим ходом мат.

Мат в три хода – существенно более сложная задача. Сходу решение можно увидеть не сразу. А если задача хитрая, — придется изрядно попотеть.

Например: 4115 . Ход белых. Мат в три хода

Возможно, по этой причине трехходовки начинают решать уже с определенного уровня. И в этом разделе 743 задачи.

Следующие три главы представляют большую практическую ценность.

600 партий – миниатюр

Приводится полный текст партии. В каждой партии имеется диаграмма, предваряющую ситуацию ключевого хода. Это очень удобно, тем более, что партии расположены последовательно, в зависимости от поля, на которое делается ключевой ход.

Простые окончания

Глава содержит около 150 эндшпильных позиций. Особое внимание автор уделяет исключительно важной теме проведения пешки в ферзи. По сути – это ключевая задача в эндшпиле. Есть и типичные приемы. Например, игра на пат:

Комбинации из партий сестер Полгар

В этой главе собраны примеры тактических ударов, которые применяли сестры Полгар в своих турнирных партиях. Эта глава – прекрасный тренажер комбинационной игры.

Например:

С. Полгар – Комманс , 1988г

Белые начинают и матуют в 4 хода

Решения

Здесь все понятно. Все задачи, окончания и комбинации имеют свои решения, которые и приведены в этом заключительном разделе

Резюме

Книга содержит в себе стройную обучающую логику.

Однако, от утверждения, что это полноценный учебник шахматной игры, — я бы все-же воздержался. Это скорее сборник отлично подобранных примеров.

Для полноценного обучения нужны, как минимум, пояснения к примерам.

В целом, мне книга понравилась. На вопрос, стоит ли приобрести бумажную версию, могу сказать так: если бумажная книга вам удобнее, чем электронная, — тогда да. Лично для меня это не принципиально, на каком носителе.

На Озоне книга стоит 555 рублей. Не так уж и мало, но доступно.

Особую ценность, по моему мнению, как опытного шахматиста, представляют следующие моменты:

  • Короткие партии (глава 600 партий) демонстрируют типичные ошибки начинающих (а иногда и не только начинающих) в дебюте, а также характерные приемы, позволяющие воспользоваться неточностями соперника в начальной стадии партии.
  • Очень удачно и продуманно сделана подборка эндшпилей. По сути обучение эндшпилю и сводится к знанию таких точных позиций, как они выигрываются или сводятся вничью.
  • Ласло Полгар сделал графическую нотацию. То есть, вместо буквенного обозначения фигуры и хода используется мини-изображение.


Могу с полной уверенностью сказать одно: книга Ласло Полгара бесспорно украсит вашу домашнюю библиотеку.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Персона Дня - 11.05.2019

Ласло Полгар (при рождении Ласло Протьовин) родился 11 мая 1946 года в венгерском Дьёндьёше. Его семья чудом пережила Вторую мировую войну. Отец Ласло Армин Протьовин был привлечён к введённой для венгерских евреев «трудовой повинности», а мать Белла Гельбман выжила в концентрационном лагере Освенцим, при этом его дедушку и бабушку фашисты отравили в газовой камере. Армин и Белла были очень религиозными людьми и считали, что их спасение от пособников Гитлера – дар, посланный свыше. В детстве Ласло хотел стать раввином.

Его мать эмигрировала в 1956 году из Венгрии с младшей сестрой Ласло, в то время как мальчик остался со своим отцом и окончил еврейскую гимназию в Будапеште. В дальнейшем он работал сварщиком и посещал вечерние курсы педагогики, психологии и эсперанто. Позднее он работал в средней школе учителем черчения и этики.

Ласло Полгар стал хорошо известен в Венгрии, когда в 60-х годах выдвинул теорию о том, что великими становятся, а не рождаются. Проведенные им исследования убедили его в том, что всех выдающихся людей заставляли сосредоточиться на своей сфере и работать над достижениями с юных лет. Ласло решил, что понял этот процесс настолько хорошо, что сможет осуществить его сам. Он написал книгу «Как воспитать гения» и публично объявил о поиске женщины, которая согласится выйти за него замуж, родить детей и помогать ему в осуществлении эксперимента. Как ни удивительно, такую женщину он нашел: это была венгерская студентка, жившая на Украине, по имени Клара.

Клара Альтбергер жила в селе Вилок Виноградовского района и училась в это время в Ужгородском государственном университете. Девушка происходила из семьи венгерских евреев, которые проживали на территории, отошедшей после войны к СССР. Ее близкие были знакомы с матерью Ласло. Власти СССР дали разрешение Кларе на выезд, и она впервые встретилась с будущим мужем в 1965 году в Будапеште. Спустя два года молодые люди поженились, а еще спустя два – у них родилась первая дочь Сьюзен (также старшую Полгар часто называли Жужа). Вторую дочь назвали София, а третью – Юдит.

Теория Полгара гласила, что талант не врождён, а прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Джона Уотсона. Полгар-старший изучал биографии известных гениев, таких как композитор Вольфганг Моцарт и математик Карл Гаусс. Из этого он сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенные результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это практически доказать, он посвятил себя полностью воспитанию своих дочерей, которым он вместе с женой дал только домашнее образование. Последнее произошло после долгой тяжбы с министерством образования, но Ласло добился своего.

Ласло прилично играл в шахматы и долго размышлял, чему обучать дочерей – игре на черно-белых клетках или математике. Сьюзен рассказывала, что в ее случае на первом месте была математика, но она очень быстро проявила способности в шахматах. С Софией и Юдит проблемы выбора уже не было, и над колыбельками малышек висели игрушки в виде шахматных фигур.

Все дочери Ласло стали очень сильными шахматистками. Сьюзен – чемпионка мира среди женщин и гроссмейстер среди мужчин, Юдит – сильнейшая шахматистка всех времён, которая входила в мировую десятку по рейтингу и имеет на своем счету победу над Гарри Каспаровым, София – международный мастер среди мужчин с рейтингом за 2500.

Полгар-старший всегда считал, что для достижения больших результатов нужно мериться силами с сильнейшими, поэтому его дочери выступали преимущественно в мужских турнирах. Потом исключительно в мужских. Из-за этого у семьи вначале были серьезные разногласия с Венгерским шахматным союзом. Впрочем, по мере улучшения результатов сестер эти разногласия исчезли.

Ласло Полгар – автор ряда книг по своей методике воспитания таланта, учебников по шахматной игре, сборников шахматных этюдов и юмористических историй из жизни шахматистов, антологии партий венгерских шахматистов-евреев, он написал обзор шахматной темы в литературе на эсперанто. Несколько его известных книг переведены на русский язык.

Жил-был в Венгрии молодой учёный, психолог Ласло Полгар.

Полгар был убеждён, что талант - это не врождённая особенность и что он прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Джона Бродеса Уотсона. Полгар изучал биографии известных гениев, таких как Моцарт и Гаусс, и сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенные результаты, если будут систематически и интенсивно обучаться.

Ласло Полгар с дочерьми / polgarjudit.hu

Ласло Полгар изучает одарённость, пишет статьи и книги на эту тему. Он уверен, что из любого ребёнка можно сделать гения. Своими работами он привлекает внимание молодой девушки Клары Альтбергер, а после продолжительной переписки женится на ней.

Я поехала в Венгрию в гости к дяде и там, конечно же, встретилась с Ласло. Он, как и я, учился на педагога и уже на первом свидании начал мне рассказывать, какие гениальные у нас будут дети. Говорил, что гении должны начинать свою карьеру с самого раннего детства, как Моцарт. Ещё полтора года мы переписывались, а потом я всё-таки согласилась стать матерью гениальных детей.

Клара Полгар

А как вы познакомились со своей второй половинкой?

Шахматы

Какую область выбрать для своих будущих гениев? Ласло сначала остановился на математике, но позднее передумал. И выбрал шахматы.

Почему шахматы? Сам Ласло говорит, что в шахматах можно с первых же дней оценить успехи ребёнка, ведь дети постоянно соревнуются между собой.

Ещё шахматисты любят говорить, что шахматы - это сплав науки, спорта и искусства.

  • Наука: шахматисты разрабатывают сотни дебютных вариантов в кабинетной тиши, чтобы удивить своего соперника. Сейчас, с появлением суперкомпьютеров, многие партии завершаются ещё на уровне домашних заготовок.
  • Спорт: часто соперники сидят по 10 и более часов за доской.
  • Искусство: когда шахматист жертвует почти всеми своими фигурами и выигрывает при помощи едва уловимого комбинационного мотива. Не зря шахматные задачки называют этюдами.

Остаётся только добавить, что сам Ласло не являлся сильным игроком.

София

София Полгар /sofiapolgar.com

Самый «слабый» ребёнок семьи Полгар. Поэтому о её достижениях коротко:

  • международный мастер среди мужчин;
  • № 6 в рейтинге шахматисток;
  • чемпионка мира среди девочек до 14 лет;
  • вице-чемпионка мира среди мальчиков до 14 лет;
  • двукратная олимпийская чемпионка.

На видео она обыгрывает знаменитого Виктора Корчного:

Сьюзен (Жужа)


Сьюзен Полгар / chessdailynews.com
  • чемпионка мира среди женщин 1996–1999 годов;
  • международный гроссмейстер среди мужчин;
  • № 1 в женском рейтинге (первый раз заняла эту позицию в 15 лет);
  • пятикратная олимпийская чемпионка;
  • чемпионка мира среди девочек до 16 лет (в возрасте 12 лет).

Сьюзен берёт интервью у молодого чемпиона мира Магнуса Карлсена:

Юдит

Другой человек на месте Ласло успокоился бы: чемпионку мира он уже вырастил. Вот он, готовый гений. Но не таков был папаша Полгар. Он делает все необходимые настройки, «фиксит баги» и выпускает новую версию. Он хочет сделать свою дочку чемпионом мира среди мужчин!

Встречайте самую младшую, самую одарённую сестричку - Юдит Полгар.


Юдит Полгар / polgarjudit.hu

Юдит - величайшая шахматистка всех времён и народов. Не существовало и не существует женщины, которая могла бы приблизиться к её достижениям за шахматной доской. Смотрите сами:

  • шахматист № 8 в мужском рейтинге (2005 год);
  • самый юный гроссмейстер среди мужчин (15 лет, 1991 год, превзошла достижение Роберта Фишера);
  • победы над девятью чемпионами мира (Карпов, Каспаров, Спасский, Смыслов, Топалов, Ананд и другие);
  • олимпийская чемпионка.

Достижений могло бы быть намного больше, но Юдит практически не играла с женщинами. Она принципиально соревнуется только с мужчинами. Только с лучшими из мужчин!

Юдит побеждает Гарри Каспарова в историческом матче «Россия против остального мира»:





«Тр…хни нормальность»

Именно под таким лозунгом жил Ласло. Ну мне так кажется, по крайней мере.

  • Он женился в рамках научного эксперимента.
  • Написал кучу книг, которые были раскритикованы, а потом взял да и вырастил по своей системе трёх гениев.
  • Боролся с системой социалистической Венгрии, где домашнее обучение детей было запрещено. Он продавливал его всеми силами, общаясь со службами социальной защиты и прочими «вурдалаками».
  • Добился для Юдит права играть среди мужчин, в то время как чиновники настаивали на том, чтобы она штамповала лёгкие победы среди женщин.

Разве он нормальный?

Жалко детей

Кто-то в комментариях наверняка напишет, что да, конечно, гении, но какой ценой? Натаскивание (часто силком) с раннего возраста, узкая специализация, домашнее обучение (ни одна из сестёр не ходила в школу).

Но ведь сёстры выросли и не превратились в неуклюжих монстров, которые умеют только двигать фигуры. Все они успешно вышли замуж и воспитывают детей. Сёстры Полгар делают карьеру, разъезжают по всему миру, встречаются с другими выдающимися людьми, являются национальными героинями своей страны.


chessdailynews.com

У них отняли детство? Сами сёстры говорят, что нет. Они искренне благодарны своим «ненормальным» родителям.

А что думаете вы? Как вы относитесь к сверхраннему обучению детей, натаскиванию ребёнка на узкую специальность? Какого вы мнения о домашнем обучении? Делитесь в комментариях.

Последние материалы сайта