Образование древнерусского государства 9 12 век кратко. Норманнская теория

10.05.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В IX в. у славян было 2 крупных объединения:

    у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

    условен в Поволховье с центром в Ладоге.

В 862 г. в Ладогу (по летописи - в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.

Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов - Русская Правда.

По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

      1. 3. Культура Киевской Руси

Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть - от бога»).

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. - Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях - храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском - Георгиевский собор, в Новгороде - церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.

Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

В XI в. появляется первое крупное произведение литературы - «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись - «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись - цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи - Реймсское и Остромирово евангелия.

Наряду с официальной, сохранялась и народная культура - скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство – монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам, в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне – смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр.

В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей – закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец – холопец – холоп), а со временем всех невольных людей.

Основными источниками холопства были: плен на войне; брак с невольным; рождение от холопов; продажа при свидетелях; злостное банкротство; побег или воровство, осуществленные закупом. Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным: если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин.

Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к «воспоминанию души». Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую.

Главным богатством и основным средством производства на Руси была земля. Сначала формировался домен – личное владение князя. К X – XII вв. в Киевской Руси сложились крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина – земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала. Распространенной формой организации производства стала феодаль­ная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

Характерной чертой экономики Руси явилось подчинение крестьян коллективному феодалу – государству, взимавшему с них поземельную подать в виде дани. На начальном этапе развития древнерусского дань собиралась со всего свободного населения и называлась полюдье. Это было осуществлением верховного права на землю, установлением подданства князю.

Высшие должностные посты в Киевской Руси занимали представители дружинной знати. Совет при князе составлял Думу. Военными отрядами руководили воеводы. Сбором подати ведали данники (поземельная подать) и летники (торговые). Были судебные чиновники – мечники, вирники, земцы и мелкие должностные лица – бирючи, метельщики. К X веку земли племенных союзов превратились в административные единицы – волости под управлением князей – наместников Великого князя.

Продолжается рост числа русских городов. Известно, что в Х веке в летописях упоминается 24 города, в XI веке – 88 городов. Только в XII столетии на Руси их было построено 119.

Росту числа городов способствовало развитие ремесла и торговли. В это время ремесленное производство насчитывало не один десяток видов ремесел, в том числе оружейное, ювелирное, кузнечное, литейное, гончарное, кожевенное и ткацкое дело. Центром города был торг, где ремесленная продукция реализовывалась. Внутренняя торговля, из-за ведения натурального хозяйства, была развита гораздо слабее внешней. Киевская Русь торговала с Византией, Западной Европой, Средней Азией, Хазарией.

На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси.

В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Митрополит и духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов, Номоканона, получившего на Руси название Кормчей.

В этом сборнике заключались церковные правила Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных Византийских императоров.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, новое просвещение, Новые землевладельцы, новые землевладельческие обычаи, новые законы и суды.

Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось “обидой”, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Обычай “кровной мести” и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство.

Семейный быт отличался грубостью, тем более что везде существовал обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до своего крещения тоже придерживался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно при многоженстве, было очень нелегко.

Вместе с Христианским учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Через свою иерархию и примером ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, церковь образовала собою особый союз – церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Изгои и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками.

На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции.

Христианство, став господствующей религией, выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями русской церкви.

В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. Епархиальный епископ Киевской Руси, как этого требовали каноны, был верховным учителем паствы, первосвященником и главным начальником над клириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенно советником удельного князя в государственных делах. В княжеских распрях епископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствами они скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест для целования. Церковь через епископа благословляла князя на княжение.

Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после ее крещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количеству существовавших тогда церквей.

И в Киеве и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые были основными поставщиками русского епископата.

4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Принятие христианства – это первая попытка "модернизации" культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации.

Самобытность культуры России проявляется в ряде факторов. Это прежде всего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зоне рискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодных условий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжные дожди, на юге – засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченность существования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси, России.

На первых порах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центр ремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов – центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице.

Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Кроме способа "узелковой" фиксации информации применялась и иная система записи, известная как "черты и резы", или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности – "глаголице", совершенных форм, создании "кириллического" алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Для письменности русские использовали специфический материал – берёсту.

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX - X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др.

Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало.

Киевская Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

5. Внешняя политика киевских князей

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов.

Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица – великого князя – создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

Во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 – 1054 г.г.) Основной чертой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов – уделов ослабевших и обедневших князей – родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 – 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 – 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия – Владимировичей-Мономаховичей. Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов – наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами – Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва – едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во-вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В-третьих – набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В-четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси История Государства Российского.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии.

С 1125 года после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился сын Мономаха, прозванный Великим. Русью он правил столь грозно, сколь его отец. При нем были изгнаны из своих владений полоцкие Всеславичи. Из-за внутренних распрей ослабли черниговские Святославичи: Муромо-Рязанская земля отделилась от Черниговской. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти 1132 года распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и относительному спокойствию на Руси пришел конец.

Таким образом можно сделать вывод, что после смерти Святослава возникла новая политическая ситуация на Руси: после смерти правителя осталось несколько сыновей, деливших власть. Новая ситуация породила новое событие – княжескую усобицу, целью которой была борьба за власть.

Заключение

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.

Однако уже в XII в. от древнерусского государства отделился целый ряд княжеств. Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих людей) в землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю. В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту.

В этот период изменяется и система государственного управления. Формируются два центра управления - дворец и вотчина. Все придворные чины одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и проч. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утратило свое значение славянского государственного центра.

Список использованной литературы

1. Георгиева Т.С. История России: учебник. – М.: Юнити, 2001

2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1998

3. История Государства Российского: учебное пособие \ А.М. Пушкарёв. – М.: Правда, 2003

4. Кондаков И.В. Новая история России: учебник. – М.: Университет, 2000

5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1991

6. Павлов А.П. История: учебник для вузов. – СПб., 2005

7. Россия в 9-20 века: учебник \ под. ред. А.Ф. Покрапивного. – М.: Юнити, 2004

8. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М.: "АиФ Принт", 2003

9. Хрестоматия по истории России: В 4-х т., - Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС, Международные отношения, 1994

Исследователи выделяют следующие факты, которые повлияли на образ Древнерусского государства:

1)Природно-климатические;
2)Геополитические;
3)Религиозные;
4)Фактор социальной организации общества.
Природа и климат России более суровый, по сравнению с Западной Европой, поэтому урожая меньше. Территория очень большая, и население, на протяжении всего времени, переходило из одних земель на другие в поисках более плодородных. Это передвижение ставило государству задачу прикрепления работников к земле с целью извлечения налога.
Начиная с 9 века на Руси начала формироваться жесткая централизованная власть.
Территория нашей страны находится между Европой и Азией. Любые военные действия этих сторон проходили через наши земли и порождали постоянные экстремальные ситуации, поэтому постоянно постояла задача быть в боевой готовности. Исходя из этого мы понимаем, что наше государство испокон веков военизировано. Европа и Азия несомненно повлияли на формирование политических институтов, культурных, и многих других, именно поэтому многие ученые, включая Флоренского, называли нашу страну Евразией.

Христианство пришло на Русь в 988 году, а в 1054 году оно распалось на два направления: православие(Русь) и католицизм(Запад). С этого момента началось противостояние, которому в конце 17 начала 18 вв. оно заканчивается благодаря Петру1 (окно в Европу).
В силу трех вышеуказанных факторов в нашей стране сложилась особая форма социальной организации общества.
Если в западных странах ячейкой общества является семья, то на Руси ей была община, коллектив, корпорация. В следствии всех этих причин в нашей стране всегда определяющую роль играло государство, централизованная власть.
Первое упоминание о Древнерусском государстве мы находим в «повести временных лет, которая была написана монахом Нестером в 12 веке и рассказывает о событиях в середине 9 века.
Славянские племена, которые жили к тому времени в сельской общине, стремились к объединению, перессорились между собой из-за приоритета власти. Их спор продолжался долго, и были вынуждены обратиться к своим северо-западным соседям норманнам (варягам) с предложением прийти княжить и управлять славянами.
В 862 году варяжский князь Рюрик начал свое правление в Новгороде и Киеве.
В 882 году князь Олег объединил северные и южные территории.
Древнерусское государство было обширным и очень не стабильным объединением из-за того, что было объединено лишь по военным соображениям.
В то время во главе государства стоял князь. Его престол находился в Киеве. Князь периодически выезжал «в люди», это называлось полюдье.
Полю́дье - это способ сбора дани с населения восточнославянских племён, существовавший в IX-XII веках на Руси. Племеные. союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину. Размер рассчитывался пропорционально дворам, и не зависил от достатка владельцев.

Древнерусское государство сочетало в себе элементы рабовладельческого, феодального строя.
В 10 веке определяется феодальный уклад.
Признаки феодального уклада:
- вся земля является собственностью Великого князя.
Во́тчина - это земельное владение, которое принадлежало феодалу - потомственно и с правом перепродажи, залога или дарения.
- постепенно прикрепление к земле крестьян.
Правда Ярослава - это правовой кодекс,который был выдан в 1016 году городу Новгороду и затем вошёл в «Русскую Правду».
«Древнейшая Пра́вда» в то время содержала 18 статей. Ими предусматривалось наказание за побои, убийство, порчу имущества, езду на чужом коне и др. Сохранялось, однако, право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом.
9-10 века – в обществе все больше неравенства.
Смерд - это свободный общинник-земледелец с мерной долей земли,он же воин, он же пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.
Зависимая категория населения – это рядовичи – батраки, закупы, холопы, челядь – обслуга, изгой.

Значение принятия христианства.
Принятие христианства подняло статус государства, поставило наряду с Западно – Европейскими странами, укрепились связи с Византией, государство крепчало, укрепилась роль князя, также способствовало развитию культуры и письменности.
С 11 века началась феодальная раздробленность.
В 1097 году состоялся съезд удельных князей в городе Любече. Принято решение – каждый князь держит свою землю – вотчину и передает ее по наследству.

Конец XIII - 1-я половина XIV в.: усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского - Даниил Александрович (1276-1303 гг.). При нем быстро растет территория Московского княжества. В 1301 г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси.

Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол завершается победой Московского княжества. Иван Данилович (1325-1340 гг.), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на великое княжение. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился туда. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси. Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя – Калита («денежная сума», «кошель»). Значение правления Ивана Калиты для русского государства:

Усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель;

Добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монгопо-татарами;

Получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду;

Не прибегая к оружию, значительно расширил свои владения (подчинил княжества: Галичское, Угличское, Белозерское).

Лекция 2. Древняя Русь (IX – начало XII в.) Русские земли в период политической раздробленности (XII – первая половина XV в.)

1. Древнерусское государство в IX – начале XII века.

2. Русские земли и княжества в начале XII – первой половине XIII в. Политическая раздробленность.

3. Борьба русских земель и княжеств с иноземными захватчиками в XIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

4. Объединительные процессы в русских землях (XIV – середина XV). Возвышение Москвы.

Древнерусское государство в IX – начале XII века.

В IX в. на территории, заселенной восточно - славянскими пле­менами, было образовано Древнерусское государство ‑ Киевская Русь, которое являлось крупнейшим раннефеодальным государством Восточной Европы.

Территорией формирования Киевской Руси стало обширное пространство от Балтийского (на севере) до Черного моря (на юге) и от Западной Двины (на западе) до Волги и ее притоков (на востоке).

До славян на указанной территории проживали, по меньшей мере, четыре крупных этноса:

- скифы (VII - III вв. до н.э.) - языческий народ арийского про­исхождения, имевший развитую культуру и государственность, занимавшийся земледелием и скотоводством, управлявшийся царями - оставили наибольшие следы своей деятельности, в час­тности, курганы;

- древние греки-колонисты (V - III вв. до н.э.) - соседи скифов, которые основали торговые города-государства (полисы) на че­рноморском побережье (Херсонес, Ольвию, Керчь и др.), вели торговлю с местными племенами;

-сарматы - кочевой народ из Азии, временно осевший в При­черноморье в III - IV вв. н.э.;

- угро-финны - народ, пришедший из Сибири и осевший на ши­роких просторах Северной и Северо-восточной Руси, а также Северной и центральной Европы - предки современных венг­ров, финнов, эстонцев, мордвинов, марийцев; они культурно повлияли на славянские племена севера и северо-востока Руси.

В V-VII вв. в Центральной Европе сформировался новый этнос - славяне , который начал расселяться на юг и восток. Но где же предки славян жили до этого, где находилась прародина славянских племен. Существуют концепции происхождения и прародины славян:

- миграционная (переселение народов на Восточно-Европейскую равнину) – «дунайская» (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский) и «прибалтийская» (М.В.Ломоносов, А.Г.Кузьмин);

- автохтонная (исконное население Восточно-Европейскую равнины) – Б.А.Рыбаков.

Славяне разделились на три большие языковые и культурные группы:

- западные славяне (предки поляков, чехов, словаков и моравов);

- южные славяне (предки сербов и хорватов, других народов Южной Европы);

- восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов).

Восточные славяне расселились вдоль бассейна рек Невы и Днеп­ра и состояли из 15 крупных племен . Это были (расселенные с севера на юг):словене (у оз. Ильмень); кривичи (верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины); дреговичи (между реками Припятью и Березиной); вятичи (бассейн р. Оки); радимичи (по р. Сожи); северяне (по среднему течению р.Днепр м по р. Десна); древляне (по р. Припяти); поляне (по западному берегу р. Днепр); волыняне, дулебы (Волынь); тиверцы и уличи (Дунай) и другие племена.

На складывание и развитие государства оказали влияние ряд факторов: географическое положение, климатические и природные условия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями _ Белым, Балтийским, Черными Каспийским - и тремя горными хребтами - Карпатами, Кавказом и Уралом. Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Вся жизнедеятельность людей была связана с лесом. Его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество - сбор меда диких пчел. В лесу жители скрывались от нашествия врагов. Благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения - вначале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны. Наиболее важным был известный с VI в. великий водный торговый путь«из варяг в греки». Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по рекам в Черное море. Таким образом, у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них - с Византией.

Другой международный речной путь - «из варяг в персы» шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее - со Средней Азией и арабским миром: по своему значению он не уступал пути «из варяг в греки».

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В VI-IX вв. они объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы (включали в себя 100-200 отдельных племен; каждое отдельное племя в свою очередь состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию) - этап на пути складывания государственности восточных славян.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточных славян. В центре их повествования - земля полян (как указывали летописцы, носила название «Русь». Существует теории происхождения термина «Русь»:

- «южная теория» илиотечественная (М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков), согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;

- «северная теория» илискандинавская (В.О.Ключевский, В.Томсен), согласно которой название «Русь» принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита - вое­начальники, управленцы, именовали себя «Русь». В скандинав­ских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня «Русь» (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как го­сударство варягов («Русь») с центром в Киеве.

Археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности. В исторической литературе часто можно встретить версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь - это название одного из славянских племен.

Важный фактор в формировании народа и государства представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культурой и т. п. В разное время соседние народы подчиняли себе славянские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (конец IX в.) были:

- на севере соседями восточных славян были варяги (скандина­вы). Варяги и их дружина нередко приглашались северными восточнославянскими племенами для решения внутренних конфликтов и защите от внешней угрозы.

- на юге влиятельным соседом восточных славян была Византия - восточная часть Римской империи, уцелевшая от набегов варва­ров в V в. и просуществовавшая еще около 1100 лет после гибели Рима. Византия занимала территорию современной Греции, Турции, Ближнего Востока, Египта и Северо-Восточной Аф­рики. Византия соединила в себе культуры Рима, азиатских народов Восточного Средиземноморья, Египта, Греции. Для Византии было характерно смешение западных (римских) атрибутов императорской власти и азиатской деспотической системы властвования, сложного восточного придворного ри­туала. Господствующей религией в Византии было греческое православное (ортодоксальное) христианство, заимствованное в 988 г. Киевской Русью.

- на западе : балтийские племена: литы, литва, ятвяги и др.; западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, венгры (угры);

- на северо-востоке : угро-финские племена: карелы, мордва, мари, мурома и др.;

- на Нижней Волге : хазары;

- на востоке: булгары (болгары) - кочевой восточный народ, разделившийся на два: северные булгары осели на Волге и Каме и стали пред­ками современных татар, южные булгары (болгары), ушли за Дунай и, смешавшись с южными славянами, стали предками современных болгар;

- на юге в Причерноморье : печенеги и другие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли народы или ассимилировали их. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей общественной и хозяйственной жизни. Славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой и бортничеством . У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия - перелог , когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес , из огородных культур - репу, капусту, свеклу, морковь и др., занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону - суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах - рало , а позже - деревянный плуг с железным наконечником - лемехом . В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне - лошадей. Хозяйство носило натуральный хара ктер.

Промыслы играли в хозяйстве восточных славян второстепенную роль. Это были в основном охота, рыболовство и бортничество.Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в поле с занятием промыслами и ремеслом. Производство глиняной посуды в VIII-IX вв. сделало большой шаг вперед. На смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гончарного круга.

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже - появлению и развитию торговли , которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

С развитием торговли связано у славян появление городов . В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страной городов.

Появились первые княжества: Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде), Артания вокруг предположительно Рязани. Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины , а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.

В VII-IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья .

Постепенно происходит замена родовой общины на соседскую, территориальную , члены которой уже не были кровными родственниками, а являлись просто соседями. Соседская община на юге называлась «мир», на севере - «вервь». В соседской общине сохранялась общинная собственность на пахотную землю, лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли - «наделы». Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

В племенной среде VII - начала IX в. выделялись вожди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Зарождалась частная собственность.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече - народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника - князя , который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Военно-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр - вотчинников и подчинение им общинников.

К VIII-IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками (от церковнославянского языцы - народы, иноземцы ; народы нехристианских политеистических религий). Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог , богом солнца - Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии - Перун , богом ветра - Стрибог, богиня плодородия - Мокошь. В VI в., славяне признавали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения ‑ требы.Славяне чтили духов: берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага домовых, леших. Отголоском старинных верований являлся культ щуров (чуров) - предков. В минуту смертельной опасности славяне кричали: «Чур меня!», надеясь на помощь предка-пращура. Для щуров в специальные родительские дни топились бани и ставились еда и питье.

У славян были свои языческие праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами (в конце декабря колядовали - ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать; большим праздником были проводы зимы и встреча весны - Масленица). Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам.Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм ‑ многобожие).

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. Под государством следует понимать механизм политической власти: на определенной территории; с определенной системой органов управления; с необходимым действием законов; формированием органов принуждения (дружина- функции: внешняя- защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) - подавление сопротивления внутри государства).

Процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты .

Пространственная и геополитическая ситуация - Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

В VII-X вв. объединение славянских племен в союзы и союзы союзов (суперсоюзы) - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. (Б.А.Рыбаков, И.Я. Фроянов)

В XVIII в. немецкие ученые на русской службе Г. Байер, Г. Миллер разработали норманнскую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции выступил М.В. Ломоносов , положив начало полемике между норманистами и антинорманистами. Некоторые ведущие русские историки - H. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский - в целом принимали концепцию норманистов. Многие же русские ученые XVIII-XIX вв. стояли на позициях антинорманизма (В.К.Тредиаковский). В советский период истории, когда абсолютизировался социально-классовый подход к изучению проблемы, версия о призвании варягов вообще отвергалась, соответственно - и их роль в образовании древнерусского государства. Непримиримым ее противником выступал крупный отечественный ученый, автор многих книг по Древней Руси Б.А.Рыбаков . В зарубежной литературе преобладает норманистский взгляд на образование государства у восточных славян. Среди современных отечественных историков преобладает мнение, что государство у восточных славян окончательно сложилось в связи с возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже VIII-X вв. Однако при этом не отвергается и влияние субъективного фактора - личности самого Рюрикав образовании государства. В «Повести временных лет» Нестора существуют две концепции происхождения государства у восточных славян:

Варяжская, новгородская;

Славянская, киевская по происхождению.

Начало формирования Киевской Руси Нестор представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. В его рассказе о доваряжском периоде приводятся сведения о трех братьях - Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян. Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (862-879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья - в Белоозере и Изборске. Между тем фраза «Рюрик пришел с родственниками и дружиной» на древнешведском языке звучит так: «Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор (верная дружина)» (Б.А.Рыбаков). Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Она связана с именами первых древнерусских князей: Олега, Игоря Рюриковича, Ольги, Святослава Игоревича.

В 907 г. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом (879-912) со­вершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия - одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси. В 912 г. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега). Его наследником стал сын Рюрика Игорь (912-945 гг.). При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены пла­тить дань. В 945 г. во время сбора дани (полюдье) князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани. Княгиня Ольга (945 - 964 гг) , жена Игоря, про­должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. При Ольге размеры дани (урок) были регламентированы, и ее стали свозить в специально отведенные места (погост). Ольга была пер­вой из князей, кто принял христианство. Начался процесс хри­стианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками. Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972 гг.) проводил большую часть вре­мени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объяв­лял войну («Иду на Вы») , воевал с печенегами и византийца­ми. В 969 - 971 гг. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 г., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами. Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава ‑ Владимир (960-1015 гг.) , прозванный народом Красное Солнышко, подчинивший всех восточных славян Киеву и создавший с помощью городов-крепостей линию обороны от набегов многочисленных кочевников.

В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но имеют место разногласия по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образования до варягов. Вопросы эти решаются в зависимости от представления о том, что такое государство. Представители государственной школы в русской исторической науке, например, понимая под государством «политическое единство народной жизни», считали, что в Киевской Руси господствовали родовые отношения, которые затем сменились вотчинными (территориальными). Государство же в России, по их мнению, возникло только в XVI в. (С. Соловьев) или даже в XVII в. (К. Кавелин). Однако если не сводить понятие государства только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX - начале X в., т. е. в «варяжский период». Основной формой политического объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов». На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

На Руси темп политического объединения славянских племен был замедленным. Постоянные набеги кочевых племен, организация походов на Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений - все это способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.

В настоящее время существуют три основных теории возникновения государства восточных славян:

- славянская, или антинорманнская: отрицается роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание на княжение (М.В.Ломоносов (XVIII в.), Б.А.Рыбаков (XX в.)).

- центристская: возникновение Древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (XX в.) и многие современные историки).

- норманнская: создание Древнерусского государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян, которые не смогли этого сделать самостоятельно (Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер (XVIII в.), Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев (XIX в.)).

Таким образом, хотя государство у восточных славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси уже после того, как в русских землях уже вполне сложились экономические и политические предпосылки для объединения. Однако приглашение варягов не означает, что они явились создателями русского государства. Роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию. Отношения между варягами, с одной стороны, славянами и финнами - с другой, не были такими мирными, как об этом повествует Нестор. Скорее, шла полная драматизма борьба славянских и финских племен с варяжским нашествием. Но это нельзя назвать и завоеванием, так как варяги не располагали необходимыми силами для завоевания обширных территорий славян и тем более, будучи отсталым народом, варяги, естественно, не принесли государственности ни одному народу. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя т.к. нет сколько-нибудь заметных следов влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, на их язык и культуру. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь - как страна несметных богатств.

Также спорным является вопрос о существовании единого древнерусского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальского княжества.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX ‑ начало XII вв., условно может быть разделена на три периода:

-IX ‑ середина X в . ‑ начальный, время первых киевских князей;

- вторая половина X ‑ первая половина XI в . ‑ время Владимира и ЯрославаМудрого, эпоха расцвета Киевской Руси;

- вторая половина XI ‑ начало XII в ., переход к территориально-политической раздробленности.

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX-X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей. Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IX-X вв. (древлян - к середине X в.). Вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность (подчинены ко второй половине X в.).

В конце IX в. произошел процесс образования единого Древне­русского государства. Он состоял из двух стадий:

Призвания на княжение в 862 г. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рю­риковичей над Новгородом;

Насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство - Киевскую Русь.

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня­жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.).

После смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег. Он в конце IX века совершал походы на соседние племена и подчинил их своей воле. В 882 им был захвачен Киев и туда было перенесена столица нового государства, которое получило название Киевская Русь. Объединение Киева и Новгорода в 882 году под властью князя Олега, считается началом образования Древнерусского государства .

Ликвидация самостоятельности всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу X в. территориальной структуры государства Русь. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшиеся князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля».

Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980-1015). Он посадил на княжение в 9 крупнейших центрах Руси своих сыновей. Главным содержанием деятельности киевских князей стало:

Объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского;

Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

Защита границ Русской земли от нападения степных кочевников.

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию . Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Главной функцией князя была военная и судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили: старшие дружинники ‑ местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Младшая дружина , включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом.

Из числа дружинников князь назначал посадников ‑ наместников для управления городом, областью; воевод ‑ предводителей различных военных отрядов; тысяцких ‑ высших должностных лиц; сборщиков поземельных податей ‑ данников, судебных чиновников ‑ вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин ‑ мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собраний, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли

В социальной структуре древнерусского государства проявлялись элементы и феодализма, и первобытнообщинного строя, и даже рабовладения.

Основные социальные группы этого периода.

Средневековое государство Киевская Русь в 9 (правильно – IX) веке сформировалось, объединив восточнославянские племена под руководством Рюриковичей. При этом проблема происхождения государственности остаётся дискуссионной. Есть норманнская теория, которая делает акцент на иностранном происхождении правящей династии. В то же время другая позиция, впервые высказанная ещё Ломоносовым, основывается на том, что монархия не могла образоваться без готовности к этому народа, без определённых социальных, культурных, экономических предпосылок. Этот спор, фактически, растянулся в веках, сторонников хватает и у той, и у другой точки зрения. Достаточно знать, что существуют несколько взглядов на то, как образовалась Русь Киевская, сам же термин начали использовать намного позже, с XVIII века, признавая главенствующую роль Киева, который на протяжении всего периода оставался центральным, основным престолом.

Киевская Русь постоянно расширяла свою географию, завоёвывая новые территории, хотя иногда и уступая. В период наивысшего расцвета государство на юге доходило до Таманского полуострова, верха Северной Двины – на севере, Днестра – западе. Племенной состав был очень разнообразный: древляне, поляне, тиверцы, сиверцы и так далее. Преимущество самого расположения связано с тем, что княжество лежало на крупном торговом пути «из варяг в греки», что способствовало торговле. Кроме того, страна находилась в фактическом центре Европы, объединяя восточную часть с западной. Всё это помогало расти экономическому благосостоянию.

Князья

Окончательное формирование государства завершилось с появлением первого князя, Олега, который пришёл из Новгорода и захватил власть в Киеве в 882 году, убив Дира и Аскольда. Так что исторически его нельзя назвать однозначно первым правителем, но именно с него пошла известная династия Рюриковичей. Безусловно, даже обсуждая такое явление как Киевская Русь кратко, нельзя не сказать о самом Рюрике. Отсчёт логично вести с него, проблема в том, что точных сведений об этой личности осталось довольно мало, а некоторые исследователи вообще считают его мифическим. Безусловно, поскольку в истории есть упоминания о его родственниках, то он сам явно существовал. Однако всё остальное вызывает уже споры.

Итак, Олег отправился в Киев, где правил около 30 лет до своей смерти, покорив ряд племён и освободив их от необходимости платить дань хазарам. Следующим князем стал Игорь, сын Рюрика, который правил до 945 года, был убит древлянами за то, что решил собрать с них дань во второй раз. Поскольку сын Игоря был ещё слишком мал, регентом при нём оказалась княгиня Ольга, жестоко отомстившая непокорному племени. И она же первая из правителей приняла христианство.

Её сын Святослав правил до 975 года, когда был убит в бою с печенегами. Он прославился военными походами, при нём Киевская Русь значительно расширила свои территории и укрепила собственное влияние. Особых успехов князю удалось добиться в отношении Византии, где нашествия славян стали откровенно бояться. Впрочем, в периоды, когда действовали различные мирные договоры, правителям удавалось добиться существенных льгот. Например, беспошлинной торговли для купцов и многого другого.

После смерти Святослава началась борьба за власть между его наследниками, в которой в итоге победил младший сын Владимир, догадавшийся скрыться от братьев в Скандинавии, а потом вернуться с наёмным войском. Сначала он захватил власть в Новгороде, откуда потом перебрался в Киев.

Период расцвета

Киевская Русь развивалась вплоть до периода феодальной раздробленности. Но по-настоящему государство подкосило татаро-монгольское нашествие, от которого оно, по факту, уже не оправилось. Тем не менее во времена своего расцвета это было богатое, сильное, прекрасно развитое, в том числе и в культурном плане, государство, которое опережало многие европейские страны. Княжеские походы постоянно увеличивали его территорию, что показывает и карта Киевская Русь, например, фактически подступала к владениям Византии, остававшейся тогда ещё довольно мощной.

Основной денежной единицей была гривна, ещё ходили арабский дирхем и византийская литра. Поскольку государство почти постоянно воевало, поощрялись физические занятия. В 12 лет мальчики уже должны были прекрасно ездить верхом, владеть всеми основными видами оружия, охотиться, рыбачить, плавать, готовить, чинить одежду, доспехи и многое другое. В 12 лет девочкам полагалось уметь готовить, убирать, лечить несложные раны, помогать матери во всех делах, а когда пришло христианство – то и знать все молитвы, чинить одежду. Причём чем выше было положение в обществе родителей, тем более жёсткими становились требования. Так, от наследника князя в 12 лет ожидалось, что вскоре он уже будет участвовать с отцом в боевых походах, сначала – помощником, а потом уже и как полноценная боевая единица.

Довольно высоким был и уровень культуры. В той или иной степени все владели грамотой. Ещё Киевская Русь славилась своей архитектурой, как деревянной, так и каменной. Особенно в этом плане отличилась столица. Одевались достаточно богато, состоятельные люди могли позволить себе меха, ткани, расшитые золотом и серебром. Большое внимание уделялось чистоте, очень распространены были бани. Возможно, именно с этим связано отсутствие эпидемий, более характерных для Европы того периода. Княжество не зря считалось одним из центров культуры и цивилизации. Даже если теме Киевская Русь кратко только посвятить время.

Последние материалы сайта